Секреты «Гостьи из будущего»: как девочка за автографом случайно стала Алисой, а робот страдал в скафандре
Как снимали «Гостью из будущего»
Фильм «Гостья из будущего», вышедший в 1985 году, давно стал частью культурного кода поколения, выросшего на советском телевидении. Его атмосферу и персонажей до сих пор вспоминают с теплом, а за кулисами этого фантастического приключения скрывается немало любопытных историй. Об этом пишет дзен-канал «Ретрогеймер (Дитя 90-х)».
В основе сценария лежит повесть Кира Булычёва «Сто лет тому вперёд», написанная, как известно, для дочери писателя. И именно её имя — Алиса — стало именем главной героини. Работу над повестью Булычёв начал ещё в середине 60-х, но издана она была только в 1978 году. Спустя несколько лет её история вдохновила режиссёра Павла Арсенова, и началась работа над будущей экранизацией.
Решение снимать фантастику пришло к Арсенову не сразу. Всё изменилось после разговора с коллегой Ричардом Викторовым — автором таких лент, как «Москва — Кассиопея» и «Через тернии к звёздам». Вдохновившись этим разговором, Арсенов решил взяться за экранизацию повести Булычёва. Тот не только поддержал идею, но и сам адаптировал текст в сценарий, работая над ним вместе с режиссёром.
Съёмки начались с масштабного кастинга. Особенно оживлённым он оказался при подборе актёров на роли школьников. Лёша Фомкин был утверждён сразу — его заметили благодаря «Ералашу». С ролью Фимы было сложнее: её хотели многие, но в итоге Семёну Бузгану достался образ Коли Садовского. Подобные «перекрёстные» назначения стали обычным делом на том кастинге.
Самой трудной оказалась роль Алисы. Долгое время никто не подходил — у всех чего-то не хватало. Решение пришло неожиданно: в кадр попала скромная девочка, пришедшая на студию за компанию, чтобы получить автограф писателя. Наташа Гусева не планировала сниматься, но Арсенов сразу увидел в ней то, что искал. Так девочка, случайно попавшая на съёмочную площадку, получила свою первую большую роль. А ещё — от волнения перепутала дату рождения, заявив, что родилась в 1872 году.
Принципиальной позицией Арсенова было сохранить естественность. Детей не гримировали, и даже загорать на солнце им запрещалось, чтобы не нарушить визуальную целостность фильма. Настоящей находкой стала и Елена Метёлкина — актриса и модель, сыгравшая Полину, знакомая зрителям по роли инопланетянки из «Через тернии к звёздам».
В образе робота Вертера не было ничего случайного. Прическа, жесты и даже манера поведения — отсылка к итальянской ленте «Война роботов». В книге персонажа не существовало, его придумали специально для фильма. А фирменный смех Вертеру подарил сам Евгений Герасимов. Актёру приходилось непросто: скафандр не имел застёжек, костюм не пропускал воздух, и надевался он на весь день. Это создавало массу бытовых неудобств и буквально изматывало актёра на съёмках.
Некоторые детали были придуманы на ходу. Например, миелофон. Художник долго ломал голову над тем, как должен выглядеть предмет из будущего, и в итоге просто вложил кусок кварца в подарочную коробку. Добавили ремешок — и получился тот самый прибор, который потом режиссёр Арсенов забрал себе домой. После его смерти миелофон остался у вдовы, которая призналась, что не отдаст его никому — слишком дорогая память.
Игра с оптикой стала ещё одним эффектным трюком. Сцена, где Вертер выводит Колю из института времени, выглядит как съёмка на фоне массивного здания. На самом деле всё было куда проще — здание представляло собой миниатюру, подвешенную на леске прямо перед объективом. Но камера обманывает глаз, и иллюзия получилась убедительной.
Ранее мы рассказывали о закулисье фильма «Большая перемена».
Фото кадр из фильма
