Архивный комитет рассказал об уникальном документе из фонда архива
Это Минея служебная на март (около 1522-1527 годов).
Фото: Архивный комитет Новгородской областиВ честь открытия нового здания Государственного архива Новгородской области архивный комитет Новгородской области начал рассказывать об уникальных документах из фондов архива. Первым стала Минея служебная на март (около 1522-1527 годов).
Служебная минея на март из коллекции редких и особо ценных книг: рукописной, кириллической (старопечатной) и гражданской печати (Ф. 828 «Коллекция редких и особо ценных книг: рукописной, кириллической (старопечатной) и гражданской печати XVI-XX вв.») предположительно входит в комплекс Миней служебных, выполненных при новгородском архиепископе Макарии. Подобная рукопись хранится в Санкт-Петербурге (РНБ, F.I.147, 1527 г.). Владельческие записи XIX-XX веков говорят о бытовании мартовской минеи на Новгородской земле. Рукопись является самым древним полным рукописным кодексом, хранящимся в Государственном архиве Новгородской области. Текст рукописи написан единым почерком (полууставом) коричневыми чернилами; в начале и внутри текста имеются киноварные заголовки и инициалы. Размер памятника на 177 листах составляет 19х14х3 см. Минея служебная включена в Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации.
Митрополит Макарий в бытность свою архиепископом Новгорода (1526-1542) начал широкомасштабную литературную деятельность. По его инициативе в Новгороде началось составление свода житий всех святых. Собранные в отдельные тома по месяцам года (греч. «мине» — «месяц»), службы святым и похвальные жития составили служебные и четьи (созданные для чтения полные тексты) минеи, своего рода «энциклопедии русской святости» по состоянию на первую половину XVI века.

Митрополит Макарий, архиепископ Новгородский (1526-1542).
Организаторские и редакторские способности митрополита Макария позволили ему сплотить вокруг себя группу книжников, начавших поистине титаническую по целям и масштабам работу. Под руководством Макария книжники собирали рукописи, делали списки, читали тексты, решая, насколько они сообразуются с требованиями времени и общим замыслом, переделывали их, выискивали сведения о святых, ещё не канонизированных церковью, чтобы составить их жития. Это было крупным «литературным предприятием» русской словесности в XVI века. Начатая в Новгороде культурная деятельность митрополита Макария стала определяющей в масштабах всего Русского государства в XVI века, новгородская традиция была вписана в общероссийскую как важнейшая и древнейшая её часть. Новгород вновь стал «колыбелью» общерусской культурной традиции, значение которой для сохранения древнего рукописного наследия трудно переоценить.
