Новости

Пространство для велосипедистов перед перекрёстком или разделение транспортных потоков?

Сейчас в правилах дорожного движения появляется много нового, касающегося передвижения велосипедистов, однако, в новой редакции остались не рассмотренными вопросы о велосипедной стоп-линии. Что интересно, существует не один подход к решению проблемы пересечения перекрёстков на велосипеде. Один вариант предполагает выделение пространства для велосипедистов перед перекрёстком впереди автомобильной стоп-линии, а другой вариант — разделение автомобильных и велосипедных потоков в пространстве и времени и поочерёдный проезд перекрёстка на «одновременный зелёный».

Расширенная стоп-линя для велосипедистов
Расширенная стоп-линя для велосипедистов

Во многих странах применяется такой тип разметки на перекрёстках, как «bike box» (американское название) или «advanced stop line» (европейское название). Такая разметка и есть выделение пространства для велосипедистов перед перекрёстком. По сути, это специальный участок дороги перед перекрёстком, на котором на красный свет разрешается останавливаться только велосипедистам. Автомобили и прочие механические транспортные средства должны останавливаться на своей стоп-линии позади.

Данное пространство обычно имеет протяженность 5 метров, может занимать одну или несколько полос движения, имеет покрытие заметного цвета — как правило, красного или зелёного, а посередине этого участка наносится белое контурное изображение велосипеда, видимое даже из космоса.

Обычный английский перекрёсток
Обычный английский перекрёсток

Не удивляйтесь, что автомобили на фото движутся по левой стороне дороги — это добрая старая Англия. В более прогрессивном варианте велополосы имеются не только позади пространства для велосипедистов, но и перед ними, продолжаясь на перекрёсток и за ним.

Такая разметка, так же как и обычные стоп-линии, действует только во время красного сигнала светофора. На красный сигнал автомобили должны останавливаться на первой стоп-линии, оставляя свободным пространство перед перекрёстком. А велосипедисты имеют право объехать стоящие автомобили и встать на площадку перед ними.

Один из наиболее частых типов ДТП с участием велосипедистов — столкновение движущегося прямо велосипедиста с поворачивающим направо автомобилем. «Bike box» предоставляет велосипедистам, двигающимся с перекрёстка прямо, место, где они могут дожидаться своей фазы светофора, не создавая помех транспортным средствам, поворачивающим направо. Такой «островок безопасности» особенно необходим, когда из правой полосы разрешён поворот только направо и на тех перекрёстках, где сигнал, разрешающий движение направо, включается раньше зелёного света в направлении прямо.

Останавливаясь на красный свет на площадке, образованной дополнительной стоп-линией, перед автоводителями, велосипедисты более заметны. А при проезде перекрёстка на зелёный свет само наличие такой разметки напоминает автоводителям, что по этой дороге ездят и велосипедисты. Видимость и осведомлённость способствуют снижению аварийности.

Подобный вид разметки начали использовать в Европе и Азии в конце 1980-ых. В Великобритании первые эксперименты по внедрению такой разметки проводились начиная с 1986 года, а в Бельгии, например, разметка такого типа официально используется с 1992 года. В США и Канаде — примерно с 2000 года.

Копенгаген, в котором почти 40 процентов поездок совершается на велосипеде, считается одним из самых велосипедизированных городов мира. Разметка типа «bike box» используется в Копенгагене уже более 20 лет.

Когда разметку внедряли в Великобритании, опыта её использования почти не было. Поэтому британцы подошли к этому довольно осторожно. Впервые в Британии разметка такого типа была применена в Оксфорде. Затем был организован пилотный проект Департамента транспорта Великобритании, в рамках которого расширенные стоп-линии были нанесены на некоторые перекрестки в Ньюарке, Бристоле и Йорке. В дополнение к этому проекту аналогичная разметка была опробована в Кембридже, Ньюкасле, Манчестере и других городах. Причём в этих городах это уже была инициатива местных властей. Любопытно, что было опробовано сразу несколько вариантов такой разметки.

Вариант такой разметки с велополосой между автомобильных полос выглядит так:

Вариант расширенной стоп-линии с велополосой между автомобильными полосами
Вариант расширенной стоп-линии с велополосой между автомобильными полосами

В Праге, например, велосипедистов радуют вот такие яркие «велобоксы»:

Расширенная стоп-линия в Праге
Расширенная стоп-линия в Праге

«Bike box» и продолжающая его велополоса в американском Портленде:

Расширенная стоп-линия в Портленде
Расширенная стоп-линия в Портленде

Именно такой вариант разметки — с велополосой, продолжающейся в направлении движения велосипедистов, считается наиболее эффективным. Эта велополоса показывает водителям, собирающимся повернуть направо, что их траекторию могут пересекать велосипедисты.

Наиболее спорный момент в использовании такой разметки — это её применение для организации поворота велосипедистов налево. Поворот налево традиционно считается сложным манёвром даже для автомобилей. Во многих странах, в том числе и в России, поворот налево на большинстве перекрёстков велосипедистам запрещён, поскольку связан с необходимостью предварительного перестроения через ряды автомобильного потока, движущегося прямо, и повышенного внимания для контроля не только сопутствующих, но и встречных автомобилей. Расширенные стоп-линии не избавляют велосипедистов от этих трудностей.

«Bike box» в Гронингене (Голландия):

Расширенная стоп-линия в Голландии
Расширенная стоп-линия в Голландии

Однако, голландцы не считают расширенные стоп-линии очень удачным решением. В Голландии сейчас предлагают разделение автомобильных и велосипедных потоков в пространстве и времени и поочерёдный проезд перекрёстка на «одновременный зелёный».

На видео показан один из перекрёстков в Ассене (Голландия), где велосипедисты и автомобилисты проезжают по очереди на «одновременный зелёный». Такие перекрестки всё чаще встречаются на севере Голландии. Велосипедисты могут двигаться на зелёный свет сразу во всех направлениях, в том числе по диагонали. Тем временем, для автомобилей горит красный свет. Поэтому все конфликты между велосипедистами и автомобилистами исключены. Обратите внимание, что даже большие грузовики могут проехать перекрёсток не вызывая опасности для велосипедистов.

Голландские дороги проектируются так, чтобы избежать возможных конфликтов на них. Это основная причина для того, чтобы считать езду на велосипеде достаточно безопасной и считать её совместной деятельностью для всех возрастных групп. В видео вы увидите много взрослых и детей, а также людей с ограниченными возможностями, использующих велосипедные дорожки. Никто не чувствует угрозы.

«Одновременный зелёный» для велосипедистов на перекрёстке
«Одновременный зелёный» для велосипедистов на перекрёстке

Водителям не разрешается использовать велосипедные дорожки, а велосипедисты не имеют права использовать дороги. Люди из других стран часто не понимают этого и возражают против. Тем не менее, в подобных ситуациях нет никакой выгоды от езды по автодороге.

Велосипедисты и автоводители имеют одинаковые «тайминги» на светофоре и задерживаются в ??равной степени. Тем не менее, на самом деле велосипедисты имеют преимущество по времени, так как только они могут объехать остальных велосипедистов, а не ехать друг за другом, как автомобили. Если бы вы поехали по дороге, то в среднем пришлось бы ждать дольше, чем если бы вы использовали велосипедную дорожку.

Перекрёсток в Голландии с поочерёдным проездом велосипедистов и автомобилистов
Перекрёсток в Голландии с поочерёдным проездом велосипедистов и автомобилистов, где было снято видео

Количество велосипедистов показанное на видео является типичным для утра в апреле. Более ста велосипедов проезжает в первые пять минут. Ассен довольно небольшой город, с численностью населения всего лишь 65 тысяч жителей.

Может показаться, что эта дорога гораздо шире, чем дороги в наших городах, но это не так. Эта улица такой же ширины, как, например, дорога в Кембридже в Великобритании, которая является якобы «слишком узкой» для велосипедистов. Оправдание «у нас нет достаточно места» в Голландии встречается крайне редко, если вообще когда-либо встречается. В Голландии всегда есть место для велосипедистов, несмотря на ширину дороги.

Ещё одно видео, которое показывает пересечение перекрёстка на «одновременный зелёный» по диагонали:

Есть ещё и третий вариант, так называемый «ход конём», который в настоящее время в России является наиболее приемлемым и безопасным. «Ход конём» предполагает пересечение перекрестка в два приема — сначала прямо, потом поворот налево и после смены сигнала светофора проезд в нужном направлении. Вместе с этим, при такой схеме движения могут быть использованы и расширенные стоп-линии для обеспечения безопасного проезда прямо.

Что касается Великого Новгорода, то здесь пока разметка и вообще какие-либо признаки велоинфраструктуры на перекрёстках отсутствуют, но кое-что может появиться на новых улицах. В частности, пересечения велодорожек и новой улицы 8 марта будет чем-то очень уж отдалённо напоминать вариант «одновременного зелёного» или «ход конём».

Перекрёсток на улице 8 Марта в Великом Новгороде
Перекрёсток на улице 8 Марта в Великом Новгороде

Материалы по теме: Advanced stop line, она же bike box, она же зона для остановки велосипедистов.

Подписывайтесь на «Генплан Великого Новгорода» в Новостях, Дзене, Telegram и ВКонтакте.
Наверх