Напомним, Ксения Болотина из НовГУ провела интересный социологический опрос об отношении к велосипедистам и к велосипедизации в Великом Новгороде. Цель опроса — выявление потребности жителей города, как велосипедистов, так и других участников дорожного движения, в строительстве велодорожек и развитии велосипедного движения в целом. Об итогах опроса в статье Ксении.
В Европе велосипед стремительно занимает место среди полноценных средств передвижения наравне с автомобилем и общественным транспортом. Велоинфрастрктура развита настолько, что там есть не только велопарковки и велодорожки, но ещё и выделенные полосы для велосипедистов, станции технического обслуживания и даже скоростные трассы, о которых в России наверняка мало кто слышал. В нашей стране есть желающие сделать велосипед средством передвижения и те, кто уже сделал, но у этих людей слишком мало возможностей развиваться в этом направлении. Мало того, что государство не обеспечивает должных условий для передвижения и не особо считается с потребностями велосипедистов, так ещё и само сознание россиян не приспособлено для принятия велосипедистов на улицах городов. Автомобилисты часто не уважают людей на велосипедах, которые двигаются по проезжей части, хотя это и предписано ПДД, пешеходы жалуются на велосипедистов на тротуарах, а велосипедные дорожки почти не строят. И, как следствие, передвигаться велосипедистам негде. Ко всему прочему, припаркованный на улице велосипед спокойно может стать объектом кражи.
Очевидно, что нужно что-то делать и менять. И делать это надо на уровне субъектов. В данной статье речь пойдет о Новгородской области и Великом Новгороде. Чтобы что-то предпринимать, надо знать, с чем мы имеем дело на данный момент. С этой целью был проведен опрос среди населения Новгорода и области, вопросы которого выявили отношение людей к велосипедистам и развитию велосипедного движения. К сожалению, не удалось собрать приличного количества респондентов, но даже эти результаты могут натолкнуть на некоторые размышления.
О составе респондентов.
Удалось опросить 174 человека, среди которых 52,3 % мужчин и 47,7 % женщин. В силу того, что опрос проводился в интернете, возрастные рамки опрошенных в основном – от 17 до 40 лет. К слову, любопытно, что 4 из 5 людей, возраст которых от 41 до 50, признались, что используют велосипед чаще обычного. А так же нашелся 1 человек старше 50, который назвал себя активным пользователем велосипеда! Вместе с ним среди активных пользователей и тех, кто по возможности всегда использует велосипед как средство передвижения, оказались ещё 40,2 % опрошенных. А так же 26,4 % довольно часто используют велосипед, 14,4 % – редко, у 12,6 % нет велосипеда, а 6,3 % имеют велосипед, но не используют его.
Что касается преимущественного способа передвижения, 46 % передвигаются пешком и\или на общественном транспорте, 35,1 % – велосипедисты, и 19 % ездят на автомобиле. Такой результат, возможно, обусловлен тем, что анкета была выставлена в группе с велосипедной тематикой.
Теперь поговорим о самих результатах.
1. Ниже представлена диаграмма, демонстрирующая отношение опрошенных к велосипедистам.
Результаты приятно удивляют: 2\3 относятся к велосипедистам положительно! И только 5,7 % негативно. Причём анализ ответов показал, что негативно к велосипедистам относятся те люди, которые попадали в неприятные происшествия с их участием. В 7 из 10 случаев негативного отношения респонденты уточнили, что имели место быть происшествия, в которых виновным был велосипедист. Это говорит о том, что не только от пешеходов, автомобилистов и государства нужно ждать изменений, но и от самих владельцев двухколесного транспорта, а именно аккуратного вождения, как на дорогах, так и на тротуарах, и уважения к пешеходам и автомобилистам.
2. Что же касается уважения со стороны пешеходов и автомобилистов, об этом скажут диаграммы, представленные ниже.
Сделав подсчеты, можно увидеть, что 80% автомобилистов знают права велосипедистов и соблюдают их, что не может не радовать. Но 16% всё же соблюдают не всегда, и только 3% вообще не соблюдают.
Пешеходы могут ходить по велосипедным дорожкам, если отсутствует тротуар, но насколько я знаю, в Новгороде таких мест нет, тем не менее, 20% людей ответили, что ходят по велодорожкам и не обращают на них внимания. И это нетрудно заметить, когда передвигаешься в городе по велодорожке и объезжаешь на ней пешеходов, хотя им стоит сделать всего лишь шаг в сторону и оказаться на тротуаре.
3. Теперь поговорим о велодорожках более подробно.
Можно увидеть, что 61% респондентов проголосовали за выделенные полосы для велосипедистов, но их в нашем городе вообще нет, а велодорожки, за которые проголосовали 85%, есть только в некоторых местах, и построить маршрут, основываясь только на них, невозможно.
И вот главный вопрос анкеты:
И вот мы видим, что 89% проголосовали за строительство велодорожек. 154 человека из 174, среди которых и велосипедисты, и пешеходы, и автомобилисты, считают, что велодорожки строить нужно. Потребность в этом со стороны всех участников дорожного движения была очевидна всегда, но опрос может стать лишним подтверждением этому.
4. Велодорожки нужны нынешним велосипедистам, и это понятно, но есть ли ещё люди, готовые пересесть на двухколесный транспорт?
Такие люди есть, и их много, но что же им мешает?
На диаграмме мы видим, что больше половины опрошенных считают, что в городе нет должных условий для передвижения на велосипеде. А среди других причин встречались погодные условия, возможность кражи, недолжным образом убранные тротуары и велодорожки в зимнее время, наличие детей, несовместимость велосипеда и офисного стиля, невозможность перевозить крупные вещи и попросту отсутствие исправного велосипеда. Но на первом месте всё же отсутствие велоинфраструктуры.
Таким образом, можно сделать вывод, что все условия для начала развития велосипедного движения в Великом Новгороде есть, а именно: положительное отношение пешеходов и автомобилистов, уважение прав велосипедистов с их стороны и желание жителей сделать велосипед основным видом транспорта. Нет только самой велоинфраструктуры, её нужно непременно развивать.
Ксения Болотина, НовГУ
Mihail
22.09.2015 09:58
“Такой результат, возможно, обусловлен тем, что анкета была выставлена в группе с велосипедной тематикой.”
В чем смысл такого опроса?
Пункт 3 забавный. Вопрос в котором, видимо, можно давать несколько ответов одновременно. Это тоже очень информативно.
Пункт 4, ответ: “В городе нет должных условий для этого” выглядит как отмазка. Если нет условий, разумно ответить, чего им не хватает.
И там же про”смогли бы вы сделать велосипед своим основным видом передвижения”. Ответ – да. Смогли бы? Так чего не делаете?
Вопрос про передвижение по велосипедным дорожкам – это нечто. В городе, где одни рисуют велодорожку, а другие заявляют, что это не велодорожка (у стен Кремля), задавать такие вопросы как-то странно.
В общем очень странный опрос. Я, конечно, не эксперт, и не могу судить по науке как правильно делаются опросы (социологию и проведение опросов изучал в университете, очень короткий курс), но на первый взгляд этот опрос никуда не годится.
Сергей Александрович
22.09.2015 22:01
Велосипеды в Голландии: пожалуй слишком хорошо 🙂
https://yadi.sk/i/hErub_RkjEEdM