Новгородец Николай Велицкий закончил магистратуру по «Гуманитарной урбанистике» на кафедре культурологии НовГУ. Защита выпускной квалификационной работы состоялась 17 июня. Руководителем выступила ведущий научный сотрудник Эльвира Гептинг. Напомним, недавно Николай Велицкий собирал современные городские легенды, а теперь поделился с сетевым изданием «Генплан Великого Новгорода» некоторыми из них. По словам автора, работа состоит из 119 листов новгородских легенд.
Думаю, что все мы в детстве слышали от других детей или взрослых разные истории о странных вещах, которые есть в вашем городе: рассказах о подземных ходах, злачных местах, таинственно пропавших или погибших людях, а может даже и о призраках, которые обитают в домах. Подобные истории, как фоновый шум, еле заметной пеленой окутывают всех жителей города, но особо никто не присматривается к нему и уж тем более мало кто думает, что эти истории уже добрую сотню лет являются предметом академического изучения.
Именно в своей выпускной работе я решил затронуть тему современных городских легенд на примере Великого Новгорода. Я и сам не думал, что это такой огромный пласт данных, который ещё копать и копать, и мне, фактически, лишь немного удалось заглянуть в эту бездну городских тайн.
Когда я проводил опрос среди граждан города, то в первую очередь возникла проблема в понимании самого термина — современная городская легенда. Из 50 опрошенных добрая треть мне накидала легенд про Садко и голубя на кресте Софии. Хотя, как мне казалось, я постарался объяснить, что мне нужны истории начиная с начала XX века и в глубь истории погружаться не стоит. Да, я не спорю, что эти легенды, особенно про голубя на Софии, являются чуть не «несущими колоннами» мифологического Новгорода, но всё же именно современные легенды — это не совсем мифы в сравнении с легендами прошлого.
И в этом состоит одна из важнейших задач исследователя, правильно донести свои вопросы, чтобы разговорить респондента, который обычно думает, что ничего не знает по этой теме, но на самом деле, чаще всего, респондент просто не считает имеющуюся у него информацию важной и относящейся к теме вопроса. При слове «легенды» респондент подсознательно уходит в далёкое прошлое, и даже слово «современные» не всегда способно его вернуть в наше время, не говоря о том, что само слово «легенда» в голове человека пытается приобрести эпичный размер и не совсем соотносится с тем, что современная городская легенда может быть очень локальной, и охватывать далеко не весь город, а лишь конкретный район или даже дом, но при этом она никак не теряет своей значимости для исследователя и города.
Учитывая то, что я впервые в жизни занимался подобной работой, то свой результат я оценю, как не совсем удачный, так как сам, в процессе сбора материала, пытался для себя понять, так что же это такое — современная городская легенда. И большая часть опрошенных мной людей так же особо не понимала, что именно отвечать, и поэтому говорили, что или ничего подобного не слышали, или уходили в дебри древних легенд. Но на самом деле, даже собранного материала оказалось достаточно для вывода, что истории, которые подпадают под современные городские легенды, есть практически у каждого жителя города, и чем дольше человек живёт в городе, тем таких историй он знает больше.
Современная городская легенда
Я приведу два примера из собранного материала, чтобы было лучше понятно, что городская легенда — это не всегда про всеобщий городской масштаб, а она вполне может быть именно местечковой историей.
«В том парке, на Сметанинской мызе, была оборванная верёвка на дереве, и она иногда как будто меняла свое местоположение. Ну вот мы мелкие, когда гуляли — нам часто казалось, что она не там, где была в прошлый раз. И какая-то бабуля рассказывала, что в парке в 2000-е повесился мужик, сбежавший из психушки, которая там же на мызе находится».
«В нулевых на территории объездной, в районе Колмовской набережной, раньше был пустырь и ходили слухи среди детей, что там живут людоеды, и не удивился бы, будь это правдой в то время».
Эти тексты записаны от разных людей, и есть вероятность, что носителями этих легенд является очень ограниченный круг жителей, или, в данный момент, один человек, который каждую из них и рассказал. Это не значит, что он их выдумал, просто я могу сделать вывод, что местечковые городские легенды подвержены затуханию, то есть количество носителей со временем уменьшается, так как, во-первых, людям свойственно что-то забывать, считая эту информацию не существенной, но и во-вторых, есть и объективные причины, носители знания могут переехать из города, или попросту, как ни печально — умереть.
Но, конечно, есть и долгоживущие легенды, когда их носителей больше и они не привязаны к конкретному району города. Из примеров городской легенды, которая мне попалась у трёх независимых источников, я могу привести легенду о здании дома советов, что на площади Победы-Софийской.
«В колонне дома советов замурован труп. Когда здание строили, оно было обнесено колючей проволокой и его строили зеки. Один пропал, а при разбирательстве выяснили, что его замуровали в колонну, искать не стали… Так он там и находится».
Я привёл только один пример, но его вполне достаточно, так как общий нарратив два других текста повторяют.
Надеюсь, что стало более понятно, что из себя представляет так называемая современная городская легенда. Если попытаться высказать сам термин «современная городская легенда» научным языком, то можно сказать, что под ними понимаются неформальные, неинституализированные нарративы, претендующие на достоверность, связанные с конкретными пространствами и объектами Великого Новгорода, а также с событиями, разворачивающимися в повседневных реалиях Великого Новгорода и окрестностей в XX — начале XXI века.
В своей выпускной работе я попробовал понять: появляются ли на улицах города новые слухи и легенды, которые, отражают представления новгородцев об образе города. Это легенды, которые, возможно, будут в будущем иметь отношение к формированию самосознания жителей Великого Новгорода, так как «городские легенды» или «современные легенды» — это результат взаимодействия различных факторов: архитектуры и истории города, реальных событий, личных историй горожан и культурных продуктов.
И в завершение ещё несколько собранных городских легенд.
№88. Один историк мне рассказывал, как однажды он со своими студентами поехал в Хутынский монастырь, причем поехали они почему-то ночью, не помню, почему и, а по-моему, это был какой-то худой день, когда должны выползать все гады из лесов, что-то такое, и он со своими студентами встретился с призраком Вралаама Хутынского, то есть он явился и без нижней части туловища, только по-моему по пояс, они его видели. Вот его тело, половина тела висела в воздухе, и потом они побывали в музее, и все признали, что видели, увидели там икону Варлаама Хутынского, и все признали, что именно Варлаама Хутынского они видели в монастыре. В то время монастырь еще не был открыт, на том месте, где сейчас восстановлено, и тогда находились руины.
№69. Ещё со времён школы слышал, что в царское время на пересечении Ильина и Большой Московской (при СССР ул. 1-мая и пр. Ленина) стоял памятник Александру 2-му и когда произошла революция, то толпа скину памятник с постамента и скинула его с моста в Волхов. И когда мы видели работу водолазов в районе кремля, то почему-то всегда думали, что это ищут именно этот памятник, ведь его так и не нашли. Может он и до сих пор там.
№62. Моя знакомая, которая жила на территории церкви апостола Филиппа, рассказывала о том, что по ночам, где-то около двенадцати часов, в храме начиналось пение, хотя храм был закрыт, но вот это продолжалось несколько раз, по крайней мере она слышала пение в храме и потом. Говорили, что она, возможно, слышит души тех, кто похоронен возле этого храма и ее дом стоял как раз-таки на том месте, где были захоронения причт церкви апостола Филиппа, как раз в восточной части обычно захоронения сотрудников храма происходит. Вот и скорее всего, она слышала именно, может быть, бывших певчих этого храма.