Случается так, что зоны исторической застройки теряют свои изначальные функции, остаются без внимания и ветшают. Однако мы можем это изменить благодаря реновации архитектурного наследия. Историческая среда может обрести новые востребованные функции, неповторимую айдентику, что повысит статус территории в городе. Такой подход является актуальным и позволяет не только сохранить ресурсы, но и стать экономически выгодным вложением. Это обеспечивает развитие туризма в малых городах с ценным историко-культурным наследием, а также улучшает благосостояние местного населения.
Для дипломного проектирования была взята территория бывшего Десятинного монастыря, которая находится в Людином или, по-другому, Гончарном конце Великого Новгорода, неподалеку от кремля на пересечении улиц Прусская, Десятинная и Добрыня.
Основная цель проекта — это раскрыть исторический потенциал территории, увеличить синергию художников и музея и создать благоустроенное городское пространство, тем самым привлечь большее число посетителей.
Можно отметить, что основные объекты бывшего Десятинного монастыря были построены еще с начала XIV века по конец XIX. Вся квартальная постройка была возведена в период 60-ых и 70-ых годов прошлого века, относительно новыми объектами можно назвать дома вдоль улицы Добрыни.
В советский период комплекс утратил свою основную монастырскую функцию. Красным цветом на исторической аксонометрии выделены объекты, которые были утрачены во время Великой Отечественной войны, среди них: юго-восточная и юго-западная башни, церковь Рождества Богородицы, церковь Всех Святых, а также утрачена часть южной территории монастыря (ныне территория автошколы).
В 1994 году в северном корпусе расположился Музей художественной культуры Новгородской земли. На сегодняшний день музей занимает не только северный, но и западный корпус. Его занимают подразделения — Музейный цех фарфора и пространство «Территория равных». Южный корпус и восточную стену занимают мастерские художников от Союза художников России. Так вышло, что музейная и художественная функции давно и прочно вошли в жизнь этой территории став устойчивыми и востребованными в этом месте. Музей поддерживает память о бывшей функции монастыря на этой территории, и в то же время демонстрирует современную, культурную жизнь нашего города и области. Именно эти факторы стали отправной точкой для создания на этом месте музейного арт-кластера для жителей города и туристов.
Предпроектным анализом были выявлены такие проблемы как: глобальное изменение функции в историческом городе и внесение новой жилой застройки, которая нарушает визуальные связи между историческими объектами; конфликт стихийного озеленения и фасадов исторических зданий; комплекс зданий Десятинного монастыря потерял свой сложный силуэт на развёртке с западной стороны.
Если говорить о самой территории, то: пространство бывшего монастыря является транзитным и не заставляет задержаться гостя в данном месте; недостаточная навигация и инфраструктура места; отсутствие велопарковок и продуманных автопарковок; некомфортное покрытие пешеходных территорий; отсутствие качественной подсветки комплекса.
После общения с работниками музея были выявлены основные потребности и проблемы — это нехватка экспозиционных площадей, пространств для проведения мастер-классов, аварийное состояние значительной части помещений в западном корпусе и полное отсутствие благоустройства на данной территории.
Все эти проблемы решает представленное проектное предложение.
В основу концепции заложено деление территории на основные четыре зоны: входная, приглашающая, зона музеев и художественных мастерских, смотровая зона. Давайте поподробнее рассмотрим каждую из них.
Входная зона предполагает организацию связи между Десятинным монастырём и кремлём Великого Новгорода. В зону входит угловой дом с арочным проходом и улица Добрыня. На арке расположена информационная надпись о приближающемся входе в музейный арт-кластер. Внутри арки имеется освещение, а также мурал, посвящённый легенде битвы новгородцев с суздальцами. Далее мы выходим на улицу Добрыня — это одна из самых древних улиц города, что подчёркивается тротуарной плиткой с имитацией деревянного настила, на котором есть металлическая вставка с подсветкой, сообщающая нам историческое направление улицы.
Далее идёт приглашающая зона на территории перед Десятинным монастырём. На ней расположена парковка для авто- и вело- транспорта. Украшает главную входную зону через колокольню — сухой фонтан. Справа находится небольшой сквер, посвящённый памяти русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова, так как в усадьбе напротив жила его бабушка Софья Бутакова. И он сам множество раз посещал это место. Сквер имеет декоративное мощение в виде клавиш фортепьяно, оборудован освещением, урнами, скамьёй со спинкой и подключением через телефон к различным музыкальным композициям Рахманинова. Здесь же находится здание апарт-отеля с общедоступной кофейней на привозной продукции.
Внутри территории бывшего Десятинного монастыря расположена зона музеев и художественных мастерских. Бывшая транзитная дорога превращается в многофункциональную площадь, на которой есть места отдыха с озеленением, киоск для получения дополнительной информации, продажи билетов и экскурсий, павильон с открытой и закрытой частью для проведения мастер классов, беседки, открытый павильон для проведения лекций и выступлений, зона художников и пленэров. Неотъемлемой изюминкой данного пространства является мемориальный объект «Часовня», включающий в себя часть руин храма Рождества Богородицы и крест, посвящённый памяти Параши Сибирячки и Старицы Марии Михайловны. Объект выполнен из кладки красного кирпича, деревянных брусков и реек, окрашенных белой фасадной краской. Также мемориал имеет декоративную подсветку, что подчеркивает его воздушность и святость места. В мощении также обозначен план утраченного храма Рождества Богородицы, с помощью которого мы можем судить о больших объёмах разрушенной постройки. Рядом с мемориальным объектом находится двухэтажное административное здание Союза Художников.
Проектом предполагается расширение корпуса Музейного цеха фарфора для проведения новых выставок и мастер-классов по изготовлению керамической и фарфоровой продукции. Перед новым корпусом формируется открытая площадка с павильоном для проведения мастер-классов в летнее время.
Продолжением, в прямом смысле слова, основного музея станет новый выставочный павильон на опорах, выполненный из металлического каркаса с динамическим фасадом из медных панелей, которые будут колебаться от ветра. Форма здания имеет витиеватую форму, напоминающую змея или рукав кольчуги война, отсылающая нас к временам Древней Руси. Общая площадь здания составляет 442 метра квадратных. Планом павильона предусмотрены: выставочный зал с возможностью трансформации центральной стенки, лекторий на группу до 15 человек, санузел с возможностью использования МГН, подсобные помещения. Вертикальная связь осуществляется с помощью грузового лифта и лестниц. С наружной части выставочного павильона на опорах расположены качели и места для отдыха.
В северной части за выставочным павильоном по проекту восстанавливается фруктовый сад с яблонями и грушами для тихого отдыха и пленэра. Тут же открывается вид на северо-западную башню. Вдоль забора располагаются информационные стенды. Всё это поможет лучше проникнуться историей места и побыть в умиротворяющей обстановке.
Ещё севернее за основным зданием музея имеется дворовая территория с парковкой для рабочего транспорта и гаражом.
Смотровая зона расположена на валу Окольного города, где раньше располагался бывший оборонительный пояс Великого Новгорода. Когда-то поверх вала шла деревянная стена, и стояли каменные башни. Сейчас же по проекту в этой части пространства расположены: мемориальная зона, посвящённая памяти многих выдающихся жителей Великого Новгорода, которые были похоронены на территории бывшего кладбища при монастыре. Проектом предусматривается высадка 28 сортовых деревьев в память об этих людях с именными табличками. Ведь дерево — это символом жизни и мироздания. Из оборудования в мемориальном сквере — это полукруглые скамейки со спинками и арт-объект в виде ленты времени.
Проектом предполагается создание смотровой площадки, где можно прогуляться, повзаимодействовать с арт-объектами, посвящёнными иконе «Богоматерь Знамения», подняться на смотровую башню. На валу имеется мемориальный объект «Битва», созданный из строительных лесов, и символизирующий легендарную битву новгородцев и суздальцев.
Проект ориентирован на создание новых потребительских сценариев: исторический, культурно-просветительский, потребительский. Образование новых объектов и расширение существующих функций, формирование «духа места» и комфортной городской среды позволит повысить статус данной территории и сделать её значительно более ценной для жителей и гостей Великого Новгорода. Отдельную благодарность в создании данного проекта хочу выразить своему руководителю, прекрасной Соколовой Дарье Валерьевне, и Гусевой Ольге Валентиновне — заместителю директора Музея художественной культуры Новгородской земли!