Историки выдвинули гипотезу о связи новгородца, упоминаемого в берестяной грамоте, с Немецким двором — Ганзейской конторой в средневековом Новгороде.
Грамоту №1153 второй половины XIII века нашли в 2022 году на Иоанновском раскопе в 38 квартале Великого Новгорода. Напомним, было установлено точное местонахождение Немецкого двора.
Как рассказали в Новгородском музее-заповеднике, текст на грамоте не рунический, а древнерусский. Жена написала письмо мужу Борису, который, предположительно, совершил тяжкое преступление и скрылся на Немецком дворе. Князь Ярослав Ярославич арестовал его жену и детей, а также назначил срок, к которому Борис должен вернуться. В этом случае он обещал смягчить наказание. В грамоте также упоминаются родственники Бориса (зять, Лазарь и Глеб), которые поручились за его жену, чтобы её отпустили.
Академик РАН, главный научный сотрудник ВШЭ, доктор филологических наук Алексей Гиппиус отметил, что пока это лишь гипотеза, которая требует уточнения датировки. Из Новгородской первой летописи следует, что в 1268 году в Раковорской битве погибли среди других новгородцев Лазарь и Борис Ильдятиничи — дети Ильдяты. Так как имя это не славянское, а славянизированная форма немецкого имени, то учёные предположили, что Борис мог быть сыном немца, оказавшегося в Новгороде.
Об этом исследовании рассказали на XXXVII научной конференции «Новгород и Новгородская земля. История и археология» учёные Алексей Гиппиус и Петр Гайдуков.