Ян Гейл: нужно лучше убирать снег

Датский урбанист Ян Гейл полтора года изучал Москву по заказу правительства и представил свои рекомендации — как сделать город удобным для его жителей. Исследование, которое команда из бюро Gehl Architects, московских экспертов и студентов, проводили 18 месяцев, посвящено почти всем сторонам жизни города — от логики транспортной системы и развития парков до качества тротуарной плитки и уровня шума на главных площадях города. Советы Гейла будут актуальны не только для столицы, но и для многих городов России.

Датский урбанист Ян Гейл полтора года изучал Москву по заказу правительства и представил свои рекомендации — как сделать город удобным для его жителей. Исследование, которое команда из бюро Gehl Architects, московских экспертов и студентов, проводили 18 месяцев, посвящено почти всем сторонам жизни города — от логики транспортной системы и развития парков до качества тротуарной плитки и уровня шума на главных площадях города. Советы Гейла будут актуальны не только для столицы, но и для многих городов России.

Ян Гейл, датский архитектор
Ян Гейл, датский архитектор

Основная идея Гейла — в городе главными должны быть пешеходы, а не автотранспорт. Передвижение на машине по городу должно быть неприятной необходимостью, большую часть жизни горожане должны ходить пешком или ездить на велосипедах и общественном транспорте.

Убрать с улиц препятствия
Убрать с улиц препятствия

Бюро Gehl Architects предлагает уменьшить количество машин, убрать с улиц препятствия (рекламные тумбы, припаркованные машины, плохое покрытие тротуаров), убрать подземные переходы (они были придуманы для удобства автомобилистов, а не пешеходов), объединить все бульвары, сделать площади привлекательными (большинство площадей используются для движения автомобилей и их парковки, там мало людей), сделать набережные прогулочными (в большинстве случаев жителей от воды отрезает плотный транспортный поток, к воде нельзя спуститься, под мостами стоят припаркованные автомобили, у воды нет парков, кафе, музеев), поддерживать активную жизнь зимой (зимой холодно, но это не значит, что жизнь должна замереть, нужно лучше убирать снег, но нужно и делать больше катков, развлечений, ледяных скульптур и увеличивать количество освещения — тогда в городе будет интересно находиться и в холодное время года), развивать велоинфраструктуру.

Сделать набережные прогулочными
Сделать набережные прогулочными

Гейл справедливо считается одним из главных сторонников велосипедизации городов, хотя утверждает, что сами велосипеды его интересует мало, — просто если город удобен для велосипедистов, то это значит, что он правильно устроен. С точки зрения Гейла, для всех передвижений по центру города может использоваться велосипед, и для этого в Москве есть условия — например, относительно плоский ландшафт, бульвары, широкие центральные улицы (с которых, конечно, надо убирать автомобили), набережные. Но пользоваться всем этим трудно из-за неудобных переходов, отсутствия съездов с тротуаров, велодорожек. Кроме того, велосипедистам должно быть легко добраться из отдаленных районов в центр, для этого нужно развивать велоинфраструктуру и совместить ее с системой общественного транспорта.

Профиль типичной улицы
Профиль типичной улицы

— Велосипеды демонстрируют гибкость городского пространства, но сделать город человечным можно и не пересаживая всех на два колеса. Они не везде уместны: где-то крутые горки, где-то слишком жарко или слишком холодно. Хотя я читал лекцию в Сингапуре, и мне там все говорили — все круто, но когда вы уже расскажете про велосипеды? Я говорю: «У вас же так жарко». А они все равно: «Нет-нет-нет, давайте, давайте про велосипеды». В общем, как это не удивительно, я видел велосипеды в самых странных городах. В Сан-Франциско, например, где много холмов, очень сильная велокультура: они там не взбираются на каждый холм, а долго едут вокруг, поднимаясь в самом пологом месте. Но, на самом деле, велосипеды — это не главное. — говорит Ян Гейл. — Велосипеды — это общественная жизнь. Когда горожане едут по улице на велосипедах, то вокруг видят много людей. А когда на машинах — железа. А для меня именно общественные пространства, общественная жизнь — самое главное. Чтобы люди гуляли, чтобы им было хорошо, чтобы все соответствовало масштабу человека.

Подробности: «8 простых идей Яна Гейла для Москвы», «Афиша».