Проектируемый участок располагается в пределах проспекта Александра Корсунова и улицы Нехинской с севера на юг и улицы Космонавтов и улицы Саши Устинова с запада на восток. В настоящее время это действующий участок железной дороги. Железнодорожная станция Великий Новгород является конечной.
Железная дорога начала свое формирование с конца XIX века. Со временем она претерпевала множественные изменения. Существующий вид железной дороги со зданием вокзала сформировался в послевоенный период восстановления города по проекту генерального плана города архитектора Щусева. С 1950-ых годов город поменял вектор развития, появились промышленные зоны, что отразилось на возникновении новых жилых районов на западе Великого Новгорода и железная дорога оказалась внутри спальных районов.
Рядом с железнодорожными путями располагаются жилые кварталы, главное здание университета со студенческими общежитиями, новый формирующийся парк с крупным торговым центром, общественно деловая территория. Прилежащие функции формируют потенциальных пользователей территории всех возрастных групп.
Основная проблема транспортно-пешеходных маршрутов — это нарушенные пешеходные связи между западным и восточным районом.
Железная дорога разделяет город на два крупных района, разрывая связь между ними. Это стало катализатором таких проблем как: отчуждённость и заброшенность, отсутствие доступных и безопасных пешеходных связей, асоциальность, а также проблема экологической обстановки, что создаёт отталкивающий образ. Главная задача проекта — повысить городские связи между районами и социальную значимость территории.
Концепция. Создание линейного маршрута с акцентными пространствами внутри в виде площадей, что позволит создать новое крупное общественно-рекреационное пространство для жителей и образует связь между западным и центральным районом, повысит социальную значимость территории. Для этого проектом предлагается создание нового транспортного узла на окраине города. А историческое здание вокзала станет музеем транспорта.
«Green Line» — это общественное пространство, которое делится на пейзажные и регулярные. Пейзажные пространства располагаются вдоль жилых домов. Со стороны улицы Космонавтов – это зелёный маршрут, представленный пешеходными тропами для прогулок, скандинавской ходьбы и пробежек, проходящий сквозь рощи, лугопарк злаковых растений, городской огород с теплицами и городской сад.
Со стороны улицы Саши Устинова рядом с зданиями университета располагается спортивное пространство, наполненное беговыми дорожками, спортивными площадками, небольшим футбольным стадионом с крытыми трибунами на рельефе и площадкой детского спорта. Рядом с жилыми домами располагается зелёная роща с детской площадкой, пространство тихого отдыха, пространство для занятия спортом.
Внутри общественного пространства проектом предлагается проложить две линии трамвая. Трамвайный маршрут поможет связать новый транспортный узел, сформированный за городом и историческое здание вокзала. Внутри линейного пространства существует две станции трамвая: станция «Университет», расположенная под виадуком и станция «Депо», расположенная внутри маршрута.
Проектом предлагается соединить улицу Саши Устинова с Новолучанской улицей, что поможет создать удобный выезд и заезд для жителей улицы и уменьшить нагрузку на автомобильное кольцо площади Строителей. На пересечении двух улиц на месте открытой наземной парковки предполагается создание многоуровневого паркинга для жителей района. Также предлагается соединить улицу Космонавтов с улицей Боткина. По улице Космонавтов предлагается создание двух подземных паркингов.
Внутри линейного пространства располагаются пешеходные маршруты и велодорожки по музеефицированным железнодорожным линиям, проходящие сквозь акцентные точки. Акцентные точки — это площади. Площади не только активные пространства, но и важные пешеходные связи восток-запад, которые необходимы жителям города. Каждая площадь располагается на месте существующих активных не официальных пешеходных переходов. Площади отличаются уникальными функциями, наполнением и размерам.
Первая площадь «Зелёная аллея» — динамичное пространство, сформированное на месте активного пешеходного. Площадь сформирована за счёт пересечения пяти маршрутов. В центре располагается небольшая зона отдыха вокруг массивного дерева. Пространство сформировано геопластикой и эко-мощением.
Вторая площадь «Площадь времени». Здесь на останках железнодорожных рельс располагаются части грузовых вагонов, которых стали зонами отдыха. Железнодорожные линии располагаются внутри дикой травы среди многолетних злаковых растений и кустарников. Внутри травянистого покрытия находится бетонная плитка, уложенная фрагментами, формируя тропинки между железнодорожными вагонами. Рядом располагается сухой фонтан. Ближе к жилым домам по краям площади находятся небольшие открытые пространства, оборудованные подиумом и местами для сидений для проведения местных мероприятий жителей района.
Четвертая площадь «Станция Депо». Вытянутое пространство, подчёркнутое зонтичными конструкциями, которые формируют остановочный комплекс трамвая. По краям площади располагаются два павильона. Один является кафе, а второй — велостанцией, в которой расположился прокат транспорта, велопарковка, общественный санузел. Остановочный комплекс расположился под зонтичными конструкциями. Зона ожидания, накрытая зонтичными конструкциями, располагается на музеефицированных железнодорожных линиях, на которых среди посаженных злаковых растений установлены места для сидения. Павильон кафе выходит на небольшую площадь, которая по краям сформирована геопластикой, внутри располагаются световые элементы с цветным стеклом, которые в солнечную погоду создают цветной рисунок на поверхности земли. На севере от площади располагается пространство для скейтеров. На юге от площади располагается пространство торговли.
Образ общественного пространства сформировала природная экосистема данной территории. Это высокие раскидистые деревья, высокие кустарники, заросшие дикими травами санитарные зоны железной дороги, небольшое повышение и понижение рельефа вдоль улицы Саши Устинова и улицы Космонавтов. Эти природные особенности территории хотелось сохранить в проекте и подчеркнуть за счёт дополнительных посадок: злаковых растений, невысоких многолетних цветов, деревьев и кустарников с раскидистой кроной. В общественном пространстве используются натуральные цвета и материалы: в мощении чаще всего бетон, а в малых архитектурных формах — дерево. И только один яркий и акцентный — оранжевый, покрытие велодорожек, как маркер истории места.
Железнодорожные линии частично сохраняются. Они становятся артефактом внутри мощения или озеленения, внутри них высаживаются растения, обрамляют велодорожки и пешеходные маршруты. В качестве артефактов истории места сохраняются фрагменты железнодорожных грузовых поездов. Пассажирские вагоны становятся хостелами, кофейней. Сохраняются конструкции освещения железной дороги.
На территории существующих железных дорог предлагается создать экологичный зелёный маршрут, который будет являться важной частью жизни горожан, увеличивая социальную значимость территории, а также станет важным связующим звеном для ткани города. За счёт создания новой городской оси города север-юг и микромасштабных связей запад-восток, которые формируют площади внутри линейного маршрута, пространство станет «зелёным коридором» из общественно деловой центральной части в жилую периферийную части города. Общественное пространство станет новым рекреационным местом для жителей и гостей города.
Андрей Гудков
14.07.2020 07:57
Может вернуться к советскому проекту и пробить Рабочую улицу до Зелинского и выход её в районе “Компаса”-Заходи на Октябрьскую?!
Транспортную проблему Надо решать в первую очередь.
А для прогулок у новгородцев денег нет…
Несмотря на среднюю по стране в 74т…