Монастыри и деревни окружали Новгород с момента его появления. Жемчужина монастырского пояса Новгорода — Юрьевский монастырь, основанный по легенде Ярославом Мудрым в 1030 году в честь своего святого-покровителя. Тогда поставили и Георгиевский собор. Правда деревянный, а не каменный, как сейчас.
Но как получилось, что князь с именем Ярослав в честь своего покровителя назвал монастырь Юрьевским, а собор — Георгиевским? В древнерусском языке имена Юрий и Георгий были одним и тем же, восходя к греческой форме Георгий. Юрий был формой более привычной славянскому уху. А назван монастырь Георгиевским, а не Ярославским, из-за крестильного имени князя — Георгий.
С монастыря начинается наш сегодняшний маршрут. Что нужно сделать, прежде чем отправиться в путешествие? Внимательно посмотреть на календарь и на прогноз погоды. И если на календаре июнь-август, а в прогнозе не стоит дождь — смело берём с собой купальник, очки и полотенце: помимо культурного обогащения нас ждут водные процедуры на открытом воздухе.
Это такая новгородская традиция: размещать пляжные зоны рядом с культурными объектами, имеющими общемировое значение. Первый пляж расположился у стен кремля, а второй, за городом — у действующего мужского Юрьева монастыря.
Есть машина? Отлично, рядом с монастырём вполне приличная стоянка. Если нет — не беда, вооружаемся терпением и едем на автобусе 7 или 7а. Выходим на остановке «Юрьев монастырь», проходим чуть вперёд и видим: вот он — белые стены, колокольня. Вдалеке — церковь, покрытая синими куполами с золотыми звёздами.
Входим в монастырь и идём прямо по дорожке, летом украшенной кустами роз. Впереди гранитная купель. Она — веха, отделяющая мирскую часть, где гуляют туристы, от монастырской, где живут и трудятся монахи.
Поворачиваемся налево и замираем в восхищении: Георгиевский собор. Стремительный, величественный — ничто не отвлекает от его монументального могущества. Минимум декора, только уходящие вверх лопатки, завершённые мягкими полукружиями арок. У собора есть интересная особенность: явная асимметрия куполов. Центральный купол находится посередине, второй — над построенной сбоку лестничной башней, а третий призван уравновесить два других. В каменном виде собор был поставлен в 1119 году, а значит ценен своей уникальной домонгольской архитектурой, благодаря которой стал частью Всемирного культурного наследия.
В XIX веке церковь была отреставрирована. Мастера укрепили фундамент и переписали поблекшие фрески в новом стиле. И новыми материалами: это нарушило температурно-влажностный режим, из-за чего в соборе всегда зябко. Уникальный микроклимат старых русских церквей был потерян.
Оригинальные росписи остались нетронутыми в лестничной башне: она закрыта для посещения, но при большой удаче можно попасть на стихийную экскурсию, которую иногда проводят монахи. Будьте аккуратны: на некоторых пролётах своды низкие и можно расшибить голову.
Выходим из храма и отправляемся к приметной церкви, увенчанной синими куполами с золотыми звёздами. Это молодой Крестовоздвиженский собор, поставленный в 1823 году архимандритом Фотием на месте прежней церкви. Архимандрит Фотий — фигура знаковая для Юрьевского монастыря, его крёстный отец. К XIX веку обитель значительно обветшала, храмы пришли в состояние упадка, хозяйственная деятельность не выдерживала никакой конкуренции с бурной экономической ролью монастыря в прошлом. И вот появляется архимандрит Фотий, а вместе с ним — его покровительница, наследница умопомрачительно крупного состояния графиня Анна Орлова-Чесменская. Вместе они возродили обитель, пусть и не всегда удачно — потеря уникальной росписи собора святого Георгия также на их совести.
В историю Крестовоздвиженского собора вписана трагедия: во время Великой Отечественной войны Юрьевский монастырь заняли фашисты. В Крестовоздвиженской церкви разместили часть гарнизона. И каждый раз, когда советские войска пытались форсировать лёд Волхова и перейти в контрнаступление их встречал шквал немецкого огня. По воспоминаниям русских учёных, первыми вошедших внутрь после освобождения монастыря, весь пол собора в несколько слоёв был устлан гильзами. Интерьер храма сейчас вполне аскетичен: никаких фресок, деревянный алтарь. И иконы, будто бы собранные из разных эпох — одна даже напоминает советский модернизм своим монотонным красным цветом и простотой форм.
Выходим обратно на природу через арку белоснежной колокольни. Её классицизм дисгармонирует с общим древнерусским духом монастыря, и это не случайно: автором проекта внушительной 52-метровой колокольни был знаменитый Карло Росси. А инициатором создания выступил уже знакомый нам дуэт графини Чесменской и архимандрита Фотия.
Графиня Орлова-Чесменская отметилась в этих краях не только покровительством Юрьевскому монастырю, но и созданием своего собственного имения, находящегося на современной территории музея народного деревянного зодчества «Витославлицы».
Там продолжается наш маршрут и лучше отправиться пешком. Расстояние от монастыря до главного входа в «Витославлицы» вполне можно пройти за 15 минут, а вот поставить машину у музея или дождаться автобуса, чтобы проехать одну остановку, может быть непросто.
«Витославлицы» — плод тщательной 60-летней работы реставраторов, историков, архитекторов и этнографов. Первый объект в музее появился в 1964 году — это была церковь Успения из села Курицко.
Сейчас её, отреставрированную, можно осмотреть во всей красе: шатровый храм, восьмерик на четверике. Самый древний из всех сохранившихся храмов этого типа — его постройка датируется 1595 годом. До того, как попасть в «Витославлицы», храм трижды менял своё место и был на грани обрушения. Возможно, именно поэтому устроитель музея деревянного зодчества Леонид Красноречьев начал сбор экспонатов именно с него.
Покупаем билет, входим на территорию музея народного деревянного зодчества. Дальше как в сказке: прямо пойдём — в усадьбу графини зайдём. Налево пойдём — к церквям и избам попадём. Направо пойдём — до руин храма и хозяйственного двора дойдём.
Пойдём прямо: вот оно, единственное жилое здание в стиле классицизма, сохранившееся в Великом Новгороде. Графиня выкупила имение у новгородского помещика и оставила само строение нетронутым — только отремонтировала и обставила по-новому интерьеры.
Недавно закончилась реставрация особняка Чесменской — теперь можно прогуляться по комнатам и познакомиться с этнографической экспозицией, расположенной на первом этаже.
Обойдём особняк и прогуляемся до беседки. Она, как и пруд, были частью «Уединения» графини — так называла свою усадьбу Чесменская. А в наше время восстановленная по чертежам XIX века беседка стала излюбленным местом отдыха для гостей музея.
Продолжим путь в левой части музея деревянного зодчества. Первое, что бросается в глаза — огромная, похожая на княжеский терем церковь Рождества Богородицы.
Она приехала в Витославлицы из боровичского села Перёдки. Возвышается над пейзажем, словно гора. В своём плане — это крест, охваченный с трёх сторон галереей-гульбищем, с массивной добротной лестницей.
Слева от Рождества Богородицы стоит Никольская церковь из деревни Высокий Остров. Это церковь корабельного типа с чётко выраженной ярустностью.
В церкви находилась трапезная, нечётко отделённая от помещения для молящихся. Их объединяла широкая арка — к XIX веку с трапезными в приходских церквях начали активно бороться, не давали строить в новых церквях и уничтожая любые намёки на них в старых. Но Никольская церковь была поставлена в 1765 году, до того, как в церквях ликвидировали помещения не ритуального характера.
В левой части есть ещё одна примечательная постройка. Возможно, она и проигрывает в масштабе Рождеству Богородицы и Никольской церкви, но история её появления — настоящее приключение. Речь идёт о Троицкой церкви из Рёконской пустыни. Пустынь находилась в нескольких километрах от ближайших деревень, окружённая труднопроходимыми лесами и болотами. Настоящее отчуждение от всего мирского.
В 1977 году Красноречьев вместе с небольшой группой сотрудниц добрался, исследовал остатки монастыря и церковь, и принял решение: Троицкий храм надо спасать. Но как? Дорог нет, возможности проехать к церкви — никакой. Подождали зимы, холодов, и эвакуировали разобранную церковь до деревни Хортицы. А дальше опять недоступная для транспорта дорога, даже зимой. Выручила авиация. Заказали самолёт из Петрозаводска и начали по несколько тонн перевозить храм. Однажды лопнули оба троса, и груз упал — пришлось искать брёвна, заново соединять и тащить полкилометра до места погрузки. В другой раз во время полёта обнаружилась неисправность вертолёта — пришлось приземляться и искать слесарей. Но всё получилось: 8 марта 1978 года доставили последние брёвна. Далёкая, затерянная в болотах пустынь возродилась, пусть и частично, в музее «Витославлицы».
В большинство церквей и изб на территории «Витославлиц» можно и нужно зайти — заложите как минимум полтора-два часа на посещение музея. «Витославлицы» — это не только песня древнерусской архитектуры, но и уникальный комплекс по сохранению этнографических материалов.
Начиная с 80-х годов коллектив музея регулярно проводит этнографические экспедиции в новгородские деревни. Результат: сбор как материального, так и нематериального наследия. Убранство изб и церквей — настоящее, привезенное из дальних уголков Новгородчины, найденное на чердаках и в сараях, а подчас купленное у крестьян за деньги.
Другая миссия «Витославлиц» — сохранение народных традиций. Не лубочных, искусственно созданных для интереса широкого круга зрителей. А настоящих, пришедших из глубин веков — познакомиться с ними вы можете у сотрудниц, работающих на объектах: это не просто смотрительницы, а настоящие гиды, которые охотно вам расскажут о значении предметов в жизни крестьян и о том, как эта самая жизнь менялась.
Если получится — стоит сходить на один из народных праздников, проходящих на территории «Витославлиц». Капустки, день Флора и Лавра, Святки, праздник Славянской письменности — тут веселятся так, как веселились живые, обычные люди, обитавшие в этом не очень-то комфортном крае. Спойлер: развлекаться наши предки умели.
Пройдём в правую часть музея и найдём раскрытый фундамент церкви Пантелеймона. Когда-то здесь находился Пантелеймоновский монастырь, а рядом с ним, ещё в XII веке — деревня Витославлицы, давшая название музею народного деревянного зодчества.
Пройдём чуть дальше: вот она, церковь Успения, первое среди нескольких десятков деревянное здание, перенесённое на территорию музея.
Следующее место не обязательное, но горячо рекомендуемое к посещению — Хозяйственный двор. Многие животные сюда попали в качестве дара. Например, курочка Котлетка и петух Супчик. Любопытные, немного настырные козы ходят сами по себе, а вот овцы Долли и Молли наоборот, жаждут общения у привязи. Дети могут прокатиться на лошадях двора — особенно эффектно выглядит вороной Уголёк. Если есть желание — можно перекинуться несколькими словечками с работниками фермы: смол-ток об именах и характерах коз ещё никому не навредил. Вход на территорию двора за отдельную плату, на всякий случай — приготовьте бумажные деньги.
По Фотиевой дороге под навесом ив доходим до ветряной мельницы из деревни Ладощина Солецкого района. Стоящая за модернизированным плетнем, она одинаково красиво смотрится утром и вечером.
По плану создателей «Витославлиц», многие объекты в музее могут вернуть своё первоначальное значение — к примеру, в церкви Рождества Богородицы задумывалось проводить богослужения, а вот на этой мельнице — молоть муку.
«Витославлицы» — уникальное место, где хорошо в любое время года. Чуткость, тонкое ощущение оригинальной красоты деревянного зодчества перезагружает жителя города. Здесь мы не торопимся — только наслаждаемся. Избы, гумно, амбары, церкви и часовни — всё посмотрели, по всем тропинкам прошли. Коней потрогали, мельницей полюбовались — настало время возвращаться в город. Или нет?
За пределами городской части Великого Новгорода находится ещё одно место силы — Рюриково городище. Именно здесь, как гласят легенды (и что частично подтверждается археологами), прибыл править Новгородом великий варяг Рюрик. Тут стояла его крепость, главный бастион на подходе к городу Новгороду. Кстати, по одной из теорий, название Новгород — новый город — взято именно в противовес старому поселению, сложившемуся рядом с городищем. Но это только теория — правда скрыта от нас дымкой веков.
Рюриково городище в современном мире ценится за находки, которые дарит каждый археологический сезон. К примеру, срубы древних стен, фигурка валькирии или арабские дирхемы. На городище несколько веков находилась княжеская резиденция — новгородцы не позволяли своим князьям сидеть в самом городе: к примеру, тут жил Александр Невский.
На Рюриковом городище стоят руины храма Благовещения. Первый каменный храм на этом месте был поставлен в 1103 году. Зодчим был мастер Пётр — автор уже знакомого нам Георгиевского собора. Через два века храм пришлось разобрать из-за проблем в фундаменте, приведших к разрушению собора, и поставить заново.
К сожалению, во время Второй мировой войны залпы фашистских орудий разрушили церковь, оставив лишь останки стен. Но, в отличие от других случаев восстановления буквально из пепла (к примеру, храм Спаса на Нередице или церковь Успения на Волотовом поле, всемирно известные своими фресками), храм Блговещения решили не восстанавливать. Сейчас это музейный объект: благодаря консервации и стеклянному потолку можно изучить внутреннее, обычно закрытое внешними связями, материалами, устройство церкви. Вход на объект платный, платить необходимо наличными.
Не древностью единой: тех, кто устал от всего древнерусского, можно впечатлить новой достопримечательностью. На территории Рюрикова городища в 2022 году установили самый высокий флагшток с триколором в Северо-Западном округе. Неоднозначное сооружение — красивый вид, обычно открывавшийся на эту территорию, конечно испорчен. С другой стороны — где, как не на родине российской государственности, поднимать флаг на самый высокий флагшток?
Данный проект реализуется в рамках XVI областного конкурса инновационных проектов «Новгородика».