В честь открытия нового здания Государственного архива Новгородской области архивный комитет Новгородской области начал рассказывать об уникальных документах из фондов архива. Первым стала Минея служебная на март (около 1522-1527 годов).
Служебная минея на март из коллекции редких и особо ценных книг: рукописной, кириллической (старопечатной) и гражданской печати (Ф. 828 «Коллекция редких и особо ценных книг: рукописной, кириллической (старопечатной) и гражданской печати XVI-XX вв.») предположительно входит в комплекс Миней служебных, выполненных при новгородском архиепископе Макарии. Подобная рукопись хранится в Санкт-Петербурге (РНБ, F.I.147, 1527 г.). Владельческие записи XIX-XX веков говорят о бытовании мартовской минеи на Новгородской земле. Рукопись является самым древним полным рукописным кодексом, хранящимся в Государственном архиве Новгородской области. Текст рукописи написан единым почерком (полууставом) коричневыми чернилами; в начале и внутри текста имеются киноварные заголовки и инициалы. Размер памятника на 177 листах составляет 19х14х3 см. Минея служебная включена в Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации.
Митрополит Макарий в бытность свою архиепископом Новгорода (1526-1542) начал широкомасштабную литературную деятельность. По его инициативе в Новгороде началось составление свода житий всех святых. Собранные в отдельные тома по месяцам года (греч. «мине» — «месяц»), службы святым и похвальные жития составили служебные и четьи (созданные для чтения полные тексты) минеи, своего рода «энциклопедии русской святости» по состоянию на первую половину XVI века.
Организаторские и редакторские способности митрополита Макария позволили ему сплотить вокруг себя группу книжников, начавших поистине титаническую по целям и масштабам работу. Под руководством Макария книжники собирали рукописи, делали списки, читали тексты, решая, насколько они сообразуются с требованиями времени и общим замыслом, переделывали их, выискивали сведения о святых, ещё не канонизированных церковью, чтобы составить их жития. Это было крупным «литературным предприятием» русской словесности в XVI века. Начатая в Новгороде культурная деятельность митрополита Макария стала определяющей в масштабах всего Русского государства в XVI века, новгородская традиция была вписана в общероссийскую как важнейшая и древнейшая её часть. Новгород вновь стал «колыбелью» общерусской культурной традиции, значение которой для сохранения древнего рукописного наследия трудно переоценить.