Маршрут начинается с несуществующего ныне монумента: памятника Александру Второму. После революции от него, по доброй традиции кардинально прощаться с прошлым, конечно, избавились, но фотографии-то помнят.
Слева от памятника находится нынешняя Первая гимназия. Оригинальный дом был построен в далеком 1782 году, затем перестраивался, менял свои назначения, пока в 1865 году тут не было открыто женское училище. Надо сказать, что в этом районе стояли также гимназия для джентльменов, приют для девочек и швейная школа при нём. Всё верно: новгородцы со времён Онфима заботились об образовании подрастающего поколения.
Отправляемся открывать для себя Большую Московскую. Широта улицы — следствие перепланировки города, санкционированной Екатериной. Тогда, в далёком 1778 году, Торговая сторона превратилась в регулярную застройку: всё чинно-важно, углы в 90 градусов, чёткая сетка перекрёстков и улиц. Ещё одним важным пунктом стало требование царицы: где бы я не стояла, всегда будет видна хотя бы одна церковь.
После гимназии отправляемся запастись пирожками в Колобок — легендарное место, дошедшее до нас из глубин веков, из самого СССР. Зайти туда необходимо как минимум из уважения к солидному возрасту кафе: не так-то и много в нашей стране пирожковых заведений, перешагнувших 50-летний юбилей. Будто солидная буланжерия, но не юге Франции, а посреди северо-западных болот. Если встретите здоровую очередь внутри — не бойтесь, она растворится за несколько минут. Правда, сосиски в тесте грозятся исчезнуть вместе с ней.
С булочками и кофе из чана отправляемся дальше. Вот за фасадом миленькой новостройки мелькают руины. Легенда гласит, что это останки дворца Марфы Посадницы, а под хоромами, якобы, прорыт туннель на противоположную Софийскую сторону. К сожалению, туннель найден не был — зато в начале прошлого века были обнаружены засыпанные комнаты со сводчатыми потолками и стрельчатыми окнами. Когда-то давно, ещё до Романовых, на этом месте стоял кружечный дворик — его-то останки мы и видим до сих пор.
Следующее, что мы видим — церковь Климента. Поставленная в 1153 году, она регулярно становилась жертвой главного врага Новгорода — пожара. В результате в 1520 году, уже после потери Новгородом независимости, её перестроил московский купец Тараканов. Но, не смотря на московское происхождение спонсора, выполнена церковь в классическом новгородском стиле: однокупольная, четырехстолпная, трехлопастное завершение фасада. Церковь действующая.
Напротив храма находится длинное двухэтажное здание с аркой. Эта арка изначально была сделана не для машин, а для карет — гостиница XVIII в почти идеальном состоянии уцелела во время оккупации фашистами.
Церковь Дмитрия Солунского с колокольней, как и церковь Климента, относятся к памятникам ЮНЕСКО: объектов Всемирного наследия в Великом Новгороде 37, и в некоторые из объектов входит целый перечень корпусов, церквей, колоколен.
Церковь хочется рассматривать, изучать: богатый, но не чрезмерный кирпичный декор в виде бегунца и поребрика создает приятный ритм на верхней части фасада.
А внизу поищите небольшую странную дверь на уровне второго этажа: через эту дверцу богатые купцы загружали свой особенно ценный товар на хранение. Да, новгородские церкви — это не только место соприкосновения с божественным, но и казна, а иногда — склад.
На противоположном берегу Большой Московской стоит бывшая мужская гимназия начала XX века. Иной таксист с удовольствием расскажет, что тут даже своя обсерватория была — и не соврёт.
А на фасаде, выходящим к мосту, привет из советской эпохи — роскошная мозаика. Рабочий, красноармеец и космонавт: вместе в счастливое будущее.
Но мы погружаемся в толщу веков, более отдаленных, чем XX. Наша следующая остановка — остановка. А точнее, то, что за ней находится — масштабная, прямая церковь Никиты Мученика с Никольским приделом (выделяем придел как отдельный самостоятельный объём — вы наверняка поймёте по куполу и крыше, где именно он находится).
Легенда гласит, что именно в этой церкви, а точнее — в её подвале, Иван Грозный пытал новгородских купцов и бояр. Неудивительно, что его не поместили на памятник «Тысячелетие России».
Этой же легендой объясняют и горемычную судьбу церкви: она регулярно горит, даже в XXI веке её преследуют пожары — хотя, казалось бы, Новгород давно попрощался со своим самым суровым врагом, отстроив не деревянные, а каменные дома. Но церковь продолжает мучиться — после масштабной реставрации она так и не открыла свои двери. Ни туристам, ни прихожанам. Обходим церковь, смотрим живописную колокольню и продолжаем: нас ждет Михалицкий монастырь.
Сейчас от него остались храм Рождества Богородицы и церковь Михаила Малеина.
Монастырь интересен сразу несколькими явлениями. Во-первых, церковь Михаила Малеина — это редкий случай сохранившейся трапезной при храме.
Во-вторых, обе церкви — объекты ЮНЕСКО. В-третьих, храм Рождества действующий, и принадлежит он старообрядческой церкви.
В-четвёртых, у храмов регулярно можно встретить художников: слишком уж гармонично выглядят одностолпный храм и церковь с колокольней на фоне зелёного луга, могучих деревьев и зарослей дикого винограда.
И, наконец, последняя причина посмотреть на него: если вам повезёт — вы сможете поболтать с северным оленем, которого изредка пасут рядом с трапезной.
Между монастырём и окольным валом находится территория с толстыми стенами и колючей проволокой: когда-то здесь был завод. Увы, 90-е он не пережил — его выкупили, а потом разорили.
Теперь на эту территорию регулярно набрасываются с неординарными проектами: то парковку поставить, то торговый центр. Иногда и аквапарк пытаются предложить.
Но все мечты, к счастью, разбиваются о суровую реальность: одни раскопки в исторической части города встанут в миллионы рублей.
Поворачиваемся и отправляемся к Фёдоровскому Ручью. Когда-то в Средние века тут был прорыт канал, соединявший речные пути вокруг Новгорода с седым Волховом. Так что Ручей в данном случае — это не естественный водоём, а нечто рукотворное — потому и ручей, ручной. Ударение в древности, кстати, ставилось на букву У, а не Е. Канал засыпали в середине XX века, прокладывая новую дорогу на Москву.
На Фёдоровском Ручью находится церковь, давшая название этому месту — церковь Фёдора Стратилата. Поставлена она была новгородским посадником Семеном Андреевичем и его матерью Натальей в 1360 году. В 1378 году храм был расписан, на хорах разместили фреску Покров Богородицы. В дальнейшим этот сюжет стал одним из самых популярных в русской станковой живописи, но чуть ли не впервые он был представлен именно тут, в Фёдоре Стратилате.
Но не фресками едиными примечательна церковь: внутри себя Фёдор Стратилат хранит прекрасную экспозицию, посвящённую истории восстановления храма. Работы проводились под руководством Любови Шуляк, рок-н-ролльного уровня звезды мира реставрации. Стоит потратить полчаса на осознание того, насколько это важный труд: спасать и сохранять памятники из глубин веков.
Пересекаем Фёдоровский Ручей (кстати, на Ручье есть несколько продуктовых и кафе — голод и жажду утолять лучше тут, на дальнейшем отрезке нашего пути найти пищу будет значительно сложней) и отправляемся к следующим пунктам: музею кино и музею музыкальных древностей.
Киномузей Валерия Рубцова открылся сравнительно недавно, несколько лет назад, но сразу полюбился гостям города и новгородцам. А где ещё можно посмотреть киноклассику под живую музыку тапера? Кроме богемного интерактива потенциальных посетителей может заинтересовать выставка: киномузей предлагает познакомиться с киноаппаратурой прошлого столетия и погрузиться в магию кино. Музей — инициатива Валерия Рубцова, а не спущенная сверху директива — и авторский, независимый взгляд чувствуется как в экспозиции, так и в киноафише мероприятий.
Центр музыкальных древностей имени Владимира Ивановича Поветкина имеет без преувеличения мировое значение. Задача по восстановлению звучания древней музыки сродни поиску Грааля — почти нереальная. Не оставляющая за собой никаких письменных источников — сольфеджо не было в ходу у крестьян — музыка X-XV веков открылась новгородскому художнику-реставратору Владимиру Поветкину после долгих лет поиска. Восстановление древних музыкальных инструментов, этнографические экспедиции, работа с письменными источниками — годы кропотливого труда превратились в уникальные знания, позволившие нам, жителям XXI века услышать мелодии тысячелетней давности. Отдельного внимания стоят лекции сотрудников центра — лучше Антона Каменского никто не расскажет про гусли, варганы и музыкальную связь между Русским Севером и Крёстным Отцом.
Продолжаем наш путь и выходим на новоотреставрированнную Ильину улицу.
Поворачиваем налево и замираем в восхищении: вот она, церковь Спаса Преображения. Та самая, что сохранила для нас фрески Феофана Грека.
Обойдём её вокруг: с трёх сторон богатые украшения, будто бы на пряник смотрим. А с четвёртой — почти ничего. Почему? Потому что эта сторона церкви не была обращена к людям: сзади находились тыльные стороны соседних домов. Поэтому практичные новгородцы решили, что и тратиться на украшение не нужно — всё равно никто не оценит.
Внутри церкви Спаса Преображения находятся фрески византийского живописца Феофана Грека (на Руси греками называли выходцев из Константинополя и Византийской империи).
Сила мазка, динамика движений и кирпично-белая гамма: такие картины не забываются.
Напротив Спаса Преображения стоит Знаменская церковь. Роспись в ней гораздо младше, чем в соседнем храме, но от этого не менее интересна: фрески над лестницей нужно рассматривать внимательно. Нашли всадников апокалипсиса?
Знаменский собор был сооружён на месте разобранной церкви Знамения Богородицы, поставленной в 1355 году в честь Знаменской иконы Божией Матери. Это великая история: к 1170 году распри между Суздалем и Новгородом приняли серьёзный оборот. Войско суздальцев под предводительством Андрея Боголюбского подошло к неподготовленному, неукрепленному городу и начало готовиться к штурму.
Архиепископ Илия отправился в церковь Спаса на Ильине, чтобы взять икону Богоматери и провести с ней крёстный ход. Но икона не снималась. Тогда архиепископ стал каяться в грехах новгородцев и икона зашаталась. Илия взял икону и отнёс на новгородские стены. Один из суздальцев по непонятой причине выстрелил прямо в икону. После этого, как рассказывают летописи, на войско суздальцев была наслана кара: их поразила слепота и в безумии они перебили друг друга.
В честь этого знаменательного события и была поставлена первая церковь. Затем она обветшала, её разобрали и заложили в 1682 новый храм, уже в московском, а не новгородском стиле.
Выходим из собора и отправляемся дальше, навстречу уникальному, сдвоенному храму Филиппа Апостола и Николая Чудотворца. Каждая из этих церквей имела своих прихожан, своих священников и даже свои земли. Возможно, когда-то эти церкви и стояли отдельно друг от друга — но после того, как Николая Чудотворца сгорела, вполне возможно, что прихожане начали использовать пристройку Филиппа Чудотворца как свою церковь. А затем, в 1527 году, была поставлена новая постройка, соединившая под одной кровлей две самостоятельные церкви.
Отойдём на противоположную сторону дороги и посмотрим: действительно, это две самостоятельные церкви. Их главные купола, покрытые лемехом, кажутся чересчур большими, а маленькие главки — слишком маленькими. Храмы стоит обойти — на тыльной стороне можно в деталях рассмотреть прекрасно сохранившийся вкладной крест.
У церкви интересная история. В 60-х годах её тщательно отреставрировали и передали православным новгородцам. Советский Союз шёл навстречу верующим — а как иначе в городе, в котором на каждом углу стоит храм. Но тогда существовала только церковь апостола Филиппа — половина Николая Чудотворца была разобрана из-за ветхости ещё в XVII веке.
И вот, спустя годы, реставратор Нинель Кузьмина забила тревогу: храм Филиппа разрушается. Стена, которая соседствовала с Николаем Чудотворцем, начала проседать. И тогда случилось ещё одно чудо — в Советском Союзе, в 70-е годы начали без промедлений строить церковь. Храм Николая Чудотворца поставили на его историческом месте, восстановив первозданную структуру, и теперь мы можем отдать должное труду реставраторов: ни за что не угадать, какая из половин церкви новая, а какая — старая.
Напротив церкви святого Филиппа Апостола и Николая Чудотворца стоит большой деревянный дом. В начале прошлого столетия этот дом на свои деньги и по своим чертежам поставил археолог и основатель Новгородского общества любителей древностей Василий Передольский. Огромная коллекция, 5 тысяч предметов с неолитической стоянки около Новгорода, была выставлена внутри. Уже в 80-е дом развалился, чтобы затем, в начале 2000-х воскреснуть в старых пропорциях и объёмах.
Продолжаем маршрут: нас ждёт Сиреневый сад. Десятки сортовых кустов сирени в конце мая и начале июня превращаются в палитру фиолетового, розового и белого. Конечно, этим пользуются любители фотографироваться, так что возьмите с собой запас терпения: чтобы понюхать особо красивый кустик, иногда надо постоять в очереди. Но затем сирень отцветает и вместе с ней исчезает основной поток посетителей — зато то тут, то там появляются охапки пионов и ирисов.
В Сиреневом саду расположены две церкви — Ильи Пророка и Петра и Павла на Славне. Когда-то, после Второй мировой войны, церковь Ильи Пророка была признана хорошо сохранившейся — её портили только повреждения в барабане. После того, как снаряд взорвался, купол и барабан пришлось удалить, так что здание мало напоминает церковь. Скорее жилой дом, которым храм и являлся многие годы: квартиры там выдавались художникам.
По соседству на возвышении стоит церковь Петра и Павла, ещё один объект ЮНЕСКО. В древности это был храм новгородского стрелецкого полка, здесь даже хранилась их хоругвь. Сейчас церковь закрыта для посещения, но её можно подробно осмотреть снаружи: разделение фасада на три части лопатками, позакомарное покрытие, стройная глава — это изящная, но вместе с тем крепкая постройка, классический новгородский храм.
Из Сиреневого сада мы отправляемся к церкви Архангела Михаила и Благовещенской церкви. Сейчас помещения в них сдаются новгородским художникам и скульпторам.
Во дворе — выставка молодых художников и скульптура птицы Сирин мастера Вячеслава Смирнова.
На этом наш маршрут заканчивается: впереди Ярославово дворище, набережная Александра Невского, кремль и многие другие маршруты и места, которые обязательно нужно посетить в Великом Новгороде, если вы хотите понять и почувствовать душу колыбели Российской государственности.
Данный проект реализуется в рамках XVI областного конкурса инновационных проектов «Новгородика».