Новости

Церковь Спаса на Ильине первоначально имела западный притвор

Церковь Спаса на Ильине

В XIX веке на месте древнего притвора были пристроены новый большой придел и колокольня.

Фото: Николай Велицкий

ГБУК «Новгородское научно-реставрационное управление» рассказало о всемирно известном шедевре классической новгородской архитектуры второй половины XIV века, единственном памятнике, где сохранились фрески знаменитого художника Древней Руси Феофана Грека. Церковь Спаса Преображения находится у пересечения улиц Ильиной и Красилова. С 1992 года является объектом Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Существующая церковь была построена в 1374 году на месте одноимённой деревянной церкви (не позже 1170 года), где до 1352 года хранилась патрональная святыня города — икона «Знамение», благодаря которой, как повествует легенда, новгородцы в 1169 году победили суздальцев.

Росписи интерьеров были выполнены в 1378 году художником византийского происхождения Феофаном Греком.

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице.

Построенная в период политического и экономического расцвета новгородской боярско-вечевой республики жителями Ильиной улицы, церковь Спаса характеризует вкусы заказчиков, свидетельствуя о становлении нового стиля в зодчестве республиканского Новгорода. Тип четырёхстолпного одноглавого одноапсидного храма, щедро украшенного снаружи разнообразным декором, нашёл широкое распространение в новгородском строительстве XIV-XV веков.

Разнообразные по величине и форме окна, ниши, кресты, бровки дополняются нишами с фресковой росписью, одновременной росписям интерьера. Пятичастная композиция из трёх окон и двух узких ниш между ними, увенчанная пятилопастной бровкой в центре южного и западного фасадов, встречается впервые в новгородском зодчестве. Барабан также обильно декорирован, в забутовку его стен уложены вверх дном глиняные горшки. Строительный материал — кирпич и ракушечник.

Церковь первоначально имела западный притвор, по ширине равный центральной трети фасада. В интерьере центральной западной трети расположены хоры, представляющие собой деревянный настил перехода между двумя боковыми помещениями — каморами (северная — Троицкий придел, южная — придел Козьмы и Дамиана). В XIX веке с запада на месте древнего притвора пристроены новый большой придел и колокольня.

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице.

В 1885 году ввиду угрожающего состояния храм был закрыт для богослужений, а в 1885-1887 годах капитально отремонтирован.

В 1936 году началась очередная реставрация церкви, при которой была разобрана западная пристройка с колокольней.

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице.

В годы Великой Отечественной войны памятник получил значительные повреждения: от взрыва отошёл юго-западный угол, между южной стеной и сводом образовалась сквозная трещина; были пробиты коробовый свод западной ветви пространственного креста и свод северо-западной угловой каморы; образовалось огромное количество трещин в арках, стенах и сводах; в окнах барабана и над апсидой в восточной стене фашистами были сделаны амбразуры для наблюдательных пунктов. Фрески также были повреждены как в результате военных действий, так и в следствии долговременного отсутствия кровли.

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице.

В 1946 году начались противоаварийные работы: снаружи в кладке стен в горизонтальных бороздах уложили арматуру с анкерами, забетонировали и частично отремонтировали крышу. В 1948 году были произведены архитектурно-археологические обмеры и начато исследование памятника. Восстановительно-реставрационные работы под руководством Любови Шуляк осуществлены в два этапа: первый в 1950-1951 годах, второй — в 1959-1961 годах.

В результате реставрации памятнику возвращена его стилевая целостность.

При очередных ремонтно-реставрационных работах в 1983-1984 годах под руководством Леонида Красноречьева кровельное покрытие церкви и главы из оцинкованного железа было заменено на медное. В западном и северном порталах сохранены кованные чешуйчатые двери.

Во время археологических раскопок в 1968-1969 годах в нижних частях алтаря была открыта первоначальная живопись Феофана Грека. В 1971 году штукатурка с живописью была снята со стены, а в 1974 году установлена на прежнее место с помощью шестиугольных керамических плиток, позволяющих повторить кривизну апсиды и рельеф стен, с сохранением всех признаков монументальной живописи (авт. А.С. Кузнецов).

В настоящее время церковь находится на балансе Новгородского музея-заповедника и является объектом экскурсионного показа.

Подписывайтесь на «Генплан Великого Новгорода» в Новостях, Дзене, Telegram и ВКонтакте.
Наверх