11 августа в Великий Новгород приезжают инструкторы Санкт-Петербургской велосипедной школы, Михаил Морозов и Александр Кожанов, чтобы поделиться опытом и знаниями с новгородцами. О своём проекте ребята рассказали «Велосипедизации Великого Новгорода» в интервью.
Инструкторы велошколы Михаил Морозов и Александр Кожанов
Миша, почему начал заниматься Велошколой?
Михаил Морозов: Велошкола появилась в рамках движения «Велосипедизация Санкт-Петербурга», для меня всё началось чуть больше года назад с велопарада «За велодорожки», куда меня позвали помогать организовывать движение колонны. Так я познакомился с ребятами из Велосипедизации. Ну а через некоторое время у Саши Кожанова родилась идея сделать Велошколу, и я просто не мог остаться в стороне. У меня достаточно большой опыт безаварийной ежедневной езды по городу, которым тогда и сейчас очень хочется поделиться, чтобы велосипедисты были действительно предсказуемыми и передвигались безопасно. Сейчас количество велосипедистов увеличивается, но уверенно и предсказуемо на дороге себя ведут далеко не все. И это происходит не из-за того, что на велосипедах ездят только хамы, просто безопасной, предсказуемой езде на велосипеде никто и нигде не учит. Именно для того, чтобы это исправить мы открыли Велошколу. Ведь чем больше уверенных, предсказуемых велосипедистов, тем лучше к нам, велосипедистам будет относиться общество.
Саша, как организовал Велошколу в Санкт-Петербурге?
Александр Кожанов: Спонтанно. В какой-то момент понял, что в Петербурге много «тротуарщиков», но очень мало велосипедистов, ездящих по правилам. Немалую роль сыграл клуб Iron Wheels — в колонне единомышленников уверенность в своих силах появляется очень быстро. Именно поэтому для практики выбран формат езды в колонне.
Для чего необходима велошкола?
М.М.: Частично на этот вопрос я уже ответил: для того, чтобы повысить культуру езды на велосипеде по городу. Но это не всё. На велошколу очень часто приходят люди, которые хотят ездить по городу на велосипеде (им это удобно, быстро), но не могут, боятся. Выехать на проезжую часть в Петербургский трафик вообще без опыта и одному не просто. Поэтому люди приходят к нам, ездят с нами, с инструкторами, на практику (причём некоторые приходят на практику по несколько раз), смотрят за тем как безопаснее проезжать перекрёстки, и самое главное — получают опыт езды по проезжей части.
А.К.: Велошкола необходима, поскольку: далеко не все велосипедисты знают ПДД. Это приводит к тому, что велосипед не используется человеком в полной мере; чем меньше на дороге велосипедистов, тем меньше у чиновников желание строить объекты инфраструктуры и изменять транспортные сети. Получается, мы должны завоёвать себе и потомкам счастливое будущее; не все водители моторизованных транспортных средств умеют ездить рядом с велосипедистами, они нервничают и предпринимают ненужные манёвры. Надо как обучать таких водителей, так и приучать велосипедистов к предсказуемому поведению. Это не только вызывает уважение автосообщества, но и снижает число ДТП «по глупости».
Велошкола актуальна сейчас, когда остро стоит вопрос взаимоуважения велосипедистов и автомобилистов. Это отражено в логотипе. Когда это появится, что будет с Велошколой?
М.М.: Да, именно. Велосипедист, как и автомобилист это люди, которые сейчас существуют на одном участке городской инфраструктуры. На проезжей части. Естественно они должны уметь понимать и уважать друг друга. Когда велосипедисты и автомобилисты научатся уважать друг друга, велошкола станет только популярнее 🙂 Ведь желающих научиться ездить на велосипеде по городу только прибавится.
А.К.: Я никогда не смогу свернуть проект: автошколы ведь никуда не пропадают. Кроме того, «Велошкола» — отличный инструмент для проведения различных исследований, и у неё есть потенциал «кузницы кадров» для всяких специальных задач (например, съёмки «Яндекса» в парках проводятся при помощи специально подготовленных велосипедистов).
Как будет развиваться Велошкола?
М.М.: У нас растёт количество площадок в Питере, город большой, поэтому нам нужны площадки в разных районах, ещё мы разработали практические рекомендации о том, как открыть велошколу в любом городе. Хотим поделиться организационным опытом, чтобы и в других городах открывались велошколы. Также сейчас то, что мы делаем заинтересовало городские власти, и возможно они окажут нам содействие в развитии.
А.К.: Задача на ближайшее время — увеличить число регулярно использующих велосипед не в рекреационных целях граждан. Также со следующего года начнём активный экспорт своего опыта в другие города России, а возможно, и в сопредельные государства. Дальше планов много, но пока они довольно-таки призрачные.
Будет ли Велошкола когда-нибудь платной?
М.М.: Нет, это исключено. Если в какой-то момент, мы поймем, что нам нужны деньги на обеспечение функционирования школы, мы будем искать их у города, у спонсоров, но только не у слушателей. У нас всё-таки социально-общественный, а не коммерческий проект.
А.К.: Основная услуга — обучение движению в транспортном потоке — является стратегической основой деятельности нашего сообщества; и она должна и будет всегда оставаться бесплатной для обучающихся. А вот обучение езде с нуля и квалифицированная помощь в выборе велосипеда, мне кажется, могут вознаграждаться какой-то небольшой суммой.
Что хотите сказать новгородским велосипедистам и новгородцам? Есть ли какая-то мысль, идея, которую хотелось бы донести до людей здесь?
М.М.: Помните, что по городу передвигаются люди. В машинах, на велосипедах, пешком — всё это обычные простые люди, такие же как вы. Наличие тонны металла вокруг или двух педалей под ногами никак не меняет того факта, что по городу едет человек. Мне кажется понимание — один из ключевых моментов необходимых для того, чтобы участники дорожного движения научились уважать друг друга.
Для велосипедистов же скажу то, что говорю всегда. Будьте уверенными и предсказуемыми. Больше ездите на велосипеде в обычной одежде по делам, ломайте стереотип, что велосипед — это либо игрушка, либо спортивный снаряд. Велосипед — это удобный вид городского транспорта.
А.К.: Я хочу пожелать вам сохранять и умножать свои успехи, сохраняя место в авангарде велосипедизации всей страны. Ну и, конечно, всем езды без неприятностей!