Летом 2021 года Центр археологических исследований Новгородского музея-заповедника провёл спасательные исследования на участке производства работ по реконструкции гостиницы «Акрон» на Предтеченской улице.
Раскоп был заложен вдоль восточного фасада реконструируемой гостиницы. Назвали раскоп Флоровским по располагавшейся неподалёку церкви Флора и Лавра. Храм пострадал в годы войны и был разобран в период оккупации для мощения дорог.
Археолог Андрей Шуреев поделился результатами исследований участка, где стоял дом Мак-Дональда. Информация появилась на странице «История Новгородской земли XVI-XX веков» в социальной сети.
На участке находился деревянный дом с каменным полуподвалом, вошедший в историю Новгорода как дом Мак-Дональда. При этом первым владельцем дома был действительный статский советник Лутовинов.
Здание было построено во второй половине XIX века и не пострадало в годы войны. По одной из версий, во время немецкой оккупации Новгорода в нём располагалось гестапо. После войны здесь был организован детский сад. Дом разобрали на рубеже 1960-70 годов при строительстве гостиницы химкомбината.
Одной из целей археологических исследований стало изучение материальной культуры XIX-XX веков, отражающей историю дома Мак-Дональда. Следует отметить, что это новое направление в археологии Новгорода, когда наравне со средневековыми отложениями изучаются и более поздние слои. Сопоставление плана участка с современной городской ситуацией демонстрирует, что основная часть владения утрачена в результате послевоенного строительства.
Первым объектом исследования стало мощение из кирпича, обнаруженное в юго-восточном углу раскопа.
Предположение, что данное мощение является остатками садовых дорожек, изображенных на плане 1893 года, не подтвердилось. Сам кирпич имел машинные протяжки по ложку, характерные заводскому производству советского периода. Также непосредственно под мощением были обнаружены обломки фарфоровой посуды 1930 годов. На одном из них есть клеймо чёрного цвета с надписью «Брак», оно может иметь прямое отношение к детскому саду. Это довольно привычная практика советского периода — снабжать государственные учреждения некондиционной посудой.
Кроме того, первыми находками раскопа стали предметы, отражающие послевоенный быт детского сада. Это обломки пластиковых игрушек и кукольной посуды, фарфоровая статуэтка. Отдельной темой и предметом для детских игр являлась война. Всего на территории раскопа было обнаружено несколько десятков гильз, исключительно от немецких орудий. Некоторые из них, без сомнений, можно отнести к детским игрушкам. Представленные гильзы от немецкого карабина имеют целый капсюль, но пуля была извлечена, а порох высыпан. Тем самым, боеприпас был обезврежен и пуля вставлена обратно, в одном случае остриём внутрь патрона.
Следует отметить, что кроме гильз, других бытовых и форменных находок периода войны обнаружено не было. Нельзя исключать, что здание подверглось тщательной уборке после войны, однако на территории участка также отсутствовали находки времён оккупации. Таким образом, версия о нахождении в здании какого-либо немецкого управления, археологически не подтверждается.
В северо-восточном секторе раскопа был раскрыт фундамент дома Мак-Дональда.
Фундамент сложен из кирпича на валунном основании. В раскоп вошла лишь незначительная часть южной камеры. Практически на всю высоту полуподвала сохранилась внешняя восточная стена здания с оконными проёмами. Зафиксирована система подкладок из блоков плитняка для лаг пола. Прослежены строительные изменения, относящиеся к последнему этапу существования здания. На месте фундамента печи выложены две тумбы из кирпича, возможно опоры лестницы в подвал. Поскольку основная часть фундамента здания смещена от зоны застройки гостиницы к северу, то, скорее всего, она сохранилась не потревоженной.
Находки, отражающие историю здания, представлены монетами советского времени и периода Российской империи. Отдельно следует остановиться на находке коронационного жетона императора Александра II. Вполне вероятно, что первый владелец дома, Лутовинов, мог принимать участие в торжествах, посвящённых коронации императора.
Также коллекция находок содержит бытовые предметы: фрагмент стеклянного сосуда в форме рыбы, фарфор различных фабрик, фрагмент санфаянса с клеймом (предположительно английской фабрики Ridgwey), пуговицу от мундира гренадерского полка.
Клейма на фарфоре указывают на предпочтения их владельцев. Среди них присутствуют клейма завода Кузнецова, польской фабрики Teichfeld & Asterblum и финской фабрики Arabia. Отдельно следует остановиться на фрагменте санфаянса. По всей видимости, он относится ко времени владения домом полковником Рущевским. В Отделе письменных источников Новгородского музея-заповедника хранится квитанция об уплате денег за установку водопровода в доме по Легощей улице.
Интересное наблюдение было сделано при изучении характера накопления культурного слоя верхнего перемешанного горизонта. Основной объём находок в этом слое представлен предметами, связанными с домом Мак-Дональда. Но здесь же присутствовали находки и средневекового периода XII-XV веков. Поначалу это можно было объяснить общей формулировкой — результатом перемешивания культурных отложений.
Разъяснения появились, когда археологи понизились на несколько пластов. Распространение перемешанных отложений прервал слой известкового раствора с включением строительного мусора, фиксируемый на всей площади исследований. В процессе разборки этого слоя, непосредственно в его заполнении, была обнаружена монета 1810 года чеканки, что даёт хронологический ориентир времени его отложения. Время образования данного известкового слоя можно соотнести с ремонтно-строительными работами на церкви Флора и Лавра в начале XIX века. Храм располагался через дорогу, в нескольких десятков метров от пятна раскопа. Вполне вероятно, что на момент возведения колокольни зодчие использовали соседние незастроенные участки для свалки мусора.
Сравнение находок средневекового периода из отложений под слоем известкового раствора и находок в верхнем перемешанном горизонте показывает их различие, в первую очередь, в хронологическом отношении. Таким образом, можно предположить, что культурный слой средневекового периода в верхних отложениях является не результатом их перемешивания, а перемещён со стороны. Вполне вероятно, что Лутовинов, приобретя данный участок, поверхность которого формировал слой извести, привёз грунт для его планировки и создания сада рядом с домом.