Интересное

Бронированные вагоны, тайные маршруты и ванна Брежнева: что скрывали спецпоезда вождей

Поезд Леонида Брежнева

Сегодня у высокопоставленных чиновников путь чаще всего лежит в небо — самолёты заменили всё, включая поезда. Однако ещё несколько десятилетий назад железная дорога оставалась для первых лиц страны не просто средством передвижения, а своеобразной мобильной резиденцией, где можно было работать, отдыхать и держать ситуацию под контролем. Об этом пишет дзен-канал «Цитаты истории».

Эта традиция началась вовсе не с советских генсеков. Ещё в XIX веке для императорской семьи создали особый поезд — не просто состав, а настоящее путешествующее жильё. Внутри было всё, что полагалось по статусу: атласные обивки, простор, продуманное оснащение. В составе насчитывалось пятнадцать вагонов, и в то время, когда один поезд вёз царя, ему вдогонку или параллельно шёл второй — точная копия. Безопасность требовала таких мер, ведь теракты были не абстрактной угрозой, а вполне реальной опасностью.

После революции от роскошного имперского наследия почти ничего не осталось. Многие вагоны пустили под нож. То немногое, что удалось сохранить, оказалось в распоряжении нового военного командования. Передвигались на поездах не только Троцкий или Фрунзе — в тех же вагонах путешествовал и Будённый.

Когда к власти пришёл Сталин, железная дорога осталась при деле. Для него построили особый вагон, полностью бронированный, весом под сто тонн. На нём он ездил в Баку, Ялту, а позднее и в Потсдам — туда даже проложили отдельный участок пути, чтобы не рисковать.

Хрущёв от поезда тоже не отказывался. Не только в Крым или на Кавказ он отправлялся по рельсам — в 1961 году именно по железной дороге приехал в Вену, где прошли его переговоры с Кеннеди.

Но настоящим поклонником железнодорожных путешествий был Леонид Брежнев. В отличие от предшественников, он ездил не только из-за соображений безопасности или протокола. Полёты плохо сказывались на его самочувствии, и врачи настоятельно рекомендовали передвигаться по земле. Так и появился тот самый «брежневский» состав — внушительный, защищённый, с ванной, купе, залом для заседаний и вентиляцией немецкого производства. В полу даже был предусмотрен потайной люк — на случай, если придётся экстренно покидать поезд.

В дороге генсек чувствовал себя как дома. Мог проводить совещания, останавливаться в городах, встречаться с местными партийцами. Никаких инцидентов за все поездки не произошло — железнодорожники и охрана работали без сбоев.

Ранее мы рассказывали про мифы об авиации.

Фото freepik

Наверх