Новости

Документация по сохранению вала при ремонте подпорных стенок проходит экспертизу

Подпорная стенка вала Окольного города на Прусской улице

Приводится историко-градостроительная характеристика объекта культурного наследия.

Фото: GPVN.RU

Раздел документации об обеспечении сохранности объекта культурного наследия федерального значения, городского земляного вала XII века и каменной стены XIV века, к проекту ремонта подпорных стенок вала проходит государственную историко-культурную экспертизу.

Подпорная стенка вала Окольного города

Подпорная стенка вала Окольного города. Фото: GPVN.RU.

В документации даётся историко-градостроительная характеристика объекта культурного наследия и окружающей территории. Отмечается, что рассматриваемый участок земляного вала располагался на территории трёх административных районов (концов) средневекового Новгорода — Неревского, Загородского и Людина. В системе дорегулярной планировки участок вала располагался между улицами Щиркова (Щеркова) и Прусская, первая упоминается в письменных источниках под 1115 годом, вторая — 1185 годом. Приводятся данные об этапах развития оборонительных сооружений Новгорода с XII по XVIII века, причинах их перестройки, сведения о конструкциях стен и башен, о состоянии фортификаций в XIX-XX столетиях, а также о градостроительных изменениях в планировке рассматриваемой территории Новгорода.

Первоначальные сведения о существовании внешних оборонительных сооружений Новгорода относятся к событиям 1169-1170-ых годов, когда объединённые войска нескольких княжеств: суздальцы, смоляне, полочане, муромцы, рязанцы и другие подошли к острогу и попытались овладеть Новгородом. Об этом событии повествует «Слово о знамении». Для защиты города новгородцы вынесли на острог икону Богородицы. После попадания в неё вражеской стрелы икона заплакала, что напустило на осаждающих «тьму», в результате они стали поражать друг друга и отступили от города. Момент битвы изображен на иконе «Знамение от иконы Богородицы» или «Битва новгородцев с суздальцами». Один из списков иконы находится сейчас в Софийском соборе. Предполагается, что событие произошло в месте острога, где позже был основан Десятинный монастырь.

Существующие в настоящее на Софийской стороне оборонительные рвы и валы (Окольный город) начали возводиться с 1370-ых годах, не исключая использования для этих целей более ранних сооружений. Укрепления представляли собой выкопанные рвы и насыпанные из этой земли валы. Над улицами выходящими за пределы вала, возвели каменные башни с воротами (проездные), получившие одноименные с улицами названия: Щерковская, Росткинская, Легощенская, Чудинцовская, Вознесенская, Прусская, которые располагались на рассматриваемом участке вала. Между башням ставили стены в виде «тына» — вертикальные заострённые бревна.

Большие работы по реконструкции Окольного города проводились в 1580-ых годах в связи с опасностью нападения на город шведско-польской коалиции. Сведения об укреплениях приведены в Описи 1626 года. Так на Софийской стороне между вновь сооружёнными Алексеевской и Петровской каменными башнями стояло 14 деревянных, из них пять располагались на воротах старых каменных башен, в том числе, Щерковской, Чудинцевской и Прусской. Стены представляли собой тын, установленный в невысокие срубы, засыпанные камнями — так называемый «острог в тарасы».

Во время шведской оккупации Новгорода 1611-1617 годов фортификации пришли в упадок. В 1656-1657 годах в связи с войной со Швецией происходило срочное обновление укреплений «всем миром». Изменилась конструкция деревянных стен — вместо «острога в тарасы» стали возводить длинные с поперечными стенами срубы («тарасы») высотой от 3 до 5 метров. Башни и стены имели «обламы» — выносы в верхних частях для ведения вертикального боя.

С начала XVIII века, в связи с утратой Новгородом военного значения, каменные ворота постепенно разрушались, деревянные стены и башни разбирались на дрова, земляной вал оплывал.

Генеральный план Новгорода 1778 года установил для Софийской стороны радиальнополукольцевую планировку, композиционным центром которой являлся кремль. В результате реализации генплана своё положение получили трассы современных улиц Новолучанская (Лучинская), Людогоща, Чудинцева, Прусская. Древние улицы, которые выходили через каменные ворота за пределы Окольного города, постепенно исчезали. Одной из первых регулярных улиц, проложенной через вал, минуя каменные ворота — была Чудинцева, которая вышла на «дорогу в Псков». Новые улицы Новолучанская и Людогоща также не совпадали с древними и доходили только до вала. Улица Прусская выходила за вал через старые каменные ворота, которые вскоре были разобраны.

В конце XIX века улица Легощая (Людогоща) получила продолжение через насыпь вала и реку Акзенку (бывший ров) и «прошла» мимо проездной одноименной башни.

Подпорная стенка вала Окольного города

Подпорная стенка вала Окольного города на Людогоще. Фото: GPVN.RU.

В 1944-1947 годах проектной мастерской под руководством архитектора А.В. Щусева был разработан Генеральный план восстановления и развития Новгорода. По рассматриваемой территории были намечены следующие преобразования: продолжение улицы Лучинской за пределы земляного вала, устройство площади перед валом между улицами Советская и Льва Толстого. В 1954-1956 годах это намерение было реализовано с увеличением размеров площади до улиц Вокзальная и Псковская (сейчас сквер Воинской Славы). Для этого была произведена срезка земляного вала, засыпка рва, разборка остатков каменных проездных башен. Новгородский археолог С.Н. Орлов установил, что вал здесь состоял из земляного ядра и подсыпок с деревянными конструкциями, сделанными в периоды его реконструкций. Общая ширина вала с подсыпками составляла 24 метра.

Сквер Воинской Славы

Площадь, где сейчас сквер Воинской Славы. 1965-1969 годы. Фотография из архива архитектора Ильи Кушнира, переданная в Новгородский государственный объединённый музей-заповедник Изольдой Кушнир.

Примерно в то же время при расширении улицы Желябова (Прусская) были соответственно срезаны участки вала по обеим сторонам улицы. Новгородским архитектором-реставратором Л.Е. Красноречьевым были зафиксированы остатки каменной проездной башни XIV века, а также выявлена многослойная структура вала. По его наблюдениям первоначальное ядро вала состояло из уложенных в разных направлениях брёвен и земляной насыпки. В начале XV века с внутренней стороны вала к северу от башни была сделана земляная досыпка с укреплением её бревнами. В XV-XVI веках подсыпки сделаны по обе стороны башни, но без деревянных конструкций. Установлено, что ширина первоначального вала была около 15 метров, высота — 2,5-3 метра, ширина вала с подсыпками по обе стороны башни — 27-30 метров, высота — 6-8 метров.

Подпорная стенка вала Окольного города на Прусской улице

Подпорная стенка вала Окольного города на Прусской улице. Фото: GPVN.RU.

В 1960-ых годах за пределы вала была продолжена улица Комсомольская (Новолучанская) с устройством двухсторонних тротуаров. Сведений об археологических наблюдениях за срезкой вала на этом участке не имеется.

После проведения указанных работ торцы земляного вала на рассмотренных улицах (кроме улицы Льва Толстого) были укреплены подпорными стенками для предотвращения обрушения вала.

Прокомментировать

Добавить комментарий

Подписывайтесь на «Генплан Великого Новгорода» в Новостях, Дзене, Telegram и ВКонтакте.
Наверх