Наш сегодняшний маршрут можно пройти несколькими путями: по кругу, с севера на юг, змейкой по аллеям. Концентрация памятников ЮНЕСКО тут зашкаливает: на небольшой территории находятся 14 объектов всемирного наследия. Вместе с ними на Дворище расположились фонтан и скульптура, посвящённые Ганзейским дням.
Парадоксально, но здесь крайне скромный, по сравнению с другими историческими районами, культурный слой — менее пяти метров. Связано это со спецификой места: здесь не было жилых построек как таковых, скорее, общественные сооружения и площади. На набережной Дворища в древности находилось три «вымола», пристани. Для норвежцев построили Гарольдов вымол, для немцев — Немецкий, а для русских купцов — Иванский. Кроме немцев и норвежцев, в разное время на Торгу открывали свои дворы шведы, датчане, англичане. И конечно, не будем забывать про ганзейских торговцев — пускай Новгород в саму Ганзу не входил, но торговал с ней активно.
Подойдём к стенду с картой, внимательно изучим расположение храмов. К счастью, все они скомпонованы аккуратно, так что потеряться будет сложно. За стендом начинается дорожка к фонтану и декоративным деревьям, опоясанным мраморной скамейкой.
Фонтан являет собой мраморный стол с расположенными на нём гербами шестнадцати стран-участниц Ганзейского союза: сколько стран вы узнали? В тёплое время года по чёрному зеркалу медленно стекает вода, мирно кидают монетки туристы, а дети эти самые монетки выуживают. Фонтан был сооружён к 2009 году, когда в Великом Новгороде прошли Ганзейские дни Нового времени. Пусть и всего на несколько дней, но Новгород стал центром многоязычного праздника, протянувшего ниточку между странами и тысячелетиями.
От фонтана прогуливаемся по гранитной дорожке, затерявшейся между елей. Встречаем самую противоречивую скульптуру Великого Новгорода: Ганзейский знак. Присмотритесь, что вы видите? Это два корабля, ладья и ког, сплетаются своими парусами, превращёнными в деревья.
На поляне перед фонтаном можно встретить собак и их хозяев: не пугайтесь, на Ярославовом дворище они частые гости. Пройдём к аркаде: на её травянистом дворе летом проводят йогу, играют во фрисби, рисуют, выгуливают компании собак. Историческое наследие — не повод останавливать жизнь. Тем более Дворище с самого основания Новгорода было центром бурлящей торговли, где встречались купцы со всего мира.
Аркада, выходящая прямо к Волхову, была частью комплекса Гостиного двора. Во времена Новгородской республики здесь был торг со своим собственным порядком. Но затем, к XVII веку, поставили Гостиный двор — в 1606 году он упоминается в связи с пожаром. Потом постройку не раз реконструировали, а после оккупации города фашистами решили частично восстановить в качестве памятника торговой деятельности новгородцев.
Гостиный двор представлял собой прямоугольник с внутренним двором, попасть на который можно было через Воротную башню. Посмотрите издалека на арки: они разные. Почему? Потому что каждый купец сам выбирал, какая площадь лавки ему нужна. Неудивительно, что торговец слоновой костью в виду эксклюзивности товара мог выбрать лавку поуже, а продавец молока и сыра — пошире. И да, не удивляйтесь — под слоновой костью подразумевается не только бивни слонов, но и, к примеру, рога нарвалов. Говорят, такой товар можно было встретить на Торгу.
Напротив Аркады стоит трёхэтажное гражданское здание с проездами и башней. В народе её прозвали Вечевой, хотя построена она была гораздо позже падения Новгородской республики. На самом деле это воротная башня Гостиного двора, поставленная в конце XVII века. Венчает её шипастая булава, а множество окон позволяет смотреть во все стороны: ну, с какого края Новгорода воры рискнут прийти за товаром, оставленным на хранение внутри Гостиного двора?
Рядом с башней расположилась церковь Жён-Мироносиц — один из немногих объектов Дворища, не закрытых на реставрацию в 2023 году. У церкви два высоких деревянных крыльца: 15 лет назад на них собирались подростки и вырезали пламенные послания к рок-группам. Сейчас накал энергии молодости поутих, да и посидеть уже не получится: внутри церкви расположился музей игрушки. Ещё в храме первоклассная акустика, и иногда, например в Ночь музеев, здесь проводят концерты.
Церковь Жён-Мироносиц поставили в 1510 году на месте храмов, стоявших тут друг за другом (в хронологическом смысле). Первый храм на этом месте принадлежал к домонгольской эпохе и у нас есть основания предполагать, что нынешняя церковь повторяет его в своих объёмах. Известняк, исследованный в основании кладки храма, датируется домонгольским периодом.
В нынешнем виде церковь была поставлена на деньги знаменитых купцов Сырковых. Переселённые москвичи, они стали новгородцами и по духу, и по сути, и поставили на Новгородской земле множество храмов и монастырь. Церковь Жён-Мироносиц имеет любопытную двухпролётную звонницу — характерный признак псковского зодчества.
Другая церковь, сооружённая на деньги новгородско-московских купцов Сырковых, стоит прямо напротив Жён-Мироносиц. Это церковь Прокопия, поставленная в 1529 году. В её несколько скромном объёме чувствуется московское влияние, например, вместо одной апсиды — три. Но в восьмискатном покрытии и общей простоте и изяществе объёма чувствуется влияние и новгородской школы.
Пройдём опять к воротной башне и посмотрим на два принципиально непохожих, но одинаково важных храма: церковь Параскевы Пятницы и Никольский собор. Эти церкви в древности разделяла невидимая граница, пролегавшая до самого Волхова. Она делила ландшафт на купеческо-городскую часть и княжеско-административную, на Торг и Дворище.
Церковь Параскеву Пятницу невозможно не заметить: рыже-красная постройка со множеством граней резко выделяется на фоне белоснежных церквей Дворища и Торга. Есть множество легенд и обычаев, связанных с этими гранями. Посчитай их и будешь счастливым, разбогатеешь, выйдешь замуж и прочее, и прочее.
Но это напускное, а реальное, настоящее — исключительная, не местная красота храма. Его поставили на деньги заморских купцов, торговавших заграницей. В южных краях новгородцы увидели храмы с многогранными колоннами, сложенными из красного кирпича узорами и поняли: не размером, а индивидуальностью перебьём властительный Никольский собор. И пригласили иногороднюю артель, чтобы она поставила один единственный в Новгороде многогранный храм.
Он купеческий от начала и до конца, от самого первого камня в основании и до самого своего названия — Параскева Пятница. Святая Параскева — покровительница торговли. А в честь кого же ещё могли купцы воздвигнуть свой храм? С греческого Параскева переводится как пятница, пятница же была главным торговым днем. У красной церкви не было другой судьбы, кроме как стать символом удалого торгового люда, главного костяка Новгородской республики.
Сейчас храм стоит на реставрации. Но под лесами скрыт трехцветный фасад Параскевы. Оригинальная кладка открывает нам остатки первоначальной постройки 1207 года, под кремовой штукатуркой скрыта перестройка XIV века, а белый цвет на барабане означает детали XVI века.
По правую руку от Параскевы Пятницы возвышается Никольский собор. Высота его превышает ширину центрального нефа в 3,5 раза. Он был заложен в 1113 году по велению князя Мстислава Великого. Того самого, который даровал землю Юрьеву монастырю и оставил после себя самую древнюю русскую грамоту. Мстислав был горячо любим новгородцами: когда киевский князь хотел заменить Мстислава на новгородском престоле своим сыном, новгородцы ответили, что мол, если у твоего сына две головы — тогда присылай его к нам. Не хотели прощаться с Мстиславом.
Собор, поставленный Мстиславом, продолжает традицию княжеских храмов. Благодаря мастерству зодчих он не противостоял монументальности Софийского собора на противоположном берегу, а наоборот, образовывал вместе с ним ансамбль, отражавшийся в зеркальной глади Волхова (в древности река была на 70-100 метров шире, но затем её берега были искусственно засыпаны).
На Торговой стороне Николо-Дворищенский собор был архитектурной доминантой — он и сейчас возвышается над окружающими домами. Крестчатые столбы делят внутреннее пространство на три нефа (Софийский собор делится на пять нефов). В западной части храма расположены хоры. Когда-то давно туда можно было попасть из княжеского дворца, располагавшегося, по-видимому, южней. Позднее в стене была устроена лестница, а вот проем, который вел к переходу в княжеский дворец, являет собой некоторую загадку. Можно подойти к южной стене собора и погадать: какое из окон на втором или третьем уровне было дверью перехода в княжеский дворец?
Внутри собора сохранились фрески, нанесенные после окончания строительства собора. Одна из них — «Иов на гноище», другая — изображения ада. Не смотря на депрессивный сюжет, эти изображения — уникальный пример домонгольской росписи.
Вернёмся на улицу, и вновь пройдем мимо воротной башни. Следом за красной Параскевой Пятницей стоит скромная одноглавая церковь. Это храм Успения на Торгу, заложенный первоначально в 1135 году. В оригинальном виде церковь до нас не дошла: около десяти раз она горела и затем отстраивалась заново, каждый раз меняя свои формы.
Заложил его Всеволод Мстиславович, сын горячо любимого новгородцами Мстислава Великого, в память о новгородцах, погибших в 1135 году в сражении у Жданой горы. В сражении против Новгорода выступил тогда Суздаль, и он же победил. Много новгородцев полегло, богатый обоз достался суздальцам, а князь, Всеволод Мстиславович, поспешно бежал с поля боя. И никакой собор не помог ему вымолить прощения новгородцев: боярское вече лишило его в 1136 году новгородского стола и появилась на свет Новгородская республика.
Оставим позади памятник новгородской вольности и поспешим к церкви Георгия на Торгу. Но сначала заглянем в лавку сувениров: хорошенькое двухэтажное здание с плюшевым медведем, играющем на гармошке, сложно не заметить.
Присмотритесь к этой постройке: именно так выглядели торговые лавки Гостиного двора в XIX веке.
Напротив сувениров расположилась церковь Георгия на Торгу. У нее любопытная форма — так называемый восьмерик на четверике. Такой приём прочно засел в московском барокко, но что он делает в структуре новгородской церкви 1133 года? Правда, первая церковь была деревянной и несколько раз горела. Затем её поставили в каменном виде, но 1747 верхняя часть обвалилась и восстановили её не в оригинальном объёме, а в форме восьмерика.
На фасаде церкви раскрыта кладка: можно посмотреть, из чего сложена церковь 1356 года. Вокруг церкви оставлены законсервированными части столбов разнообразных пристроек, окружавших Георгия на Торгу.
Пройдём к последней в нашем маршруте церкви: храму Иоанна Предтечи на Опоках. По одной из версий, опоками на Руси называли глинисто-известняковые берега. Возможно, в древности вдоль северной стены храма протекал ручей — ландшафт всего города прорезали притоки Волхова и разные ручьи. Один из них, к слову, скорее всего протекал и мимо церкви Успения — в древности её называли «на Козьей бродке», т.е. «около брода для коз».
Храм Иоанна на Опоках поставили в 1127 году по велению печально известного нам Всеволода Мстиславовича. Князь передал храм в руки Иванской сто — первой купеческой гильдии в истории Руси. Это было объединение сотни самых богатых купцов Новгорода, торговавших воском — главным экспортом Новгородского края в Европу.
При церкви существовал купеческий суд во главе с тысяцким, который рассматривал торговые споры. Внутри храма была палата мер и весов — эталонный пуд, локоть, гривна находились внутри стен. Рядом с церковью выставлялись весы, на которых за пошлину можно было взвесить товар и серебро (для него были отдельные весы).
В своём облике храм Иоанна на Опоках сочетает в себе как монументальность и простор княжеских храмов, так и некоторую простоту республиканских храмов. Это шестистолпный храм с тремя апсидами. Пилястры повторяют внутреннее членение. Сейчас над храмом возвышается всего одна глава, но в древности их было больше. На западном фасаде, по легенде, были фрески с изображением сцен Страшного суда: чтобы отлученные от церкви, или люди, желающие принять православие, могли ознакомиться с муками, которые их ждут, если православие или прощение не будут достигнуты.
На церкви Иоанна Предтечи мы заканчиваем наш маршрут. Прогуляйтесь по Ярославову дворищу, покормите голубей, посмотрите, как закатное Солнце прячется в кремле. У каждого квадратного сантиметра этого места тысячелетняя история — и, в отличие от многих других памятников, она продолжает жить в настоящем.
Данный проект реализуется в рамках XVI областного конкурса инновационных проектов «Новгородика».