Правительство: программа развития велодвижения в компетенции департамента по физкультуре и спорту

Около года назад правительство Новгородской области провело свой первый велопробег в Юрьево, который был посвящён Дню физкультурника. После этого была продекларирована государственная Программа Развития велосипедного движения в Новгородской области. Началась работа по подготовке этой Программы, предполагающей софинансирование областью муниципалитетов для создания велосипедной инфраструктуры.

Около года назад правительство Новгородской области провело свой первый велопробег в Юрьево, который был посвящён Дню физкультурника. После этого была продекларирована государственная Программа Развития велосипедного движения в Новгородской области. Началась работа по подготовке этой Программы, предполагающей софинансирование областью муниципалитетов для создания велосипедной инфраструктуры.

Изначально речь шла о том, что на велосипедизацию в 2015-2016 годах потратят 80 млн рублей, из которых область выделит 40 млн и столько же выделят сами муниципалитеты. В первом квартале 2015 года среди муниципалитетов должны были провести конкурс, чтобы определить какие муниципалитеты субсидировать. Вот уже август 2015 года. Правительство этим летом проводит ещё два велопробега: «История в движении» в Рюриково Городище (22 км), посвященный Дню образования Новгородской области и опять же пробег посвященный Дню физкультурника на этот раз в центре Великого Новгорода (4 км). А о реализации Программы ничего не слышно.

Как куратор проекта «Велосипедизация Великого Новгорода» и член городской рабочей группы по развитию велодвижения, видя, что работа в этом направлении объективно не ведётся, я направил обращение в правительство области с просьбой разъяснить, что было сделано за год с момента принятия Программы.

Из полученного предварительного ответа выяснилось, что данный вопрос находится в компетенции департамента по физической культуре и спорту Новгородской области.

Уведомление о компетенции по программе развития велодвижения

Подождём ответа от руководителя департамента Владимира Горелкина, однако, есть большие сомнения, что данный департамент компетентен в вопросах развития велодвижения, как городского транспорта. Очевидно, что вопросы транспортной инфраструктуры и транспортного планирования должны быть адресованы другим департаментам: департаменту архитектуры и градостроительства и департаменту транспорта. Было бы странно, если бы вопросы автомобильного транспорта рассматривали в департаменте спорта, из-за того, что есть автоспорт.

Евгений Нефедов, куратор проекта «Велосипедизация Великого Новгорода»

Комментарии

удачи
Ездить на велосипеде в городе можно очень даже сносно, а городить велоинфраструктуру — малоэффективно и не востребовано. Более остро стоит вопрос хранения велосипеда. В новых домах уже стали делать большие лифты, осталось сделать подсобочку, чтобы в кватиру не таскать.
На миллионы денег лучше купить квартиры нуждающимся или ямы на дорогах заделать или тротуар организовать там, где его нет. Тратить деньги на велодорожки — выкидывать деньги.

Mihail, очень даже сносно, ха-ха.
Во-первых, может быть сносно молодым или мужикам, но не массово в качестве транспорта.
Во-вторых, велоинфраструктура — это как раз не только велодорожки, но и те же места хранения велосипедов кратковременного и долгосрочного.
В-третьих, при новом строительстве или реконструкции — создание велодорожки в масштабах улицы ничего не стоит. Для существующих улиц есть другие малозатратные решения.

Mihail,
Ходить пешком по городу можно очень даже сносно, а строить дороги — малоэффективно и не востребовано. Более остро стоит вопрос хранения обуви. В новых домах уже стали делать большие прихожие, осталось сделать подсобочку, чтобы точно всё помещалось.
На миллионы бюджетных денег лучше раздать обувь нуждающимся или потратить их на правительственный банкет. Тратить деньги на дороги — выкидывать деньги, они всё равно разрушаются.

Это все хорошо. Только складывается такое ощущение, что вы забываете в какой стране живете. НАчиная от невозможности что-то сделать и заканчивая невозможностью что-то эксплуатировать. Например рисование полос на тротуарах, и установка знаков «якобы» велодорожки, и разгуливание пешеходов по этим полосам.
Суслы, я оценил ваш ответ. Но это больше похоже на передергивание.
Евгений, огромное количество детей и женщин всех возрастов катается по городу ежедневно, не смотря на погоду и состояние дорог. Как говорится, было бы желание. Массовый транспорт, для тех, кто не может по каким-то причинам ездить на велосипеде — автобус.
Я понимаю, что если ничего не делать, то ничего и не изменится к лучшему, но мне кажется, что не с того конца надо начинать. Воспитывать людей надо (в том числе своим примером), а для этого денег не надо.

Mihail, мы же не вчера начали, вы как-то поздно спохватились. Про автобус согласен, вернее общественный транспорт, но его тоже надо развивать. Сейчас, кстати, движение на велосипедах разрешено по полосам для ОТ, этим можно было бы пользоваться. Негде хранить велосипед — я уже сказал, это инфраструктура, как и велодорожки, которая должна появляться. Воспитание людей, что не требует денег — верно, и этим занимаемся. По-поводу причин холодно, жарко, дождь, снег, ветер — надо смотреть немного дальше, так как истинные причины не в этом, а в последствиях этого, например лужи и грязь, непроезжаемые места, чего не должно быть. И выделенная инфраструктура как раз сведёт перечисленное к минимуму и сделает передвижение комфортным и быстрым. В общем-то велосипедизация — это работа по многим направлениям. Не вижу смысла говорить только, например, о создании колясочных в новых домах для хранения великов, забывая про велодорожки и их уборку. Или забыть вообще о велодорожках и ратовать за тротуары. Или только за дворовые площадки… Всё требует внимания и развития. Чего же мы еще ждем от местной власти?! Мы хотим чтобы изменился подход, хотим от них дальновидности, и некоторые результаты есть. На самом деле мы влияем на развитие города, в том ключе, в котором мы хотим его видеть, хоть и очень незначительно и ценой больших усилий. Мы хотим сделать наш город лучше, в данном случае продвигая идею велосипедизации, как неотъемлемую часть этого процесса улучшения города.

Евгений, вам уже построили велодорожку из тротуарной плитки, уже наобещали с три короба, покатали по улицам города с «царем». Чего вы еще ждете от местной власти?! Они сделали все, что было в их силах. Даже удивительно, что удалось так многого добиться за столь короткое время.

и в дополнение… Я спрашиваю коллег на работе, почему они не ездят на велосипедах, хотя у некоторых они есть. Ответы следующие: негде хранить (стоит в гараже, у бабушки и т.п.), сегодня холодно / жарко / дождь / снег / ветер и т.д.. У кого нет велосипеда хочет его купить, но не готов потратить столько денег. И ни один….НИ ОДИН! не сказал, что не ездит, потому что нет велодорожек. Может быть стоит спросить у новгородцев, что им надо? Вроде даже опросы проводились. Неужели велостоянки и велодорожки самое необходимое?!
Понимаю, что на фото и проектах выглядит красиво и замечательно, но может лучше синица в руке, чем журавль в небе?

Mihail, вы проводили исследования, чтобы делать такие заявления про «ни один»? 🙂 Поспрашивайте еще, и не только у своих ровесников, а, например, у людей 50+, почему они не ездят на велосипедах, главный ответ будет — тяжело и небезопасно. Тяжело не крутить педали, а затаскивать на бордюры, спускать с лестниц, подниматься в подземке с велосипедом, уворачиваться от машин и пешеходов и т.п.
«Неужели велостоянки и велодорожки самое необходимое?!»
Самое необходимое — это удобство и безопасность. В каждом конкретном случае это свое решение, где-то в центре достаточно снизить скорость до 30 км/, где-то нужны совмещенные велопешеходные дорожки, где-то обособленные.
Cиница в руке — это что в данном случае? Губерпробеги и развитие велоинфраструктуры на словах?)

Анна, исследования не проводил, разговаривал с коллегами (читайте выше).
На счет людей 50+: кто может, тот ездит, кто не может или не хочет, то не будет ездить даже со спусками и велодорожками, для них вариант — общественный и личный автотранспорт.
Ведь для комфортной и безопасной езды нужно очень и очень многое: исправность велосипеда (его обслуживание), наличие удобной одежды и обуви, средств индивидуальной защиты, светоотражающие и светоизлучающие элементы, крылья, места хранения дома и в конечной точке, средства защиты от угона и т.д. и т.п. и самое последнее уже дорога (велосипед может проехать почти где угодно).
Все это требует либо времени, либо сил, либо денег (а может и всего вместе). Далеко не каждый будет этим заниматься, проще купить проездной и ездить на автобусе, или ездить на машине. Кто-то не хочет вспотеть на велосипеде, кто-то не хочет испачкаться, кому-то надо после работы ехать по делам. К тому же не все могут с комфортом и удовольствием преодолеть дистанцию в 10 км в одну сторону (и это не относится к состоянию дорожного покрытия). А это один из самых главных факторов. Если вам не нравится ездить на велосипеде — вы не будете на нем ездить.
В моем понимание «синица в руке» — это широкие тротуары. Причем не надо никаких полос и знаков. Пример — ул. Кочетова и пр. Мира. На пр. Мира нарисована велополоса и даже знаки стоят. Тем не менее ездить там очень некомфортно, так как весь участок этой полосы пересекается пешеходными переходами и остановками. На ул. Кочетова просто широкий тротуар и ездить там гораздо приятнее и безопаснее.

Mihail, рекомендую вам прочитать подробную запись в моём блоге о том, почему лично я так и не купил себе велосипед, хотя и очень хочется на нём ездить уже лет пять: http://massimoling.ru/2014/11/30/pochemu-ja-ne-pokupaju-velosiped/

С нашими отечественными непонижаемыми бордюрами (а в старых дворах и отсутствием тротуаров либо сколь-нибудь проезжабельного асфальтового покрытия) самая первая и весьма труднопреодолимая проблема для велосипедиста — это выехать из своего двора. В машину можно сесть и сразу поехать, до остановки общественного транспорта худо-бедно дойти пешком тоже можно по любой дороги, а вот езда на велосипеде имеет смысл только без спешиваний и с минимальными спешиваниями. Если же через каждые 100 метров ты утыкаешься в очередной непониженный бордюр, на узких тротуарах не можешь разъехаться с пешеходом (езда по проезжей части лично для меня не вариант) и через каждый километр нужно ещё и пересекать нерегулируемые переходы и снова спешиваться — то всё удовольствие от езды на велосипеде и преимущества велосипеда как недорогого и экологичного личного транспорта, увы, сводятся на нет. В результате в нынешних условиях на велосипеде ездят только особо неприхотливые, а остальным приходится только облизываться.

Mihail, лично я три года назад стала этим заниматься после того, как пожилая женщина мне сказала: «Я езжу на велосипеде в Петербурге, когда навещаю детей, но совершенно не могу ездить по Новгороду, сделайте тут что-нибудь». Другой человек, бизнесмен, мне сказал: «Полгода я живу в Испании и езжу там почти только на велосипеде, хотя там ландшафт более сложный, другие полгода в Новгороде и тут я не могу ездить, условий нет». В течение последующих лет было много исследований, опросов, разговоров, статей, и, наконец, мой личный опыт езды по городу на круизере (обычный городской велосипед, мы же не в горах, чтобы ездить на горных, как считаете?). При этом есть и машина, её стараемся использовать по минимуму, это не самый подходящий транспорт для центра города. Действительно, для неприхотливых велолосей в городе есть все условия — худо-бедно проехать можно. Но с таким подходом можно и дороги не делать — пусть все люди покупают внедорожники, тоже авось проедут, а кому не нравится, то он просто не готов и душа на работе нет. 🙂
«Если вам не нравится ездить на велосипеде — вы не будете на нем ездить».
Правильно, не буду. В западном районе я почти не ездила (узкие тротуары, бордюры, виадук), а после переезда в центр езжу постоянно. Еще и самокат купила. «Не нравится» — это не настройка по умолчанию, она зависит от конкретных факторов, которые можно и нужно менять. Честно говоря, не совсем понимаю, против чего именно вы тут возражаете. Там, где обустроены 3-метровые тротуары, никто и не предлагает срочно делать велодорожки. Сейчас подвисли вопросы с безопасным веломаршрутом из города в Юрьево и от существующей велодорожки на Колмовской набережной до Кремлевского парка — оба маршрута были разработаны рабочей группой по вопросам развития велосипедного движения, но как только дошло реальных действий чиновников (ПСД и пр.), то всё повисло. А теперь внезапно обращение адресовано в комитет спорта, хотя до этого все вопросы решались с вице-мэром, курирующим сферу транспорта, и с начальником управления транспорта и связи Администрации города.

Евгений, я вам и год назад подобное писал. Вы мне ответили, что деньги в бюджет заложены, планы намечены, чтобы «я не приставал к вам с глупостями» (вольная трактовка).
Наблюдаю в последнее время увеличение числа людей на роликах и самокатах в городе, которые используют их как транспортное средство. Что с ними делать? Они и на тротуаре мешаются и на велодорожках, на дорогу они точно не сунутся. Тоже отдельные полосы прокладывать!?
При большом количестве велосипедистов и большом уменьшении автомобилей можно смело ездить по дорогам, при их хорошем состоянии. Сейчас наблюдается такая тенденция (езда по дорогам на велосипеде), не смотря на плохое состояние края проезжей части.
Напомню, что в зимний период и даже в весенне/осенний происходит резкое снижение числа велосипедистов.
На счет грязи. На велосипеде я более сухой и чистый чем пешеходы, так как смело могу катиться по всем лужам, а бедолаги пешеходы идут или в брод или по размокшей обочине. Опять же возвращаемся к вопросу тротуаров.
Выходит, что как ни крути, а велодорожки — блажь. При широких тротуарах и хорошем дорожном покрытии на автодорогах проблем с передвижением велосипедистов нет никаких.
Согласен, что вопросы надо решать комплексно. Но решать их надо последовательно, а не ставить проблемы велосипедистов в первую очередь.
Если увеличится число велосипедистов и все будут ездить по центру города и всем надо будет оставлять там велосипед, то центр превратится в одну сплошную велопарковку.

Massimo, читал ваш опус. Его размещали на этом сайте. И там же я вам отвечал. Гупости пишите. Вы ищете причины, а не решения.

«Честно говоря, не совсем понимаю, против чего именно вы тут возражаете.»
Анна, я возражаю против обособления проблем велосипедистов от проблем всех жителей города. В первую очередь дороги, тротуары и парковочные места для автомобилей и уже потом все остальное. Мне не нравится большое число авто в городе, очень не нравится, но кого это волнует. Люди сделали выбор в пользу этого транспорта. Они готовы стоять в заторах, парковаться на траве и мешать передвижению другим участникам движения в угоду себе. Они не откажутся от этого.
Число велосипедистов увеличивается за счет пешеходов.
Безусловно делать что-то нужно, но не для велосипедистов, а для всех жителей города.

Mihail, заблуждение думать, что мы обособляем проблемы велосипедистов от проблем пешеходов, автомобилистов и людей, использующих другие виды мобильности. Действительно, этот проект посвящён развитию велосипедного движения, поэтому здесь мы говорим о проблемах велосипедистов, но широкие тротуары для пешеходов, отремонтированные дороги для автомобилей для нас также важны. Пешеходы и автомобилисты наши союзники и друзья. Разве не они порой жалуются на велосипедистов на их территории? Поэтому и они должны быть заинтересованы в этом проекте. К тому же мы сами можем быть и пешеходами, и велосипедистами и водителями автомобиля. Каждое утро собираясь на работу мы делаем выбор, как добраться, на чём…
Вы говорите, вам очень не нравится большое число авто в городе, но кого это волнует? Вас это волнует и меня это волнует и ещё не мало думающих людей. Почему мы должны с этим мириться и жить? Люди сделали выбор в пользу этого транспорта, но не потому ли что другого выбора не было? Мы хотим чтобы он появился, чтобы соотношение в выборе транспорта перераспределилось.

Mihail, вы безусловно правы, пешеходы, велосипедисты, автомобилистов — это все жители города, все платят налоги и все имеют право на безопасную и удобную инфраструктуру, каким бы видом транспорта бы они не решили воспользоваться. Должны быть и широкие тротуары, и ровные дороги, и обособленные велодорожки там, где это предусмотрено нормативами. Велосипед более чувствителен к инфраструктуре, чем авто, а решение проблем с велосипедистами положительно отразится на автомобилистах на пешеходах. Автомобилисты первые, кто в этом заинтересован, так как многие, кто сейчас использует автомобиль, пересядут на велосипед, если это будет безопасно и удобно. Это подтверждено опытом всех велосипедизированных стран, в отличие от многих ваших голословных утверждений. Позвольте напомнить вам, что вы пришли в тематическую группу, которая занимается развитием велодвижения и улучшением велоинфраструктуры и почему-то удивляетесь, почему она не занимается другими проблемами. С таким же успехом можете навестить группу «Раздельного сбора» и спросить, почему они занимаются проблемой переработки отходов, а не проблемами с медициной. В рамках другого проекта — «Новый город» — мы занимаемся проблемами тротуаров, безопасностью дорожного движения и многими другими вопросами.

Mihail, а вообще проблем в городе хватит на всех. Если у вас есть желание заниматься тротуарами, дорогами и прочим, участвовать в инспекциях и комиссиях, писать обращения, следить за соблюдением нормативов — вступайте в ряды волонтеров «Нового города» (анкета: http://novgorod.me/volunteers/), выберите проект, мы поможем. Только имейте в виду, что всё это делается на общественных началах и в свободное от основной работы время, а потом непременно приходят люди и к любому проекту предъявляют свои претензии. 🙂 Но знаете как говорят? «Критикуя — предлагай, предлагая — делай». Чем больше будет людей, которые делают, тем быстрее ситуация начнет меняться. Велкам!

Хорошо сказано, Анна.
Ну, и Михаил прав в том, что что для езды по городу на велосипеде нужно в первую очередь,-желание. А если катаешь на велике каждый день в течении 10 лет, как я, например, то привыкаешь! Мне они (велодорожки), не очень то и нужны. Человек так устроен, что привыкает и к Аду. Незабвенный Пушкин писал: «Привычка свыше нам дана,
Замена счастию она».