Мне посчастливилось пройти на остров Липно этой зимой пешком, прямо по плотному снегу, покрывшему болота, и льду, сковавшему реки и озёра. Походу на остров я посвятил отдельный рассказ, так как по пути тоже есть немало интересных объектов. А эта история — о храме XIII века, расположенном на острове.
Пожалуй, это тот случай, когда путешествие на остров уже вполне может быть целью, а посещение церкви Николы на Липне — вишенка на торте.
Остров находится в южных окрестностях Великого Новгорода, а церковь святого Николая расположена на самой верхней точке этого небольшого острова. Место это не только отдалённое, но и труднодоступное, что меня и привлекло. И, конечно, хотелось увидеть эти живописные края своими глазами, а также разобраться, как там оказалась эта церковь.
Примерно в километре с небольшим к востоку от церкви находится устье реки Мсты. Мста впадает там в озеро Ильмень. Вокруг острова – болота, протоки и реки. В половодье он полностью отрезан от внешнего мира. Но давным-давно, в средние века, водные пути были главными транспортными артериями, и остров тогда имел важное географическое значение. Именно здесь сходились торговые пути, связывающие Новгород со среднерусскими землями и странами Востока.
Николо-Липненский монастырь, по данным летописей, был основан в начале XII века, но тогда он был деревянным. Построили его именно здесь, так как в 1113 году на этом месте нашли чудотворную икону с образом Николая Чудотворца. Икона приплыла из Киева и исцелила князя Мстислава Владимировича.
Каменную церковь, которую мы видим здесь сейчас, заложили в 1292 году, то есть в конце XIII века, по заказу новгородского архиепископа Климента. Это один из самых ранних среди сохранившихся храмов Руси, построенных после монгольского нашествия.
Я подошёл к храму с севера, а если прибыть сюда на катере, то подход организован с южной стороны. Но не зависимо от того, с какой стороны вы прибыли на остров, как только вы подходите к храму, появляется смотрительница, которая предлагает его посетить. Да, на острове без электричества и коммуникаций есть один хозяйственный двор. Здесь живёт женщина с одним из своих сыновей, рыбаком-промысловиком. Она же — смотрительница музейного объекта (церковь Николы на Липне — объект, который находится в ведении Новгородского музея-заповедника).
Вокруг храма организованы смотровые площадки и площадка для отдыха. Непосредственно у храма пространство вымощено булыжником.
В Липненском монастыре в 1528 году архиепископ Макарий ввёл общежительный устав. В связи с этим, видимо, на территории монастыря построили каменную трапезную. В период шведской оккупации 1611-1617 годов монастырь пострадал не столь значительно. В 1640-ых годах его восстановили и освятили. В 1763 году, согласно проведённой описи, в монастыре были каменные церковь Николы и церковь Троицы с трапезной и приделом Сергия, 2-этажный настоятельский корпус, деревянная колокольня с пятью колоколами и деревянная ограда.
Монастырь был упразднён в 1764 году. Вскоре постройки монастыря разобрали, в том числе трапезную и церковь Троицы, и использовали кирпич для ремонта Сковородского монастыря. В начале XIX века Липненский монастырь приписали к Сковородскому монастырю.
В XIX веке сохранившаяся церковь Николы пришла в запустение, а после революции 1917 года её закрыли. В советское время храм обветшал, так как не использовался.
Во время Великой Отечественной войны кладка церкви на 35% оказалась разрушена. Часть кладки отвалилась, где-то появились трещины. В 1945 году были проведены реставрационные работы по фрескам, сделанным там ещё в XIII веке и позже, а в 1954-1956 годах была проведена полная реставрация на памятнике.
Восстановлением руководила архитектор-реставратор Любовь Шуляк. На стенах внутри можно увидеть множество гипсовых маячков с датами. Маяки были поставлены для наблюдения за трещинами и так и остались целыми до сегодняшних дней.
Интересно, что церковь была расписана не только внутри, но и снаружи. На восточной стене были композиции Богоматерь и Спаситель, оформленные в виде икон и защищённые козырьками.
В церкви устроен придел Климента. На хоры и в камеры попадали по деревянной открытой лестнице в юго-западном углу. Я с трудом поднялся по лестнице вверх. Она построена под крутым углом, практически вертикально. При этом, поднимаясь или спускаясь, нужно протиснуться под сводом, нависающим сверху.
Фрески внутри храма довольно просты и сдержанны. Я бы даже сказал, тускловаты, по сравнению с тем, что я видел в мастерской Грековых. Но это не умаляет их уникальности. Живопись в этой церкви является единственным стенописным ансамблем русского монументального искусства XIII века.
Интересно, что фрески, которыми были расписаны стены храма в 1293-1294 годах, долгое время, вплоть до гибели в 1941-1943 годах, были скрыты под малярной записью, произведённой в 1877 году. Только незначительные фрагменты стенописи конца XIII века, избежавшие реставрации XIX века, удалось обнаружить в 1930 году при разборе иконостаса.
В церкви также я увидел необычные надписи на стенах.
Здесь обустроен и уголок с иконами, которые привозят сюда и оставляют посетители.
Внутри стены были покрыты инеем. Как рассказала смотрительница, генератор по необходимости включают дистанционно из города.
На полу поверх каменных плит положен деревянный пол, но некоторые места открыты, чтобы можно было увидеть первозданный интерьер.
В 2018-2019 годах на памятнике были проведены комплексные реставрационные работы, церковь подготовили к экскурсионному показу. В сезон навигации сюда будет ходить катер на воздушной подушке. Думаю, прибыть сюда по воде также довольно увлекательно, как и зимой по снегу и льду.