Научный проект Института археологии РАН «Домонгольские росписи Новгорода: археологический контекст и естественно-научные исследования (фрески Георгиевского собора Юрьева монастыря из раскопок 2013–2020 годов)» начался в Великом Новгороде на средства гранта правительства страны.
Московские археологи работают при содействии Новгородского музея-заповедника и Новгородской епархии РПЦ. Как рассказали в музее, с помощью современных высокоточных неразрушающих методов будут изучены росписи Георгиевского собора Юрьева монастыря. На первом этапе фрески исследуют с помощью методов рентгеновской флуоресцентной спектрометрии и микроскопии на рентгенофлуоресцентном спектрометре Bruker Tracer.
Так специалисты узнают состав штукатурки и пигментов росписи, технологии производства фресок.
— Спектрометрический анализ даст ответ на ряд вопросов о технологии росписи: присутствовал ли в составе насыщенного голубого цвета один из самых дорогих пигментов — лазурит, который добывался в Афганистане, или он был заменен на не такой дорогой, но все же редкий в России азурит? Из каких элементов состоит зеленый и красный пигмент, использованный в росписи XII века, а из каких — в более поздней росписи? Каким образом и в какой последовательности на стену построенного храма накладывались слои штукатурки и специального тонкого слоя подготовки под живопись, отличалась ли фресковая штукатурка по своему составу от строительной?
С помощью спектрометра можно анализировать и состав металлических сплавов археологических находок, уточняя технологию их изготовления. В латунной иконке из Георгиевского раскопа, например, содержится цинк, который придавал ей золотой блеск несколько веков назад.
Фрески были найдены в ходе археологических исследований в 2013-2020 годах под поздним полом Георгиевского собора. Их сбили со стен в XIX веке. Обнаружение в ходе раскопок тысяч фрагментов первоначальной фресковой росписи храма считают исключительной археологической удачей.
Учёные полагают, что Георгиевский собор Юрьева монастыря идеальный объект для этих исследований, так как внутри собора содержится целая история развития фресковой технологии от Древней Руси до начала XX века.