Этой публикацией сетевое издание «Генплан Великого Новгорода» начинает цикл материалов «Музейные истории», посвящённый экскурсионным маршрутам нашего города. Начало авторской затее положила… пандемия, когда закрылись границы между странами, затихло сообщение между городами, и, согласно заданным обстоятельствам, я всё своё внимание обратил на родной город. Давно хотел, чтобы с полным погружением в историю и культуру. Не удивительно, что совсем скоро мои маршруты привели меня в Новгородский музей-заповедник. Но это же более сотни объектов и сотни тысяч экспонатов от древнейших времён до наших дней! Карантина не хватило. Зато теперь в планах посетить все объекты и экспозиции, а ещё — рассказать о них и поделиться собственными впечатлениями.
Как только ограничения постепенно начали снимать, записался на первый же пресс-показ. По счастливому, на мой взгляд, стечению обстоятельств это было открытие нового музейного объекта — мастерской легендарных реставраторов Грековых и новой экспозиции в её стенах «Возрождение росписи 1380 года церкви Спаса Преображения на Ковалёве».
Уже с 13 февраля объект открыли для всех желающих.
Мастерская с 1966 года находится в здании Судного и Духовного приказов на территории Новгородского Кремля и вот в 2021 году её открывают для показа. Причём, в помещениях не просто выставка, а действующая мастерская с работающими реставраторами, последователями Грековых. На пресс-показе так и сказали, что это очень интересный и необычный для самого музея формат работы. И, действительно, очень интересно не только познакомиться с биографией основателей реставрационной методики и не только увидеть результаты работы реставраторов, но и увидеть, как и что делают их преемники, посмотреть труд современных реставраторов и узнать, как вообще проходит процесс реставрации фресок.
Итак, выставка состоит из трёх частей: непосредственно мастерская, в которой сохранили атмосферу и воссоздали рабочую обстановку тех лет, когда здесь впервые был опробован метод подборки руинированной живописи на фрагментах; помещение с копиями фресок, выполненными Грековым, а также с подлинными фресками, собранными на титановых пластинах; помещение с выставкой личных вещей Грековых.
Кураторами и авторами экспозиции о спасённых фресках стали Людмила Петровна Яковлева и Елена Владимировна Игнашина, а также руководитель Центра реставрации монументальной живописи Новгородского музея-заповедника, художник-реставратор высшей категории Тамара Ивановна Анисимова, которая является ученицей Александра Петровича Грекова и одной из хранителей наследия Грековых.
Кстати, Центр реставрации монументальной живописи в музее был создан и открыт в 2015 году. Музей собирал редкие экспонаты, которые сохраняли память о людях, стоявших у истоков новгородской школы реставрации. Благодаря тому, что школа имела преемников, они сегодня продолжают работать в этом Центре и участвуют в таких новых проектах, как эта выставка.
Кураторы и авторы экспозиции провели нам экскурс в историю.
В 2021 году исполняется 55 лет с тех пор, как была открыта мастерская в здании Судного и Духовного приказов. Шли раскопки руин церкви Спаса на Ковалёве, и реставраторы в 1966 году получили это помещение и стали сюда перевозить выбранные и помещённые на лотки фрагменты росписи. Но давайте вернёмся немного назад, к тому, с чего всё начиналось.
Как многие новгородские храмы, располагавшиеся на территории пригородных монастырей, церковь Спаса на Ковалёве в годы Великой Отечественной войны оказалась на линии фронта и была разрушена. Церковь входила в список памятников, утраченных навсегда. Так в те годы и писали: «мы никогда больше это не увидим».
Сложилось так, что взоры реставраторов, исследователей оказались обращены ко многим памятникам почти сразу по завершении войны, но церковь Спаса на Ковалёве до 1962 года находилась в руинированном состоянии. Это был просто холм земли. Ситуацию спасла инициатива видных учёных, которые обратились к советским властям с просьбой форсировать начало раскопок этого храма. С 1962 года работы велись, но в успех тогда мало кто верил.
Первая надежда появилась в 1964 году, когда были раскопаны завалы снаружи и удалось проникнуть в интерьер храма, где чудесным образом из фрагментов, лежащих рядом, сложилось изображение головы мученицы.
В 1965 году работу возглавил Греков, который сумел таким образом организовать весь этот процесс исследования памятника, раскопки руин, что вполне реально стало вести разговор не просто о выборке фрагментов, но о дальнейшей их подборке. К тому моменту уже существовал опыт раскопки руин церкви Спаса Преображения на Нередице, и Любовь Митрофановна Шуляк в 40-ые годы тщательнейшим образом изымала все фрагменты, когда разбирала руины названного храма. Они так и лежали в течение долгого времени в сборочных корзинах, и мало кто верил в успех предприятий по подборке росписи Спаса Преображения на Нередице. Александр Петрович Греков иначе организовал работу в самом храме. Он поделил всю площадь храма на определённые участки, фрагменты вынимались системно. На лотках помечали, к какой композиции могли относиться извлечённые фрагменты, что значительно облегчало дальнейшие работы по подборке в мастерской.
Что интересно, у Грекова были ученики, которые со временем стали профессиональными реставраторами, как Тамара Ивановна Анисимова и огромное количество помощников. О работах в мастерской стало известно, и люди, увлечённые самоотверженностью труда, масштабом личности и магнетизмом Грекова, приезжали в мастерскую и помогали. Люди проводили здесь за работой свои отпуска. Огромное количество молодёжи, школьники младших классов, студенты, пенсионеры приезжали сюда и здесь работали. Это были сотни людей, для которых работа в этой мастерской стала событием жизни. Кто-то в результате поменял профессию, кто-то увлёкся древнерусским искусством.
Как рассказали кураторы выставки, Александр Петрович Греков (1909-2000) ходил в мастерскую до последнего, до второй половины 90-ых годов прошлого века, а Валентина Борисовна Грекова (1931-2019) в последний раз побывала здесь в 2018 году. Уже тогда с ней вели переговоры о том, чтобы сделать мастерскую музеем.
Сейчас на столах мастерской находятся росписи притвора церкви Спаса Преображения на Ковалёве. Был расписан в 1380 году не только основной объём храма, но и западный притвор и, вероятно, южная пристройка.
Художники в настоящее время продолжают работать над росписями притвора. Какая-то часть фигур собрана, какие-то периферийные зоны совершенно неожиданно начали продвигаться с довольно приличной скоростью. Реставраторы помечают вновь подобранные фрагменты ватными метками.
Как сказали кураторы выставки, атмосфера этого места совершенно особая, очень проникновенная, и кажется, что реставраторы вот-вот войдут в это помещение, как входили они в эти залы в течение многих десятилетий. Исключительно важно то, что мастерская осталась рабочей. Сами авторы выставки даже думают, не слишком ли смело они поступили, открыв реставрационные мастерские. Но сюда и без выставки приходило огромное количество людей, которые стучали в дверь и просились внутрь.
Ещё авторы выставки планируют её озвучить классической музыкой. Посетители точно будут, как в машине времени, так как всё, как здесь было раньше, так и представлено, а музыку Греков включал, и она летом доносилась из открытых окон по территории малого Владычного двора. В общем, создадут полное ощущение совершенно особого мира, который был создан Грековыми и теми, кто работал вместе с ними.
Во втором зале можно увидеть результаты трудов реставраторов. Здесь представлены яркие многоцветные копии фресок, созданные Грековым, а также подлинные композиции, смонтированные по разработанной Грековыми методике, на титановые щиты. Сейчас появились уже новые технологии и другие щиты, по возможности изображения стараются монтировать непосредственно на стену храма.
Кстати, в этом году музей в сам храм вернул несколько композиций, и все желающие могут съездить в церковь Спаса на Ковалёве, чтобы их увидеть. Я тоже собираюсь это сделать.
И последний раздел выставки, не менее интересный, посвящён жизни Грековых. Здесь собраны различные их документы, фотографии и вещи. Кураторами были отобраны материалы для экспонирования, которые дали возможность рассказать о всех этапах жизни Грековых, начиная от детских лет, эмиграции в Константинополь, Париж, участию в военных действиях во Франции, возвращении на родину. Например, представлены военные личные вещи Александра Петровича: котелок, кружка, пилотка; представлен проигрыватель, привезённый из Франции. Привёз он из Франции ещё и мопед, и его тоже собираются разместить в выставочном зале. Для мопеда зарезервировали место под лестницей. Так что мне его увидеть не удалось, а вам возможно посчастливится.
Также представлены графические работы Грекова и его тёти-художницы, которая оказала влияние на формирование его личности в детском возрасте. Тётя Наталья Петровна Грекова была ученицей Кузьмы Петрова-Водкина. Интересный факт, Петров-Водкин приезжал к своей ученице в 1912 году в имение, где провёл около трёх месяцев, в течение которых работал над картиной «Купание красного коня» — самого известного своего произведения. Наброски коня были сделаны с лошади Грековых. Есть фотография, где Греков в юношестве сидит на этой лошади, которую называли Мальчик.
Но не буду в этой статье утомлять вас деталями биографии Грекова. Интереснее узнать, как сложилась судьба этого человека, глядя на сохранившиеся свидетельства, представленные на выставке. Скажу только, что не сразу он стал заниматься реставрацией икон и монументальных росписей. По профессии был радиотехником, но применения себе в этой сфере в Советском Союзе не нашёл.
Также Греков был удостоен всевозможных наград и не только за деятельность по реставрации, но и за изданный в 1987 году труд «Фрески церкви Спаса Преображения на Ковалёве».
Как уже было сказано, объект открыт для всех желающих. Познакомиться с ним посетителям можно и в свободной форме, и в форме организованных экскурсий. По субботам и воскресеньям можно попасть в сборные группы, когда экскурсовод будет рассказывать о том, что это за место. Также можно в индивидуальном порядке по сеансам записаться и посмотреть мастерскую индивидуально. Для этого есть вспомогательные материалы, которые рассказывают историю жизни и историю наследия реставраторов, работавших здесь. Понедельник и вторник будут выходными днями, а реставраторы будут работать здесь все дни, кроме субботы и воскресенья. Так что, чтобы увидеть реставраторов за работой, нужно приходить не на выходных, а в будний день.