Новгород занял второе место в стране по благоустройству в своей группе городов с численностью населения до 250 тысяч человек. Губернатор Андрей Никитин назвал это отличной новостью, но отметил, что впереди ещё много работы. Он попросил написать ему, как улучшить благоустройство Новгорода и что ещё нужно сделать.
Сетевое издание «Генплан Великого Новгорода» ознакомилось с предложениями новгородцев. Как оказалось, многие сообщали о необходимости создавать велодорожки и тротуары. Приводим предложения новгородцев на эту тему.
«Скоро сезон самокатов и велосипедов. Было бы прекрасно иметь отдельные дорожки для них, как, например, на набережной».
«Ориентир на общегородскую концепцию тротуаров и велодорожек. С удовольствием бы пользовался велосипедом, но его жалко “убивать” по Западному микрорайону. Да и “моцык” с удовольствием, но с такими дорогами это… опасно».
«Наверно, это сложно, но опять-таки историческая столица… Вот бы дорожку вдоль Волхова до Рюрикова городища! Всем гостям рассказываю, но доехать сложно». Отметим, что такие проекты готовили студенты НовГУ: в 2016 году, в 2022 году.

Переправа через Тарасовец. Фото: Администрация Великого Новгорода.
«А если ещё соединить пешеходной зоной участок от “коня” до Мячино. И потом вдоль реки до монастыря Юрьевского… Это будет разрыв всего». В 2017 году было положено начало реализации этой идеи.

Начало велодорожки от станции первого подъема. Фото «Новый город».
«Андрей Сергеевич, было бы здорово благоустроить территории (сделать дороги, тротуары, пешеходные дорожки, дренаж, парковки, убрать грязь, кусты какие-то непонятные вырезать) прилегающие к детским садам, школам, поликлиникам и иным общественным зданиям. И хотелось бы не обновления того, что было построено 50 лет назад, а именно благоустройство под современные реалии. Спасибо».
«Город становится краше на глазах, радует, что есть единая концепция! В районах с современными строениями хочется видеть динамичный инновационный дизайн освещения улиц и строений. А ещё, пожалуйста, не забывать о пешеходных и велодорожках и в старом городе, и в центре, для занятий спортом и местах для выгула и тренировки собак. Спасибо за такой красивый, преображающийся город».
«Не хватает пеших дорожек. Мы в Савино поселились, там даже не безопасно от остановки через мост домой идти! Когда всё в снегу, дети идут прям по проезжей части!» — рассказала переехавшая в сентябре в Новгород из Литвы семья.
«Закольцованную велосипедную дорожку вокруг города».
Тротуар попросили на участке между домами 21 и 29 по Хутынской улице. «На этом участке есть автобусная остановка, нерегулируемый пешеходный переход, но тротуар с обеих сторон отсутствует, людям приходится ходить по проезжей части. Пишу об этом ещё с 2017 года на “Вечевой колокол” и в администрацию города».

Хутынская улица. Фото из обращения.
«Нужен тротуар в Новой Мельнице! Пешеходы и велосипеды едут по проезжей части. Опасно!»
«Не хватает велодорожек. Ну и да — весной город жутко грязный».
«Нужно что-то предпринять, чтобы набережную нижний ярус не затапливало по весне, если Волхов разливается, а то видел как подростки на великах по пояс в воде ездят».

Нижний ярус набережной. Фото: Наталья Карасёва.
Ещё один человек назвал отсутствие тротуаров системной нерешаемой проблемой. «Пешеходная инфраструктура. На многих улицах отсутствуют тротуары: Хутынская, Державина, Советской Армии, Рабочая, Троицкая… Нужно делать карту и системно восполнять пробелы».
«В городе, мягко говоря, не везде есть тротуары. Советую прогуляться по городу с мэром и показать ему пальцем, где их нет, а таких мест осень много».

Отсутствующий тротуар в конце Большой Санкт-Петербургской улицы. Фото: GPVN.RU.
«На аллее, ведущей от Большой Московской улицы до пешеходного моста гранитные плиты тротуара имеют сильные повреждения и сдвинуты с места. Дорога неровная. Также, после проведения работ по установке архитектурной подсветки этой аллеи и пешеходного моста, не восстановлены газоны (с обеих сторон Волхова)».
«А будет ли когда-нибудь решаться проблема с отсутствием освещения тротуаров вдоль Большой Московской? Все фонари почему-то направлены только на проезжую часть. Учитывая “качество” тротуаров, вечерами ходить надо с фонариком».
«Губернатор же и за район с областью отвечает. Нехинская — Новая Мельница — Лешино: на асфальте нет “ни одного живого места”. Ямы объехать просто нереально. Нет ни пешеходных тротуаров, ни велосипедных дорожек, ни освещения (освещение именно на участке Нехинская — Новая Мельница). Это просто опасно, в первую очередь для пешеходов. Будете ждать трагедии или начнёте что-то делать?»
Было высказано мнение, что дорога из любого района города до парков и социальных, а также спортивных объектов, должна быть безопасной для подросткового транспорта (велосипед, самокат, скейт, ролики). «Сейчас есть скейт-площадка в парке Юности, но я не могу отпустить туда дочку на велосипеде или самокате одну, потому как безопасно ей туда не доехать, а значит летом мои дети будут заперты в районе Щусева, где им просто нечем заняться, кроме как малышковые качели портить, в попытках сделать их для себя хоть сколько-нибудь интересными».
«В сторону уменьшения количества частного транспорта нужно смотреть. И важно продуманный общественный транспорт и вело инфраструктуру в городе дополнить шерингом авто. В нашей семье долгое время авто использовался преимущественно по выходным (на работу ездили на вело), но авто так же занимал парковочное место всю неделю. Вот в этой модели шеринг был бы и выгоднее с точки зрения обслуживания, налогов, страховки, и удобнее — в зависимости от района соревнований куда ехали можно было бы выбирать и соответствующий тип авто».
«Чтобы мои дети с улицы Щусева могли самостоятельно и безопасно доезжать до новых классных объектов в городе — до набережной и до парка Юности. В идеале хотелось бы, чтобы Колмовскую набережную соединили с Колмовской набережной в районе Щусева».
Пока этого нет, было предложено обратить внимание на некоторые небезопасные для велосипедистов места:
- Большая Санкт-Петербургская, 108 (парк Луговой): поворот к «Магниту» не просматривается с дороги — ни водитель не видит велосипедиста на пешеходной дорожке, ни велосипедист водителя. «Как двигаться по карману там не совсем понятно, или как с дорожки сквера на тротуар потом съезжать; чуть дальше к центру города там два выезда из промзоны, где не понятен статус дороги. Если это выезд из дворовой территории — тогда авто должно пропускать всех и велосипедиста тоже, если я правильно ПДД поняла (не пропускают); если это дорога, тогда должен быть пешеходный переход и велосипедист спешивается. А я бы предпочла, чтобы веломаршрут вообще не подходил к пыльной дороге. Было бы хорошо соединить дорожки Лугового парка с улицей Павла Левиитта велопешеходной дорожкой. Там промзона, но может там можно найти для этого место?».
- Павла Левитта, 7: парковка прерывает тротуар. «Это с одной стороны улицы, а с другой тротуара вовсе нет, а вдоль обочины ехать нет возможности — там всегда у областной больницы припаркованы автомобили. Ну и моим детям ещё нет 14, они пока могут ехать только по тротуару, к счастью. При этом именно на Павла Левитта выводит велосипедная развязка с велодорожки на Колмовской набережной. Конечно, хочется нормальное продолжение велодорожки, но пока его нет, давайте Павла Левитта сделаем пригодным для движения велосипедов».
- Выезд из-под Колмовского моста на велодорожку: стёрта разметка на велосипедном переезде. «В прошлом сезоне разметка смылась, её не обновляли почему-то. И я как мама хотела бы там светофор, чтобы не гадать, пропустят или нет моего ребёнка там на велосипеде».
- «Если ехать в парк Юности нам нужно ехать через виадук. В этом сезоне ещё не была там, может исправили, но в прошлом сезоне на съезде с виадука в сторону кафе “Счастье”, во-первых, тротуар смыло, во-вторых, некуда съезжать — там парковка напротив съезда. Не понятно, как перебираться на тротуар с моста».

Восстановленная в 2020 году разметка на пересечении велодорожки с проезжей частью Колмовской набережной. Фото: Вечевой колокол.
Разметку наносили в 2020 году по обращению общественного движения по развитию велокультуры «Велосипедизация Великого Новгорода». На нанесение разметки потребовался почти год. Сейчас она снова стёрта.

Подход к путепроводу. Фото: Николай Велицкий
«Буду рада, если к лету решат проблемы с безопасностью движения в этих местах и мои подростки смогут посещать и набережные и парки города не только в мои выходные, но и сами по себе».
Также поступило предложение выделить отдельного чиновника и выдать ему служебный велосипед, самокат и инвалидную коляску. «И сервис на сайте администрации: выбираешь точку старта, точку финиша, время, транспорт и с этим чиновником вместе проезжаешь по своему привычному маршруту, показывая, где нужно понижение вместо бордюра, где состыковку дорожек, где яму залатать. А потом уже чиновник сам разбирается, в какие службы города задания раздать по устранению недостатков. И по-моему это приоритетнее, чем парки и набережные, потому что зачем парки, если до них наши дети доехать не могут?»
