Интересное

Античные статуи были не слепыми: что скрывали глаза древних богов

Глаза статуй

Восприятие человеческого лица без глаз вызывает подсознательный дискомфорт — эта особенность укоренилась в культуре с древнейших времён. Античные мастера придавали глазам особое значение, считая их отражением души. Однако, вопреки распространённому заблуждению, древние статуи отнюдь не создавались из белого мрамора с пустыми глазницами. Современная наука и находки археологов доказывают, что греческая скульптура была цветной, а глаза фигур тщательно прорисовывались или встраивались с использованием разных материалов. Об этом пишет дзен-канал «arts_tobe — просто об искусстве».

Открытия XIX века, включая знаменитые коры с Афинского Акрополя, показали: на мраморе сохранились следы краски — цвет волос, губ, глаз. Художественная отделка была не просто деталью, а частью художественного замысла. Об этом свидетельствует и ответ Праксителя, назвавшего любимыми те скульптуры, что были раскрашены художником Никием. Цвет делал образы живыми и выразительными, а не просто величественными.

Впрочем, художники эпохи Возрождения не могли знать, как на самом деле выглядели статуи античности. Они видели обесцвеченные временем копии и, вдохновлённые этим обликом, создали свой идеал. Именно в это время был заложен канон «белого мрамора», который позже окажется далёким от исторической точности. Даже Микеланджело, изучая «Лаокоона», воспринимал его как эталон, не подозревая, что когда-то фигура была раскрашена.

Со временем выяснилось, что глаза на статуях могли быть нарисованы, а могли изготавливаться отдельно — из стекла, перламутра, хрусталя и даже полудрагоценных камней. В таких случаях их вставляли в глазницы, используя мастику, клей или металлические крепления. Поверхность «живого глаза» отражала свет, придавая фигурам поразительную иллюзию жизни. Иногда дополнялись и ресницы — скульпторы не ограничивались только формой.

Но материалы не вечны. Органические клеи разрушались быстрее, чем сама инкрустация, и «глаза» выпадали, разбивались или попросту терялись. Не помогало и механическое крепление — со временем и оно разрушалось. Кроме того, варварские нашествия и религиозный фанатизм сыграли свою роль: статуи ослепляли, разрушали, использовали как источник извести или металла. Драгоценные материалы из глазниц вынимали, оставляя статуи в том виде, в каком они и дошли до нас — лишёнными выражения.

Большая часть античного наследия — это не оригиналы, а римские копии. Копиисты, как правило, не утруждали себя сложной отделкой глаз. Только в правление императора Адриана появляется инструмент, позволяющий создавать рельефные зрачки — с этого момента скульптуры вновь обретают выразительность, пусть и уже без цвета.

Ранее мы рассказывали, кого выбрала фортуна.

Фото freepik

Наверх