Мозаика на фасаде детского сада «Сказка»
Новости

Забытые шедевры: Мозаичное наследие Великого Новгорода под угрозой исчезновения

Исследование мозаичных панно в Великом Новгороде.

Фото: Юлия Меринова

Магистр гуманитарной урбанистики Юлия Меринова рассказала сетевому изданию «Генплан Великого Новгорода» о своём исследовании мозаичных панно в Великом Новгороде.

Тема мозаики всегда меня привлекала, и, будучи магистрантом Новгородского университета имени Ярослава Мудрого, я, совместно с моим научным руководителем, ведущим научным сотрудником научно-образовательного центра Гуманитарная урбанистика НовГУ Гептинг Эльвирой Львовной, решила посвятить ей свою ВКР. Исследование, которое я провела, выявило серьёзную проблему, ведь монументальные мозаичные панно советского времени в Великом Новгороде находятся под угрозой исчезновения. Недостаточное внимание к их сохранению приводит к постепенному ухудшению состояния и внешнего вида этих уникальных произведений искусства.

Лишь отдельные энтузиасты проявляют интерес к мозаикам, пытаясь привлечь внимание общественности к этим работам советских мастеров, обладающим, если не всегда высокой эстетической, то, безусловно, исторической и культурной ценностью. Сегодня мозаичные панно воспринимаются как обыденные элементы городского ландшафта, практически незаметные и не оцененные по достоинству.

Они видятся скорее претендентами на снос, чем ценной частью исторического наследия. Мозаичные панно осыпаются сами, а также подвергаются целенаправленному уничтожению. Кроме того, отсутствует достаточная информация об авторах, периоде и условиях создания этих мозаик.

В данной работе я постаралась проанализировать причины сложившейся ситуации и предложить пути сохранения этого уникального художественного наследия Великого Новгорода. Актуальность работы заключалась во введении в научный оборот материалов по теме истории советского монументального мозаичного искусства в Великом Новгороде и в осмыслении значимости этих объектов в городской среде современного Новгорода.

В ходе исследования был создан полный реестр новгородских советских мозаик, составлена типология и определена роль монументального мозаичного искусства советского периода в современной городской среде Великого Новгорода.

Теоретическая значимость исследования

Данное исследование позволит расширить знания о развитии монументального мозаичного искусства в контексте советской эпохи, его роли в формировании культурного облика Новгорода и восприятии горожан.

Практическая значимость исследования

Результаты исследования могут быть использованы для разработки рекомендаций по сохранению и продвижению советских мозаик в городском пространстве, а также для организации культурно-просветительских мероприятий, направленных на популяризацию этого вида искусства.

Кроме того, результаты исследования могут быть использованы при разработке учебных пособий и общих курсов по городской культуре, антропологии, краеведению. Полученные данные могут оказаться полезным материалом в экскурсионной деятельности музеев.

Многие новгородцы знакомы с выдающимся мастером-монументалистом Виктором Федоровичем Трофимовым. Напомним вам, что родился Виктор Фёдорович в 1939 году, в городе Кисилёвск Новосибирской области. С 1977 года он являлся членом Союза Художников СССР, а с 1992 — членом ВТОО «Союза художников России». В 2006 году Виктору Фёдоровичу присвоено звание «Заслуженный художник России». Самое известное мозаичное произведение Виктора Трофимова «Добровольцы» на здании круглого гаража по улице Нехинской, дом 1а. практически каждый горожанин узнает это панно, посвящённое Великой Отечественной войне, оно символизирует мощь и героизм советского народа. Об этом мозаичном панно сетевое издание «Генплан Великого Новгорода» уже рассказывало.

Круглый гараж. Мозаичное панно

Круглый гараж. Мозаичное панно. Фото: Юлия Меринова. Апрель 2024 года.

В 1980 году Виктор Трофимов занимался оформлением интерьера Дворца спорта «Химик». Бассейн расположен в доме 9 по Десятинной улице. Виктором Фёдоровичем выполнена роспись по керамическим плиткам. При капитальном ремонте в 2020 году мозаичное панно утрачено.

Бассейн во Дворце спорта

Бассейн во Дворце спорта. Фото из открытых источников.

Не многие знают, что автором эскиза мозаичных панно на жилом доме 19 по проспекту Мира, созданного в 1981 году, был именно Трофимов. Этот факт удалось установить с помощью краеведческого отдела Новгородской областной универсальной научной библиотеки, в Библиографическом словаре Володиной Т.В. имеется об этом запись («Новгородские художники. Библиографический словарь». Великий Новгород. 1984. с.85).

Мозаика на фасаде этого кирпичного дома не была выполнена или не сохранились до наших дней. Однако на торце соседнего здания, принадлежащего детскому саду «Сказка» сохраняется мозаичное панно, чьё авторство с большей или меньшей степенью вероятности может быть атрибутировано Виктору Трофимову.

Одним из примеров советского монументального мозаичного искусства в Великом Новгороде и является мозаика на фасаде детского сада «Сказка», расположенного по адресу: проспект Мира, 19к4. Это учреждение дошкольного образования функционирует с 1 января 1983 года (из интервью с заведующей). Предположительно, здание построено в начале восьмидесятых годов XX века. В интервью с Н.И. Коробейниковым выяснилось, что эскизы делал новгородский художник В.Ф. Трофимов. Это в ходе исследования мы и подтвердили, работая с информацией из каталога Татьяны Володиной.

Как мы выяснили в ходе исследования мозаика с улицы практически не видна. К сожалению, доступность и обзор этой уникальной мозаики для обычного горожанина оставляет желать лучшего. Несмотря на её художественную ценность, она практически скрыта от глаз. Растительность, густо растущая вокруг здания детского сада, полностью закрывает мозаику от взгляда прохожих. Вдобавок, попасть на территорию детского сада без пропуска невозможно. Это означает, что увидеть мозаику можно только с улицы, где она частично видна, но не в полной красе. Единственный более-менее доступный способ полюбоваться мозаикой — это обойти здание детского сада и посмотреть на неё с детской площадки. Однако и здесь обзор ограничен, так как площадка расположена не прямо перед мозаикой, а сбоку.

Мозаика

Мозаика. Фото: Юлия Меринова.

Такая ограниченная доступность и обзор делают мозаику практически недоступной для широкой публики. Горожанин или турист, желающий увидеть это произведение искусства, должен приложить немало усилий, чтобы найти подходящий ракурс. Это не только неудобно, но и не способствует популяризации мозаики и её роли в культурном наследии города. На фасаде изображён сюжет из восточной сказки, где королю подносят дары, музыканты играют на инструментах. Историк архитектуры Юрий Бирюков, побывав в Новгороде в 2023 году, так описывает эту работу: «Мозаичная картина расположена на боковом фасаде пристройки». «На первый взгляд — это художественный примитив, но автором продумана композиция, цветовая гамма интересна и разнообразна. Исполнение грубовато, чувствуется, что мастер наслаждался материалом — гладкие квадратики разноцветного стекла — смальты сочетаются с рельефными пятнами крупных фракций и колотых кусков стекла, поставленных на ребро» (Бирюков Ю., дата обращения: 22.04.2024 г.).

В интервью с Николаем Ивановичем Корбейниковым мы выяснили, что мастера в 80-е годы начали экспериментировать с материалами, всё чаще используя в своей работе разные техники. Эта композиция представляет собой яркое и оригинальное произведение художественного творчества, выполненное из смальты и плитки, заявки поступали через художественный фонд при Союзе художников — заказчик доверял художественному фонду, а в художественном фонде сидели худсоветы. Худсовет эти работы принимали.

Мозаика на фасаде детского сада «Сказка»

Мозаика на фасаде детского сада «Сказка». Фото: Юлия Меринова.

Мозаика на фасаде «Сказки» может рассматриваться как один из интересных примеров советского монументального мозаичного искусства. Такое сочетание разнообразных цветов и форм создаёт интересный визуальный эффект и добавляет объёмности и динамичности мозаичной картине. На данный момент мозаика в аварийном состоянии, недостающие элементы просто подкрашивают краской. Из интервью с заведующей выяснили, что мозаику планируют зашить, но решили ещё ненадолго оставить. Несмотря на то, что мозаика находится в плачевном состоянии, её сохранение важно не только для сохранения исторического наследия, но и для сохранения уникального художественного произведения, которое является ярким примером советского монументального искусства. Необходимо предпринять меры для её реставрации и сохранения для будущих поколений.

Мозаика на фасаде детского сада «Сказка»

Мозаика на фасаде детского сада «Сказка». Фото: Юлия Меринова.

Мозаика на фасаде детского сада «Сказка»

Мозаика на фасаде детского сада «Сказка». Фото: Юлия Меринова.

Мозаика на фасаде детского сада «Сказка»

Мозаика на фасаде детского сада «Сказка». Фото: Юлия Меринова.

Мозаика на фасаде детского сада «Сказка»

Мозаика на фасаде детского сада «Сказка». Фото: Юлия Меринова.

В ходе исследования в Новгороде было выявлено 40 мозаик. Реестр содержит: Название, Тип, Адрес, Здание, Автор, Год, Раздел/Содержание, Примечание. У десяти мозаик установлено авторство. Рассматривались мозаики, расположенные на фасадах учреждений и жилых домов. Многие из мозаичных панно посвящены культурному наследию Новгорода: новгородские архитектурные памятники изображены 17 раз. Чаще всего на мозаичных композициях встречается Софийский собор, стены и башни кремля, памятник Тысячелетию России, Софийская звонница, арка Гостиного двора и Часозвоня. Помимо архитектуры на мозаиках отражены и другие ключевые символы Новгорода, такие как голубь и ладья. Кроме того, на мозаиках встречаются изображения героев былин: Волховы, купцов, богатырей. Немаловажными для монументального мозаичного искусства в Новгороде являются изображения героев войны и труда. Таким образом, исследуемые мозаики, в основном, репрезентируют древнюю историю Новгорода, не забывая, в том числе, о сюжетах, посвящённых истории XX века.

В составленную типологию мозаичных панно было включено восемь следующих категорий:

  1. Культурное наследие Новгорода: мозаики, отражающие местные новгородские традиции, культуру, историю. памятники и природу региона. (общее количество выявленных элементов — 28);
  2. Воспитание и образование детей: мозаичные композиции, посвящённые воспитанию детей, образованию и развитию молодёжи (общее количество выявленных элементов — 11);
  3. Военная история: мозаичные панно, отражающие военные события и героизм народа (общее количество выявленных элементов — 2);
  4. Абстракция и орнаменты: абстрактные и орнаментальные композиции, использующие разнообразные геометрические формы, цветовые сочетания и элементы для создания неповторимого художественного образа (общее количество выявленных элементов — более 15);
  5. Сказочные мотивы и животные: мозаичные панно, вдохновлённые сказками, легендами, мифами и фольклором, а также мозаичные изображения различных животных (общее количество выявленных элементов — 20);
  6. Семья: композиции, посвящённые семейным ценностям, любви, дружбе и взаимопониманию внутри семьи, изображающие родителей с детьми (общее количество выявленных элементов — 1);
  7. Общество и труд: мозаичные панно на общественно-важные темы, а также композиции отражающие различные виды труда и профессий (общее количество выявленных элементов — 6);
  8. Спорт: композиции, посвящённые спорту и физическому воспитанию (общее количество выявленных элементов — 1).
Забытые шедевры: Мозаичное наследие Великого Новгорода под угрозой исчезновения
Подписывайтесь на «Генплан Великого Новгорода» в Новостях, Дзене, Telegram и ВКонтакте.
Наверх