Юрьев монастырь
Статьи

16 обителей Господина Великого Новгорода

В период расцвета Великий Новгород окружали три кольца монастырей: до наших дней дошли далеко не все.

Фото: Александр Парамонов, GPVN.RU

Чем дольше история места — тем она богаче. Фраза эта относится к Новгородской земле в полной мере. Тем более, когда речь заходит о духовной жизни новгородцев. В центре нашего внимания на нынешнем маршруте окажутся монастыри — духовные обители Великого Новгорода и ближайшие к нему, возникавшие в разное время, набиравшие силу, переживавшие спад, умиравшие и снова возрождавшиеся, оставившие по себе след не только в духовной, исторической, художественной литературе, но и в сердцах тысяч и тысяч людей на протяжении многих веков.

Наш новый маршрут «Монастырской тропой» заслуживает сразу нескольких определений «самый».

Он, безусловно, самый протяжённый — поскольку включает в себя не только городские обители, но и окрестные монастыри.

А значит и самый трудоёмкий. Для комфортного путешествия «Монастырской тропой» нужен личный транспорт и много, очень много свободного времени! Только в этом случае прогулка получится насыщенной и интересной.

Также побеспокойтесь об удобной, подходящей одежде, соблюдении дресс-кода, перекусах, хотя в большинстве обителей паломнику или гостю не дадут умереть с голоду.

Не претендуя на строгую типологию, мы распределили все объекты посещения на две «тропы».

Двигаясь по «малой тропе», гости познакомятся с обителями на территории областного центра. Статус монастырей и значительную часть построек большинство из них утратили, но все они остаются знаковыми объектами и памятниками архитектуры и истории.

Основу «большой тропы» составляют ныне живущие и развивающиеся монастыри, расположенные невдалеке от города.

Километраж «большой тропы» составляет 90 км, без учёта пеших прогулок по обителям.

«Малая тропа», в свою очередь, предполагает 9 км пути от обители к обители.

Время в дороге разнится, в зависимости от дня недели и времени суток.

Остаётся добавить, что наша с вами прогулка по основным ныне действующим и процветающим или практически полностью утраченным обителям Великого Новгород будет носить скорее светский характер, то есть рассчитана не столько на паломников, сколько на туристов.

Готовы? Поехали!

Большая «Монастырская Тропа»

По данным исследователей, уже в XII веке на Новгородской земле существовало около двух десятков монастырей, а в XV веке в Новгороде и его окрестностях уже стояло около пятидесяти обителей. Изучая источники, учёные выяснили, что город окружали целых три кольца монастырей.

В первое из них, в 2-3 километрах от центра города, входили Успенский — в Колмове, Никольский — в Мостищах, Успенский и Благовещенский — в Аркажах, Пантелеймонов, Нередицкий, Лятский, Ситецкий, Малокирилловский монастыри.

Второе кольцо опоясывало Новгород на расстоянии 5-6 километров от города и включало Никитский, Сырков, Перынский, Шилов, Сковородский, Ковалевский, Болотовский, Липецкий, Деревяницкий монастыри.

Наконец, в третье кольцо (в 10-12 километрах от города) входили Вяжищский, Троицкий, Коломенский, Николо-Липенский, Кунинский, Хутынский монастыри.

Мы выберем точкой старта одну из самых известных новгородских обителей: Свято-Юрьев мужской монастырь — один из древнейших монастырей России.

Свято-Юрьев мужской монастырь

Монастырь расположен в южных окрестностях Новгорода, недалеко от истока реки Волхов, проще говоря, в идеальном для погружения в седую историю месте.

К неспешности у стен Юрьева располагает всё: широта озера Ильмень на горизонте, полноводный Волхов, панорама Рюрикова Городища на противоположном берегу реки.

Юрьев монастырь

Юрьев монастырь. Фото: Максим Озерцов, GPVN.RU.

Простор и ветер летом, соловьиный свист весной, бесконечная белая даль зимой и безмолвие осени — единожды прогулявшись по берегу реки у стен Юрьева монастыря, это место запоминаешь на всю жизнь.

В летописи Свято-Юрьев монастырь упоминается под 1119 годом. Однако по преданию дата основания монастыря благоверным великим князем Ярославом Мудрым, во святом крещении Георгием — 1030 год.

Монастырь играл особую роль в политической и духовной жизни Новгорода. Настоятели монастыря получали чин архимандрита, а так же именовались «Архимандритом Новгородским» и имели статус второго духовного лица после архиепископа.

Монастырь служил княжеской усыпальницей. Для него трудились лучшие мастера, создавшие уникальный архитектурный ансамбль, центром которого стал Георгиевский собор, один из лучших памятников новгородской архитектуры княжеского периода.

Георгиевский собор Юрьева монастыря

Георгиевский собор Юрьева монастыря. Фото: Евгений Нефедов, GPVN.RU.

По размерам собор уступает только Святой Софии. В облике храма читаются черты, присущие княжеским постройкам XII века: парадность, внушительные размеры, просторные и хорошо освещенные хоры.

В июне 1233 года в соборе был погребен юный, 14-летний князь Феодор Ярославич, старший брат святого Александра Невского.

В XV веке Юрьев монастырь был одним из самых богатейших церковных собственников, благодаря чему увеличивался и расширялся.

Большинство построек монастыря относятся к XVIII-XIX векам.

К 1841 году возведены: Западный корпус с церковью в честь всех Святых, Спасский собор, Восточный Орловский корпус, с кельями для братии, северный корпус с храмом Воздвижения Креста Господня, а так же южный больничный с церковью в честь Божией Матери «Неопалимая Купина». Закончена работа над колокольней по проекту знаменитого архитектора Карла Росси.

Колокольня Юрьева монастыря

Колокольня Юрьева монастыря. Фото: Евгений Нефедов, GPVN.RU.

А далее обитель разделила общую горькую участь духовных центров государства.

В период с 1920 по 1930-е годы монастырь подвергался ограблениям и разорениям.

Во время Великой Отечественной войны в обители располагались немецкие и испанские части. После освобождения находились заведения далекие от изначального назначения монастыря: почта, училище, техникум, музей.

25 декабря 1991 года монастырь был возвращен церкви, к тому времени обитель находилась в запустении и требовала капитального ремонта, монашеская обитель здесь возродилась в 1995 году.

Колокольня Юрьева монастыря

Колокольня Юрьева монастыря. Крестовоздвиженский собор Юрьева монастыря. Фото: GPVN.RU.

Интересно, что с 2013 по 2021 год в монастыре работает экспедиция Института археологии РАН. Благодаря вниманию археологов было сделано множество важных открытий, а также обретены мощи, считавшиеся утраченными, Святителя Феоктиста Новгородского, которые находятся в монастыре для открытого поклонения. В монастыре открыт музей, рассказывающий об истории обители.

Редкий визит гостей в Великий Новгород обходится без посещения Юрьева, а его архитектурный ансамбль выглядит одинаково прекрасно и с воды, и с двух берегов Волхова.

Перынский скит

Перынский скит расположен в шаговой доступности от Юрьева, в поистине райском, уединённом, зелёном уголке, на небольшом полуострове, южнее Юрьева монастыря. Место это традиционно связывается с языческим капищем Перуну, существовавшем здесь почти 2000 лет назад. По свидетельству новгородской летописи, идол Перуна был поставлен воеводой киевского во время крупной реформы славянского язычества, а в 988 году при принятии Русью христианства идола сбросили в Волхов.

Перынский скит

Перынский скит. Фото: Александр Парамонов, GPVN.RU.

После принятия христианства на скиту был основан Рождественско-Богородицкий мужской монастырь. Во времена Новгородской республики в монастыре велось книгописание. В XVII веке обитель была приписана Юрьеву монастырю.

Миниатюрная, одноглавая церковь Рождества Богородицы XIII века — жемчужина и главный храм обители. Чуть сужающиеся кверху стены, лишённые декора, и простой барабан усиливают эффект легкости и устремленности постройки ввысь. Внутрь здания ведут три входа. При малых размерах (7,5 на 9,5 на 12 метров) церковь производит впечатление высокого сооружения.

Церковь Рождества Богородицы

Церковь Рождества Богородицы. Перынский скит. Фото: Александр Парамонов, GPVN.RU.

Обитель закрыли в 1920 году одновременно с Юрьевым монастырем. В 1990 году в Перыни вновь открыт скит.

Посещая это местечко нужно обязательно выделить время на прогулку по кольцевой тропе, опоясывающей духовную обитель — на ней можно встретить разнообразных птиц, ухоженную растительность, молодую поросль, информационные таблички, рассказывающие о флоре и фауне места. Летним днём разогретый воздух в зелёном массив пахнет хвоей и звенит птичьими трелям, а в морозный день искрится всеми оттенками синего.

Перынский скит

Перынский скит. Фото: Александр Парамонов, GPVN.RU.

В сознании тысяч и тысяч гостей Новгородчины Юрьев монастырь и Перынский скит сплелись в прочный дуэт: один — масштабный, грандиозный, величавый и торжественный. Второй тихий, уютный, уединённый. И при этом оба уникальны.

Покидаешь Перынский скит всегда с сожалением и надеждой, что следующая встреча случится вскоре.

Ну а мы отмечаем на навигаторе следующую точку нашего большого путешествия и удаляемся на юго-запад, где в 23 км от Великого Новгорода стоит…

Михайло-Клопский мужской монастырь

Обитель впервые упоминается в источниках в 1408 году в связи с приходом в монастырь Михаила Клопского.

Происходивший из боярского рода, родственник великого князя Димитрия Донского, Михаил принял на себя подвиг юродства Христа ради, покинул Москву и в рубище пришёл в Клопский монастырь близ Новгорода, где никто не знал, кто он.

Михайло-Клопский монастырь

Михайло-Клопский монастырь. Фото: Александр Парамонов, GPVN.RU.

Об имени блаженного и высоком положении его в монастыре узнали нескоро.

О главном предсказании Михаила Клопского в житии сказано так: «Будучи в обители святителя Николая на Вяжищах, он вдруг взобрался на колокольню и начал звонить во все колокола. «Что это значит?» — спросил народ. «Ныне в Москве радость», — отвечает, юродствуя, Михаил. — «У великого князя родился сын Тимофей, он же и Иван. Да и какой сын! Той будет всему русскому царствию наследник и всем окрестным странам страшен будет и сего вашего Новгорода обладателем будет…» Речь шла об Иоанне Васильевиче III, действительно позже покорившем Новгород и собравшем русские земли вокруг Москвы.

Центр ансамбля Михайло-Клопского монастыря — трёхглавый Троицкий собор, выстроенный в 1560-е годы и позднее обстроенный живописными приделами и галереями с колокольней, которые не сохранились.

Троицкий собор Михайло-Клопского монастыря

Троицкий собор Михайло-Клопского монастыря. Фото: Александр Парамонов, GPVN.RU.

Главная святыня монастыря — мощи святого Михаила Клопского, почивающие под спудом у южной стены Троицкого собора.

В начале XIX века стены собора были надложены, изменился его облик, храм стал пятиглавым. Тогда же были построены кельи и новая колокольня. А в годы Великой Отечественной войны трапезная церковь была сильно разрушена. 60-е годы собор законсервировали, Никольская церковь по-прежнему пребывала в руинах.

Михайло-Клопский монастырь

Михайло-Клопский монастырь. Фото: Александр Парамонов, GPVN.RU.

Сегодня обитель медленно, но верно восстанавливается: в Троицком соборе уже проходят службы, в монастырь приезжают туристы и паломники, художники организуют пленэры у древних, живописных стен. Пока что на территории Михайло-Клопского монастыря нет уюта и тишины, присущей другим заповедным уголкам, но просторы, раскинувшиеся за пределами обители настраивают мирян на мысли о бренном и вечном.

Михайло-Клопский монастырь

Михайло-Клопский монастырь. Фото: Александр Парамонов, GPVN.RU.

Следующая точка нашего маршрута Вяжищский монастырь, а значит, мы возвращаемся к Великому Новгороду, минуем его и оказываемся на северо-западной стороне. Но перед тем, как насладиться необыкновенной, уникальной красотой обители, заглянем в деревню Сырково, где некогда стоял Сырков монастырь. Сегодня о нём напоминают несколько отдельных построек.

Сырков монастырь

Обитель в честь сретения чудотворной иконы Пресвятой Богородицы Владимирской на реке Веряже была основана по обету новгородским боярином Фёдором Сырковым около 1548 года.

К слову, с фамилией богатых купцов Сырковых в Великом Новгороде связано несколько храмовых построек. Старший — Иван Сырков, в 1510 году возвёл церковь Жен Мироносиц на Ярославовом дворище. Его сын Дмитрий — церковь Варлаама в Хутынском монастыре. Наиболее активным строителем был Фёдор, московский дьяк, выполнявший дипломатические поручения. Сырковская обитель как раз-таки и появилась в благодарность за благополучное посольство в ливонский город Колывань или современный Таллин.

В 1570 году монастырь пострадал при расправе Ивана IV над Новгородом.

Сырков монастырь

Сырков монастырь. Фото: Максим Озерцов, GPVN.RU.

Среди казнённых Иваном Грозном при погроме был и Фёдор Сырков, а также его братья. Чтобы выведать, где хранится сырковская казна, Фёдора обвязали веревкой и бросили в полынью, протащили подо льдом. Когда полуживого купца вытащили из воды, царь издевательски спросил, что тот видел под водой. «Видел злых духов, ждут не дождутся тебя, кровопийцу», — ответил Федор Сырков. За этот ответ купца опустили в котел с кипящей водой, а затем четвертовали. Та же участь ожидала Алексея Сыркова.

В Смутное время Сырковский монастырь неоднократно подвергался разорению от поляков, шведов и литовцев. До 1694 года обитель находилась в зависимости от Николо-Вяжищского монастыря. В 1712 году преобразована в женскую, под именем «Новодевичьей».

Также монастырь известен прожившей в нём 20 лет в затворе Верой Молчальницей, появившейся в 1834 году в окрестностях Тихвина и отождествляемой некоторыми исследователями с императрицей Елизаветой Алексеевной, женой Александра I. Личности Веры Молчальницы и её пребыванию в Сыркове посвящено не мало материалов. Кенотаф Веры Молчальницы находится у стен Владимирского собора монастыря.

В 1920 году Сырков монастырь был закрыт большевиками: началось уничтожение его построек. Комиссия по изъятию церковных ценностей работала в монастыре в 1922 году. В 1931 году Владимирский собор был включен в число объектов, подлежащих разборке, но благодаря вмешательству сектора науки Народного комиссариата просвещения РСФСР собор спасли. Во время Великой Отечественной войны строения монастыря серьёзно пострадали.

После реставрации храм был преобразован в клубное помещение.

От постройки, хранящей множество преданий и легенд, отправляемся далее к прекрасному архитектурному ансамблю, который заранее, во всей красе открывается подъезжающему к деревни Вяжищи.

Николо-Вяжищский женский монастырь

Изящные и вместе с тем величественные, обильно украшенные изразцами, постройки женского ставропигиального, то есть подчиняющегося непосредственно Патриарху, монастыря выглядят торжественно и даже сказочно на фоне окружающей обитель природы. Спокойствие, умиротворение и дивная красота влекут сюда туристов и паломников.

Вяжищский монастырь

Вяжищский монастырь. Фото: Александр Парамонов, GPVN.RU.

Первое упоминание о монастыре в летописи относится к 1411 году.

Обитель играла огромную роль в истории средневекового Новгорода. Так, из ее стен вышел выдающийся исторический деятель XV века архиепископ Евфимий, впоследствии причисленный церковью к лику святых. Мощи владыки и по сей день находятся в монастыре.

Вяжищский монастырь

Вяжищский монастырь. Фото: Александр Парамонов, GPVN.RU.

В XVII веке монастырь пользовался покровительством первых царей из династии Романовых. Инициатором радикальной перестройки монастыря в конце XVII века был Боголеп Саблин (с 1683 по 1697 год — настоятель Николо-Вяжищского монастыря). Современники характеризовали его как человека честолюбивого, хорошо известного в Москве и имеющего серьёзные связи.

Строителей в Вяжищи пригласили, вероятно, из Москвы, в итоге в архитектурном ансамбле сочетаются московская пышность с новгородской строгостью.

Вяжищский монастырь

Вяжищский монастырь. Фото: Александр Парамонов, GPVN.RU.

До наших дней сохранились постройки конца XVII века: Никольский, трапезная с церквями Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и Вознесения Господня, галерея, соединяющая их и имеющая два парадных крыльца. В начале XVIII века в северной части монастыря были построены два каменных корпуса: двухэтажный с кельями для братии и одноэтажный хозяйственный. Первоначально монастырский ансамбль окружала деревянная ограда. В начале XIX века её заменила каменная.

Вяжищский монастырь

Вяжищский монастырь. Фото: Александр Парамонов, GPVN.RU.

Особенность построек конца XVII века — использование цветных изразцов. Украшать Вяжищский монастырь изразцами стали в конце XVII века, после сильнейшего пожара 1688 года, который уничтожил все деревянные постройки и сильно повредил каменные.

Вяжищский монастырь

Вяжищский монастырь. Фото: Александр Парамонов, GPVN.RU.

На изразцах изображены цветочные букеты в вазе или геометрические фигуры единорог, лев, конь, двуглавый орёл, крест. Наиболее красочно изразцовое убранство трапезной, а особенно — церкви Иоанна Богослова.

Чтобы лучше рассмотреть все это своими глазами, прихватите на экскурсию фотоаппарат или бинокль.

Вяжищский монастырь

Вяжищский монастырь. Фото: Александр Парамонов, GPVN.RU.

Интересно, что вопрос происхождения изразцов учёными до конца не решён. Они могли изготавливаться в мастерской при Валдайском монастыре, могли быть привезены из Москвы или Ярославля, возможно, были местного новгородского производства.

Впрочем, на умиротворение, царящее в монастыре, на нежность кувшинок в монастырском пруду летом и силу сияния над обителью зимой, это обстоятельство никак не влияет.

Деревяницкий монастырь

Для того, чтобы добраться до следующей точки нашего маршрута, нам нужно вернуться в Великий Новгород и переехать на правый берег Волхова, в микрорайон Деревяницы, где находится ныне полузаброшенный Деревяницкий монастырь.

Деревяницкий монастырь

Деревяницкий монастырь. Фото: Евгений Нефедов, GPVN.RU.

Известен он с 1335 года: летопись упоминает о возведении каменной церкви Воскресения на пересохшей ныне речки Деревянице в Новгородской республике.

Монастырский комплекс включал каменный храм в честь Успения Богородицы и Воскресенскую церковь, при этом обитель была тесно связана со Святой Софией. Именно здесь в XV веке оканчивали свой земной путь ушедшие на покой архиепископы.

Деревяницкий монастырь

Церковь Успения Пресвятой Богородицы и колокольня. Фото: Евгений Нефедов, GPVN.RU.

Во время Смуты колокола монастыря были вывезены в Швецию. При этом два бронзовых колокола были подняты в 1987 году экспедицией Морского музея Хельсинки со дна Финского залива у острова Мулон.

В Смутное время в монастырь была эвакуирована братия Коневского монастыря, а Коневская икона Божией Матери оставалась в Деревяницах до 1799 года.

В 1695 году, на месте обветшавшей старой, строится новая церковь. На строительство подрядились две артели каменщиков из Костромского и Ярославского уездов, но в 1697 году уже достроенная церковь обрушилась до основания.

В 1700 году по указанию митрополита Иова в монастыре возвели пятиглавый Воскресенский собор на том самом месте, где некогда стояли две описанные церкви.

Деревяницкий монастырь

Воскресенский собор Деревяницкого монастыря. Фото: Евгений Нефедов, GPVN.RU.

В 1875 году Деревяницкий монастырь преобразовали в женский. В нём разместилось училище для девиц духовного ведомства, преобразованное затем в Новгородское епархиальное женское училище. Каменное трёхэтажное здание для него было построено в 1884 году.

Деревяницкий монастырь

Здание духовного училища Деревяницкого монастыря. Фото: Евгений Нефедов, GPVN.RU.

В 1919 году из Деревяницкого монастыря изъяли деньги, недвижимое имущество и сельхозинвентарь. Когда монастырь был упразднен, 14 монахинь и рясофорных послушниц организовали сельхозартель, а храмы передали в бесплатное пользование коллективу верующих Деревяницкой слободы. В помещениях монастыря разместилась детская сельскохозяйственная колония, в которой содержалось 300 воспитанников.

Деревяницкий монастырь

Краснокирпичный корпус Деревяницкого монастыря. Фото: Евгений Нефедов, GPVN.RU.

В годы Великой Отечественной войны после оккупации Новгорода на Воскресенском соборе фашисты устроили наблюдательный пункт. Храмы получили серьезные повреждения во время боевых действий.

Долгое время Воскресенский собор использовался как склад готовой продукции находящегося поблизости завода «Стекловолокно».

Сегодня территория Деревяницкого монастыря представляет невесёлое зрелище: маковки нескольких куполов отсутствуют.

Деревяницкий монастырь

Воскресенский собор Деревяницкого монастыря. Фото: Евгений Нефедов, GPVN.RU.

В бывшем здании женского училища располагается стационар Новгородского областного наркодиспансера «Катарсис».

Церкви неоднократно предлагали забрать и Новгородской епархии, и Новгородскому объединённому музею-заповеднику, но расходы сопряжённые с этим не позволяют ни одной из структур принять положительное решение по вопросу.

Прогулка по территории монастыря в дурную погоду, к тому же в холодное время года, контраст затихшей обители и панорама областного центра на другом берегу обязательно настроит туристов на мысли о скоротечности времени, бренности бытия и месте каждого явления в большой и сложной истории человечества.

Ну а нам пора двигаться дальше: наша следующая цель Хутынский монастырь, известный далеко за пределами Новгородчины.

Но пока ваш автомобиль преодолевает расстояния, мы расскажем вам об ещё одной обители, некогда стоящей на нашем пути.

Лисицкий монастырь

Лисицкий Рождество-Богородицкий мужской монастырь был основан в конце XIV века, упразднён в 1764 году.

Лисья Горка впервые упоминается в Новгородской первой летописи под 1393 годом: «…Поставиша церковь святую Богородицю на Лисицьи горкѣ камену».

На рубеже XIV и XV столетий эта обитель была значимым культурным центром новгородской земли: монастырь имел связь с митрополичьим двором, был прославлен своими пострижениками преподобным Арсением Коневским и святителем Евфимием Новгородским.

Исследования последних десятилетий позволяют утверждать, что Лисицкий монастырь был крупным центром книгописания. В настоящее время известно около полутора десятков рукописей XIV-XVI веков, происходящих из действовавшего при обители скриптория.

Тематика этих книг, характер их письма и художественного оформления свидетельствует о связях лисицких книжников с Афоном и Византийским миром.

После упразднения монастыря монастырский собор стал приходским храмом, а затем в 1818 году — кладбищенским храмом военного поселения. Находился в 7 верстах к северо-востоку от Торговой стороны Новгорода на Лисьей горе, на левом берегу Малого Волховца.

Западнее монастыря у дороги в Хутынский монастырь находилось поселение Лисицкая слобода. Бывший монастырский собор и другие постройки были разрушены уже к середине XIX века. В настоящее время на месте некогда значимого Лисицкого монастыря стоит лишь массивный деревянный крест.

Варлаамо-Хутынский монастырь

А вот Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь и по сей день — один из знаковых духовных центров Новгородчины. Редкий день на парковке перед обителью нет нескольких автобусов с паломниками или туристами.

Хутынский монастырь

Хутынский монастырь. Фото: Александр Парамонов, GPVN.RU.

Монастырь расположенный к северу от Великого Новгорода был основан в 1192 году иноком Варлаамом. В этом же году Варлаам заложил каменный храм Спаса Преображения. Основатель обители является одним из первых на Руси местночтимых святых.

Во все периоды своего существования монастырь был одним из наиболее богатых на Северо-Западе.

Хутынский монастырь

Хутынский монастырь. Фото: Максим Озерцов, GPVN.RU.

На протяжении всей истории обители жизнь монастыря тесно связана с именем его основателя Варлаама Хутынского, одного из самых почитаемых святых на севере России.

Сын богатых новгородцев Михаила и Анны, названный при крещении Алексеем, рано приобщился к книгам и слову Божию и вопреки увещеваниям родителей с юных лет отличался строгим воздержанием, постом, всевозможными лишениями, а после их смерти принял пострижение и получил монашеское имя Варлаам, поселившись в Лисицком монастыре.

Хутынский монастырь

Хутынский монастырь. Фото: Александр Парамонов, GPVN.RU.

Однако жизнь в большой обители не удовлетворяла сурового подвижника, который искал настоящего уединения. В трех верстах ниже по течению Волхова была живописная, но пользовавшаяся дурной славой местность Хутынь (иначе Худынь — от слова худой). Там, по народному верованию, с незапамятных времен свила себе гнездо нечисть и тревожила попадавших к ней людей. Привлеченный красотой местоположения, Варлаам поселился в Хутыни, поставив сначала крест и небольшую келью. Но однажды поблизости от нее Варлаам в чаще леса был поражен лучом света, озарившим местность, и в память этого святого знамения поставил на том месте церковь во имя Преображения Господня.

В 1471 году в Хутынский монастырь приехал Иоанн Васильевич Третий, дабы поклониться святым мощам преподобного, и, по легенде, стал выпытывать у игумена, почему не вскрывают раки, чтобы все могли прикладываться к святым мощам. Когда по его повелению стали раскапывать могилу преподобного Варлаама, из земли вырвался огненный столб, опаливший стену и южную дверь иконостаса. Великий князь в ужасе побежал из церкви, ударяя посохом в землю, причём из земли выходил огонь не только в церкви, но и в монастыре. Бросив посох, великий князь в большом страхе покинул монастырь. Этот посох и опалённая дверь алтаря хранились в монастырской ризнице.

Хутынский монастырь

Хутынский монастырь. Фото: Александр Парамонов, GPVN.RU.

В 1611 году Хутынский монастырь стал штаб-квартирой шведов, напавших на Великий Новгород. В связи с этим православная обитель от шведского нашествия почти не пострадала. Тем не менее, шведы увезли с собой более 139 фунтов серебра с гроба Варлаама-чудотворца и жемчуга на 58 рублей.

В Преображенском соборе под спудом почивают мощи преподобного Варлаама. В приделе Святого апостола Иоанна Богослова покоится прах великого русского поэта и государственного деятеля Гавриила Романовича Державина, завещавшего похоронить себя в Хутынском монастыре.

Сегодня монастырь представляет собой архитектурный комплекс XVI-XIX веков.

Хутынский монастырь

Хутынский монастырь. Фото: Александр Парамонов, GPVN.RU.

После революции, в двадцатых годах минувшего столетия, монастырь разграбили. Тем не менее, он не прекратил своей работы.

Во время Великой Отечественной войны монастырь был разрушен и более 40 лет оставался в руинах. Пострадала и могила Державина. В 1959 году состоялось перезахоронение останков поэта и его жены в Новгородском Детинце. В 1993 году, в связи с 250-летием поэта, его останки были возвращены в монастырь.

В девяностые годы XX века началась активная реставрация ансамбля Хутынского монастыря. К настоящему моменту он известен не только как один из наиболее значительных, но и как один из самых красивых памятников древнерусской архитектуры в России. Паломники едут к святыням монастыря не только из Великого Новгорода и области, но и со всей России.

За территорией монастыря находится колодец, по преданию, освящённый самим преподобным Варлаамом. С другой стороны монастыря находится горочка преподобного Варлаама, которую, по преданию, преподобный сложил, нося землю в своей скуфье. На горке расположена часовня.

Прогуливаясь по территории монастыря поздней весной и летом паломники и туристы не могут сдержать восторга: на клумбах обители буйно цветут пионы, а затем им на смену заступают розы.

Хутынский монастырь

Хутынский монастырь. Фото: Александр Парамонов, GPVN.RU.

Обойдя обитель можно выйти к Волхову, а затем, по тенистой аллее на поле, с которого открывается пасторальный вид на окружающую местность.

В середине лета вся обитель наполняется запахом цветущей липы, являя собой поистине райский уголок на земле.

Нам осталось рассказать ещё о нескольких новгородских обителях, некогда известных и почитаемых, а ныне практически забытых.

Савво-Вишерский монастырь

Эта обитель, основанная в начале XV века преподобным Саввой Вишерским, находилась на месте нынешней деревни Савино. За свою историю монастырь не раз приходил в упадок, но вновь возрождался. Так было после Опричного погрома Новгорода и шведской оккупации эпохи Смуты. В 1764 году обитель была упразднена, но пятью годами позже по просьбе генерал-аншефа Корнилия Богдановича Бороздина вновь восстановлена в «статусе». Забота генерал-аншефа не была случайной: Савва Вишерский тоже происходил из рода Бороздиных.

В XIX веке в Вознесенском храме монастыря хранилась рака с его мощами. С того времени в паперти Вознесенской церкви разместилась и одна из родовых усыпальниц Бороздиных. Среди покоившихся там членов дворянской фамилии был сенатор Матвей Корнилович Бороздин, оставивший по себе «память беспристрастного судьи, что так редко встречалось в то время».

Спустя тридцать с небольшим лет вечный покой там же обрёл его сын — Константин Матвеевич, снискавший известность как историк и археолог. Именно он возглавил начавшуюся в 1809 году историко-археологическую экспедицию по городам Российской империи, в ходе которой была создана обширная коллекция рисунков древностей. Одной из главных тем его исследований была генеалогия дворянских родов России.

В 1865 году в Савво-Вишерском монастыре был похоронен брат Константина Бороздина — генерал-майор Владимир Матвеевич Бороздин.

Судьба родовой усыпальницы Бороздиных оказалась печальной. Уже в конце XIX столетия один из монастырских храмов использовался не по назначению — в нём был устроен бак для водопровода.

В 1920 году Савво-Вишерский монастырь был упразднён. Монастырские постройки, приспособленные для хозяйственных нужд, постепенно ветшали, пока не пришли в аварийное состояние и не были разобраны в 1970-е годы. В 1996 году на месте монастыря был освящён вновь построенный храм преподобного Саввы Вишерского.

Наконец, упомянем два некогда известных новгородских монастыря — Сковородский и Кириллов. Доступны для посещения едва сохранившиеся останки построек морозной зимой, когда реки и каналы в окрестностях Новгорода замерзают. Летом нужна лодка. И всё же знать о них не только интересно, но и важно — чтобы понимать, как сильно время, даже относительно небольшие его периоды, меняют окружающее нас пространство.

Кроме того, монастыри эти когда-либо восстановятся. Хорошо, если сохранятся в человеческой памяти.

Кириллов монастырь

Мало-Кириллов монастырь основан в 1196 году, находился в 1,3 км от села Спас-Нередицы, на острове Селезнёве, между протоками Малый Волховец и Левошня, в 3,5 км от Великого Новгорода по зимней дороге на Москву.

Началом монастырю послужила созданная на этом месте каменная церковь в 1196 в честь святых святителей Кирилла и Афанасия Александрийских, которая была создана на острове Нелезне.

Каменная церковь была на два года старше самой Нередицы.

Монастырь особо почитался с 9 июня 1238 года, когда в день памяти Кирилла Александрийского, в 100 верстах от Новгорода у Игнач-креста, остановилось движение татарских отрядов.

В XVI веке монастырю полагалось в год жалование на игумена, диакона и пономаря, которое составляло 5 рублей 25 алтын и 4 деньги. Монастырь претерпевал ущерб от многочисленных пожаров, разорений и перестроек.

Его история шла своим чередом: приходили и уходили люди, разорялись и снова богатели территории обители, безостановочно шла служба богу.

В 1920 году монастырь был закрыт. В 1922 году наиболее ценное имущество передали в Гохран и Новгородский музей.

Монастырь сильно пострадал во время Великой Отечественной войны, он использовался немецкими войсками как укреплённый пункт. Кирилловский храм был разрушен, как и сам монастырь, огнём артиллерии. В ночь с 24 на 25 августа 1941 года на территории монастыря погиб младший политрук Александр Панкратов. Считается, что младший политрук (лейтенант — в переводе на общеармейскую классификацию) Панкратов первым совершил подвиг, который впоследствии стали называть именем Александра Матросова. Он закрыл своим телом пулемет фашистов в бою.

В послевоенное время остатки монастырских построек были разобраны на стройматериалы. 30 августа 1960 года была принято постановление о признании территории монастыря памятником федерального значения. В 1984 году на месте монастыря было открыто селище, найдена керамика XI—XIII веков и позднесредневековая посуда.

В настоящее время на поверхности заметны фрагменты кладки южного корпуса, хорошо видна юго-восточная угловая башня с примыкавшими к ней сараем для экипажей и ледником.

От храмов остались заросшие холмы, а в зарослях можно обнаружить остатки стен с оконными проёмами, решетки окон, металлические связи кирпичной кладки. До сих пор можно увидеть монастырский пруд в юго-западной части территории монастыря и фрагменты зимней дороги на Москву, проходившей через монастырь.

Летом всё это утопает в зелени.

Сковородский монастырь

За Сиверсовым каналом, немного южнее Нередицы находятся останки каменного храма Михаила Архангела в Сковородском монастыре. По мнению учёных название монастыря произошло от конфигурации местности похожей на сковороду: плоской в центре, с возвышенными краями.

Руины Сковородского монастыря

Руины Сковородского монастыря. Фото: Евгений Нефедов, GPVN.RU

Основателем монастыря и строителем каменного храма был новгородский владыка Моисей. По своим архитектурным формам Михайловский храм был близок волотовской церкви. Лаконично решенные фасады здания, которые не имели даже лопаток, завершались трехлопастной закомарой. Этот прием станет обязательным в постройках второй половины 14-15 веков. Дополняли объемную композицию притворы с севера, запада и юга. Оставив кафедру в 1360 году, архиепископ Моисей удалился именно в Сковородский монастырь, где скончался и был похоронен 25 января 1362 года.

Украшавшие церковь Архангела Михаила фрески реставрировались в 1928-1929 и 1937-1938 годах, когда их освободили от известковой побелки и записей клеевыми красками. Состояние сохранности расчищенных фресок оказалось хорошим, если не считать отдельных механических повреждений красочной поверхности. Все надписи были славянскими.

Сковородский монастырь

Сковородский монастырь. Фото: Евгений Нефедов, GPVN.RU

Во время войны храм был разрушен, его гибель и утрата первоклассных по качеству фресок — невосполнимая потеря для отечественной культуры.

Малая «Монастырская тропа»

Наша прогулка по большой монастырской тропы окончена, но в самом Великом Новгороде туристов и паломников тоже ждут древние обители, если и утратившие ныне своё первоначальное значение, то всё же не потерявшие величия и красоты.

Начнём мы её из Десятинного монастыря, расположенного, практически, в центре Великого Новгорода, внутри Окольного вала.

Десятинный монастырь

По преданию, задолго до основания Десятинного монастыря на этом месте в 1170 году произошла известная битва новгородцев с суздальцами, в которой, новгородцы смогли победить благодаря чуду иконы «Знамение». Тогда против Новгорода была собрана огромная рать: русские удельные князья объединились, подступили к Новгороду и потребовали его сдачи. В эти печальные дни «ратного на Великий Новеград нашествия» на укрепления была вынесена икона «Знамение»: суздальцы стали стрелять. Одна из стрел попала в глаз Богородицы. Богородица заплакала и своими слезами ослепила противника.

Примечательно, что Десятинный монастырь сохранил почти полностью свою территорию и большую часть застройки до наших дней. В плане монастырь имеет вид правильного четырехугольника. Все его постройки разновременные. Временем возникновения монастыря считается 1327 год, когда архиепископ Моисей возводит церковь Рождества Богородицы «на Десятине». Но не исключено, что Десятинный монастырь мог быть основан и раньше. На это указывает икона «Успение» начала XIII века из Десятинного монастыря, хранящаяся сейчас в Третьяковской галерее.

Десятинный монастырь

Десятинный монастырь. Фото: Александр Парамонов, GPVN.RU.

Не совсем ясно, что послужило причиной названия монастыря. Термин «десятина» в древнерусском языке был многозначен. По Уставу князя Владимира Святославича 10-я часть дохода — церковная десятина — отделялась в пользу церкви.

Десятиной именовалась и сумма, которая собиралась «десятинниками» с монастырей и церквей в пользу Софийского собора.

Десятиной называли также княжеские имения, это, скорее всего, могло дать имя монастырю. Возникший на бывшем княжеском участке земли, монастырь стали называть «на Десятине», а позднее Десятинским или Десятинным.

Десятинный монастырь

Десятинный монастырь. Фото: Александр Парамонов, GPVN.RU.

На протяжении всей своей истории Десятинный монастырь разрушали и разоряли. Он никогда не принадлежал к числу наиболее богатых и сильных. Только в XVII веке, когда монастырем управляла игуменья Улита, принадлежавшая к хорошей семье и обладавшая связями монастырь начал процветать.

Церковь претерпела реконструкцию, а монастырь получил разные льготы (обеспечение земель, освобождение от уплаты сборов, казенное содержание в пути и в столице). В эти же годы в монастыре поселилась богатая вдова Агафья Семеновна Аничкова – представительница древнего новгородского боярского рода, которая преподнесла в дар монастырю все свои земли, более 2000 десятин и 400 с лишним душ крепостных крестьян.

В XVIII веке монастырь потерял все свои владения по церковной реформе, проведенной Екатериной II. До 1764 года в монастыре проживали «престарелые и увечные инвалиды», которых начали присылать на пропитание еще при Петре I.

Позднее в XVIII веке здесь находилась женская тюрьма. В монастыре содержались узницы или, как их тогда называли, «колодницы». Для их охраны была сформирована специальная команда из отставных солдат. В XIX веке богатство Десятинки постепенно росло. В это время монастырский ансамбль, состоявший ранее из деревянных построек, постепенно обновился в камне. В древнем Людином (Гончарским) конце возвышается стройная нарядная колокольня. Эта колокольня — вход на территорию Десятинного монастыря.

Самой древней является церковь Рождества Богородицы построенная в 1327 году. Это была типичная постройка новгородской архитектурной школы — кубический, одноглавый, четырехстолпный храм, с одной апсидой и двумя приделами на хорах (Пантелеймона и Рождества Иоанна Предтечи).

Десятинный монастырь

Десятинный монастырь. Фото: Александр Парамонов, GPVN.RU.

В подцерковье собора Рождества Богородицы обрела последний приют 20-летняя Прасковья Луполова или Параша Сибирячка. Есть предположение, что именно она является прообразом Пушкинской Маши из произведения «Капитанская дочка».

Рождественский храм занимал центральную часть монастырской территории. Остальные здания располагались по правильному геометрическому плану в виде четырехугольника. Самая ранняя из сохранившихся построек монастыря — двухэтажные настоятельские кельи. Основательно разрушенные в годы войны здание восстановлено не полностью, только его южная часть. Сейчас в нем размещается правление новгородского отделения Союза художников России. В южной части монастырской территории находился каменный двухэтажный корпус для сестер. Сейчас это здание используется под творческие мастерские художников. Западная часть монастырской территории ограничена протяженным одноэтажным каменным зданием, которое объединяло в себе трапезную, кухню, хлебопекарню и квасоварню.

В 1901 году к этому зданию был проведен водопровод, что в те времена для провинциального Новгорода было редкостью. В северном здании ныне располагается Государственный Музей художественной культуры Новгородской земли. Прежде это были два поставленных в одну линию полукаменных корпуса с кельями для сестер. Среди каменных монастырских корпусов чудом сохранилось деревянное двухэтажное здание — бывшие кельи, построенные, вероятно, в начале XX века.

Кроме сохранившихся до наших дней зданий на территории действовавшего монастыря имелось немало различных подсобных построек, которые располагались в двух хозяйственных дворах. За северным корпусом находился «черный двор», где стояли конюшня и каретник, а за ними огород. В хозяйственном дворе за южными корпусами были баня, прачечная, сарай для дров и еще один огород, в конце которого находился сенной сарай. Территория монастыря, благодаря стараниям игумений, была тщательно ухожена. Старожилы вспоминают, что еще до войны возле келий возвышались три огромных кедра – порода редкая для Новгородчины. За монастырской была построена полукаменная двухэтажная гостиница для приезжающих богомольцев и благодетелей обители.

Музей художественной культуры земли Новгородской

Десятинный монастырь. Музей художественной культуры земли Новгородской. Фото: Максим Озерцов, GPVN.RU.

В одной из комнат гостиницы жила столетняя старица Мария Михайловна, дивная новгородская подвижница и прозорливица. К ней стекались посетители не только из Новгорода, но и из Москвы, Петербурга, Одессы и других городов. Старица молилась, трудилась, забывая о пище и сне, отдавая все подносимые ей средства на устроение храма. Шила для каторжан и для солдат, притом без очков. Были случаи, когда старица снимала порчу, предотвращала дурные случайности. Императрица Александра Федоровна (супруга Николая II) посетила старицу в 1916 году.

Посещение императрицей старицы в памяти народной обросло самыми различными слухами и легендами, в которых ее предсказания, в свете уже известных событий относительно судьбы царской семьи обрели тревожный — трагический смысл.

Скончавшуюся в январе 1917 года 107 летнюю старицу похоронили на территории монастыря. В память о Марии Михайловне поставлен крест, который находится рядом с руинами собора Рождества Богородицы. К началу ХХ века относится и существующая ныне колокольня, с примыкающей к ней с севера часовней и с юга с просфорней.

С западной стороны между монастырем и земляным валом находилось небольшое кладбище, открытое в 1868 году. Сначала здесь хоронили только сестер, а потом за определенную плату в пользу монастыря, и других новгородцев. Для прохода на кладбище были устроены каменные с аркою святые ворота. В 1869-1871 годах на кладбище была построена небольшая теплая каменная церковь во имя Всех Святых. В 1939 году церковь была разобрана. Со временем и от кладбища не осталось следа.

По данным исследователей на этом кладбище может быть погребена Софья Александровна Бутакова — бабушка Сергея Рахманинова, поскольку Софья Александровна жила на Десятинной улице. На этой улице ей принадлежало два дома: полукаменный стоял напротив монастыря, второй — деревянный чуть южнее. Софья Александровна посещала Десятинный монастырь, приводила своего внука и ставила перед большой чтимой иконой Великомученика Пантелеймона.

На этом же кладбище были похоронены дядя и другие родственники известного художника Мстислава Валерьевича Добужинского. В детстве будущий художник приезжал на лето в Новгород к своей бабушке и дедушке по материнской линии, живших по соседству с Десятинным монастырем. В 1918 году по решению Новгородского губернского совета народных депутатов Десятинный монастырь был закрыт.

Следующие три монастыря располагаются в пешей близости друг от друга, сразу за территорией вала Окольного города в Неревском конце Великого Новгорода

Свято-Духов монастырь

Обитель впервые упоминается в летописи в 1162 году как уже существующий. Он считался одним из крупных новгородских монастырей после Юрьева, Антониева, Хутынского и Вяжищского. До наших дней сохранились собор Сошествия Святого Духа, церковь Троицы с трапезной, настоятельский корпус и руины северного сестринского корпуса.

Духов монастырь

Духов монастырь. Фото: Александр Парамонов, GPVN.RU.

До середины XIV века все строения монастыря были деревянными.

В 20-х годах XVI века архиепископом Макарием в новгородских монастырях был введён общежительный устав. В связи с этим в крупнейших из них, в том числе в Духовом, построили каменные трапезные палаты.

Церковь Троицы с трапезной палатой в Свято-Духовом монастыре расположена почти в центре территории монастыря. На первом этаже трапезной размещались поварня, хлебня и два квасных погреба; на втором этаже — трапезная и келарская.

Духов монастырь

Духов монастырь. Фото: Александр Парамонов, GPVN.RU.

Архитектура церкви отражает новые для того времени московские архитектурные веяния и являет высокохудожественный образец зодчества середины XVI века. Церковь серьёзно пострадала во время шведской оккупации 1611-1617 годов, а также от сильного пожара, случившегося в 1685 году.

5 марта 1786 года Духов монастырь был преобразован в женский с переводом в него монахинь двух новгородских монастырей, Евфимиева и Молотковского.

В XIX веке в трапезной церкви была произведена частичная перестройка. Известно, что в 1822 году император Александр I пожертвовал на ремонт церквей Духова монастыря 10 тысяч рублей.

Духов монастырь

Духов монастырь. Фото: Александр Парамонов, GPVN.RU.

Монастырь был закрыт в 1920-е годы. Ограда монастыря, колокольня и ряд жилых корпусов были разобраны, кладбище уничтожено. Через территорию бывшего монастыря прошла городская улица. Во время немецкой оккупации в здании монастыря находилась комендатура.

Сегодня «рассмотреть» в нескольких разрозненных строениях единый монастырский ансамбль не так-то просто, но даже по отдельности церкви, безусловно, обращают на себя внимание нездешним величием и красотой.

Николо-Бельский монастырь

Церковь Николы Белого — памятник архитектуры федерального значения, выстроенная в Неревском конце средневекового Новгорода.

Больше 700 лет назад именно здесь располагался Николо-Бельский мужской монастырь, которому была уготована сложная судьба. Письменных источников и фактов из его жизни сохранилось крайне мало.

Новгородские летописи сухо сообщают о закладке и освящении церкви Святого Николы на Яковлеве улице в Неревском конце под 1135 годом.

Николо-Бельский монастырь

Николо-Бельский монастырь. Фото: Максим Озерцов, GPVN.RU.

А в 1165 году владыкой Иоанном введено общежитие в Николо-Бельском монастыре при игумене Антонии.

Изначально все монастырские постройки были деревянными. К XIV веку обитель опустела, но затем была возрождена.

В 1312-1313 годах была построена и освящена каменная церковь Николая Чудотворца, Николы Белого. К слову прямых указаний на то, почему церковь названа именно Белой не сохранилось.

В летописях следующих столетий изредка упоминается о Николо-Бельском монастыре. Во время похода Дмитрия Донского на Новгород в 1386 году он сожжен горожанами наряду с другими пригородными монастырями, но вскоре восстановлен.

В 1463 году монастырь сильно пострадал от пожара «выгорела половина святого Николы», то есть половина монастыря. Расплавились от огня два «чюдных колокола». Впоследствии он много претерпел от шведских завоевателей.

В 1623 году царь Михаил Федорович велел старцу Зосиме возобновить Бело-Никольский монастырь и собрать в него братию. Год спустя царской грамотой были подтверждены все прежние права монастыря на вотчины и угодья.

Долгое время Николо-Бельский монастырь оставался особножитным, тип монастыря, предполагающий даже в большом обществе отдельную жизнь каждого монаха, хотя с 1528 года повсеместно в новгородских монастырях был введён общежительный устав, согласно ему вся братия монастыря объединялась в единстве быта, общности имущества.

В 1685 году в монастыре по указу патриарха была учреждена общественная больница. С этого времени до 1764 года монастырь оставался приписанным к архиерейскому дому и был на его содержании.

А с 1764 года монастырь был оставлен на своем содержании, а потом и вовсе приписан к Звериному женскому монастырю, расположенному поблизости.

Сегодня церковь Николы Белого располагается на территории Дома народного творчества и является одним из экскурсионных объектов интерактивной программы «Как во Новгороде да во древнем городе», рассказывающей, как строили дома, изготавливали мебель и домашнюю утварь, из чего шили одежду и обувь.

В общем, жизнь в монастырских стенах продолжает течь, только теперь уже совсем другая.

Зверин монастырь

Бок о бок с Николо-Бельским, стоит Зверин-Покровский монастырь — бывший женский монастырь Русской православной церкви в Великом Новгороде.

Зверин монастырь

Зверин монастырь. Фото: Максим Озерцов, GPVN.RU.

Монастырь был построен на земле, где рос Зверинец — заповедный лес, в котором охотились новгородские князья.

Точная дата возникновения монастыря неизвестна. Первое упоминание о деревянной церкви Покрова в Зверином монастыре относится к 1148 году. В этот год 27 июня она была «зажжена от грома», то есть сгорела от удара молнии.

В период Петровских реформ, в 1721 году, Зверин монастырь был упразднён, однако через шесть лет опять восстановлен. В конце XVIII столетия к Зверину монастырю был присоединён стоявший рядом древний Николо-Бельский монастырь. Объединённую обитель обнесли одной оградой.

К концу XIX века монастырь принадлежал к числу штатных необщежительных монастырей. Расцвет его приходится именно на это время: в 1899 году в монастыре появился новый большой собор.

В 1919 году Покровский собор был обращён в приходскую церковь, а монастырь закрыт, хотя сёстры продолжали в нём жить. В 1920 году над приходом нависла угроза окончательного закрытия. Сёстры предприняли попытку организовать в монастыре сельскохозяйственную молочную артель, но безуспешно. В январе 1930 года решением властей деятельность прихода была прекращена.

Зверин монастырь

Зверин монастырь. Фото: Александр Парамонов, GPVN.RU.

Главная монастырская церковь — Покрова Богородицы, известна с XII века. Изначально храм был деревянным, а в 1335 году архиепископом Василием на его месте был заложен каменный. Церковь продолжили строить в 1399 году при архиепископе Иоанне II. После шведского разорения храм получил новое посвящение в честь Положения ризы Богородицы. В 1851 году рядом с церковью был похоронен русский писатель, государственный и общественный деятель Иван Матвеевич Муравьёв-Апостол.

В 1899 году рядом с церковью Покрова Богородицы был заложен большой собор — на месте разобранного по ветхости храма, который был воздвигнут здесь в начале XIX века. Сначала предполагалось использовать фундамент разобранного храма, однако после изысканий было решено, что он не выдержит новой кладки и увеличенного объёма.

Освящение собора состоялось 30 сентября 1901 года, накануне праздника Покрова Богородицы. Новый собор получил название по имени стоящей рядом древней церкви, а та, в свою очередь, была переименована в честь Тихвинской иконы Божией Матери.

1 января 1930 года Новгородский Окружной исполком поддержал решение горсовета и постановил закрыть нескольких городских храмов, в том числе и Покровский собор. Зверин монастырь был упразднён, все его храмы были закрыты. Покровский собор был приспособлен под склад «хлебогрузов» Госхлебфонда.

В годы Великой Отечественной войны собор сильно пострадал. В 1950 году принято решение восстановить здание собора и приспособить его под областную торговую базу Главного управления по сбыту изделий лёгкой промышленности «Главлегсбыт». При этом архитектурный облик храма был значительно видоизменён.

30 августа 1990 года в храме прошла первая служба, которую совершил епископ Новгородский и Старорусский Лев.

20 марта 1995 года в собор были перенесены мощи преподобного Саввы Вишерского, обнаруженные в 1992 году при раскопках фундаментов собора Савво-Вишерского монастыря.

Впечатления от новгородских обителей будет неполным без посещения Антониева монастыря на правом берегу Волхова — уникального, зелёного уголка, сохранившего камерную атмосферу, но, вместе с тем, наполненного новой жизнью. Его мы и выберем в качестве финального объекта нашего большого путешествия.

Антониев монастырь

Основание Антониева монастыря относится к XII веку и связано с именем преподобного Антония Римлянина, который «промыслом Божьим» за два дня доплыл на камне от «Римских стран» до Новгорода: «…шествие его бысть по теплому морю, из него же в реку Неву, а из Невы реки в Новое озеро, из Нова ж озера вверх по реке Волхову, противу быстрин неизреченных, даже и до Великого Нова города». Произошло это в 1106 году. Вскоре на месте, где камень пристал к берегу, преподобный основал монастырь, посвятив его Пресвятой Богородице, которая сопровождала его на протяжении всего плавания.

Антониев монастырь

Антониев монастырь. Фото: Александр Парамонов, GPVN.RU.

Житие преподобного говорит о том, что на путь подвижничества святой Антоний встал в восемнадцать лет.

Антоний открыл тайну своего чудесного появления в Новгороде архиепископу Новгородскому Никите. Святитель посоветовал устроить обитель на том месте, где волнами прибило к берегу камень. Сначала была поставлена маленькая деревянная церковь во имя Рождества Богородицы, рядом скит. Так, по сказанию, возник в Новгороде знаменитый Антониев монастырь, который существует уже девять столетий

После смерти святой Антоний был погребен в монастыре. Камень, на котором приплыл святой, до сих пор лежит в притворе под фреской, изображающей святого Никиту. Удается рассмотреть на камне отпечаток правой босой ступни Антония. Говорят, что камень обладает целебными свойствами.

Сохранившийся храм Рождества Богородицы был заложен в 1117 году, через два года закончен, а в 1125 году расписан. Монументальные росписи представляют собой самый значительный по объему и своеобразный по стилю ансамбль новгородских фресок XII века. Наиболее сильное впечатление производят сцена Благовещения и полуфигуры четырех целителей — Фрола, Лавра, Кира и Иоанна, расположенные на западных гранях восточной пары. Собор относится к типу княжеских сооружений.

Антониев монастырь

Антониев монастырь. Фото: Николай Велицкий, GPVN.RU.

По своим архитектурным формам собор близок к Николо-Дворищенскому и Георгиевскому соборам. Многие исследователи предполагают, что все эти три памятника были построены одним мастером, талант которого с особенной силой выразился в последнем его сооружении — Георгиевском соборе.

В течение многих столетий Антониев монастырь был заметным культурным и духовным центром. В XII веке здесь трудился первый русский математик Кирик — создатель «Учения о числах».

История монастыря типична для средневековья: он горел и отстраивался заново, в 1570 году под мечом опричнины пали настоятель Геласий и все монахи, в 1611 году его разорили шведы.

Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря

Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря. Фото: Николай Велицкий, GPVN.RU.

Собор был усыпальницей новгородских бояр, архиепископов, воевод. В нем похоронены бояре братья Алфановы, по всей видимости безвинно растерзанный народом во время волнений 1609 года за предполагаемую измену Михаил Татищев.

К слову, больше внимания некрополю Антониева монастыря уделено в маршруте, посвящённом древним кладбищам Новгорода.

Также на территории монастыря сохранилась церковь Сретения XVI века с трапезной, казначейские кельи XVII века и здание библиотеки XVIII века, первое в России здание, изначально построенное специально для библиотеки и до сей поры используемое по назначению.

Церковь Сретения Господня

Церковь Сретения Господня Антониева монастыря. Фото: Николай Велицкий, GPVN.RU.

30 октября 1740 года в монастыре торжественно открылась Духовная семинария. После ее закрытия в 1918 году здесь размещался Новгородский практический институт народного образования. Позже – Новгородский государственный педагогический институт. С 1993 года и по сей день Гуманитарный институт Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого.

Территория Антониева монастыря, проще говоря, Антоново, пользуется любовь горожан и гостей города за отстранённость от городской суеты, местоположение на берегу Волхова, старый яблоневый сад, сочетание многовековой истории и современности, переплетающихся дуг с другом под каменными сводами построек и живой зелёной сенью.

Новгородика

 

Данный проект реализуется в рамках XVI областного конкурса инновационных проектов «Новгородика».

16 обителей Господина Великого Новгорода
Подписывайтесь на «Генплан Великого Новгорода» в Новостях, Дзене, Telegram и ВКонтакте.
Наверх