В последнее время юные новгородские велосипедисты начали показывать высокие результаты на соревнованиях национального масштаба, чего не случалось уже достаточно долгое время. Несмотря на это, Новгородская областная Федерация велосипедного спорта находится сейчас в сложном положении: дальнейшее развитие велосипедного спорта высоких достижений в регионе упирается в сложности с материально-технической базой. «53 новости» поговорили с председателем правления региональной Федерации велоспорта Вячеславом Куприяновым о сложившейся ситуации, перспективах и возможном влиянии будущей программы развития велосипедной инфраструктуры на велоспорт.
— Вячеслав, в последнее время в СМИ писали о непростой ситуации, в которой оказалась Новгородская областная Федерация велосипедного спорта. Почему спортсмены до сих пор не имеют своей базы?
— В 2012 году я получил письмо от бывшего руководителя комитета по физической культуре и спорту Сергея Бессонова о том, что в ближайшее время планируется открытие отделения велосипедного спорта в одной из спортивных школ. Письмо это было отправлено в Федерацию велоспорта России и на конкурсной основе нам была выделена материально-техническая помощь в виде автомобиля и велосипедов. Но на данный момент отделение велосипедного спорта не открыто. Создание отделения, к сожалению, откладывается. Этот вопрос будет рассматриваться после открытия лыжероллерной трассы. Ее планируется построить в 2016 году.
— Но во второй гимназии Великого Новгорода есть секция…
— Секцию курирует Новгородская областная Федерация велосипедного спорта. Гимназия предоставляет помещение на правах аренды, и к тренировочному процессу секция не имеет отношения.
— Получается, там и выросло новое поколение победителей в велосипедном спорте?
— Второй год подряд Анатолий Корепин и Мария Наволодская выигрывают первенства России среди девушек и юношей на треке и на шоссе. Мария Наволодская заняла четвёртое место на спартакиаде среди учащихся. В 2013 году за достижения в спорте мэр Великого Новгорода Юрий Бобрышев подарил Марии профессиональный велосипед. В 2015 году будет проходить следующая спартакиада учащихся, на которой также имеются шансы победить. Дальше наши воспитанники готовятся уже в члены сборной России.
— А с чем связан этот всплеск успешности? Это секция стала работать или поколение такое выросло?
— В любом человеке есть свои достоинства: спортивная составляющая или математический склад ума. Но если не заниматься, спортсмен всё равно не определится.
За три года нашей работы в нашей секции занималось около сотни детей, но, к сожалению, по разным причинам они перестали посещать занятия. Среди них имеются и настойчивые, которые могут терпеть и переносить физические нагрузки и просто находить в себе силу воли и посещать секцию. Немаловажную роль в этом играют и родители. В Новгороде и в советское время были чемпионы. Есть и чемпионы России, и победители этапов «Тур де Франс». Так что если дать какой-то толчок, то всё пойдет.
Сейчас у нас волонтёры работают на общественных началах после основной работы. Техника — тридцать велосипедов — предоставлена меценатом из Санкт-Петербурга. Безвозмездную помощь оказывает Александр Анатольевич Кузнецов, заведующий кафедрой велоспорта университета физической культуры имени Лесгафта, заслуженный тренер СССР и России. Он предоставляет нам время на велотреке для тренировок.
Воспитанники секции на велопробеге в День Физкультурника
Мы регулярно участвуем в открытом первенстве Санкт-Петербурга. По результатам 19 туров первенства лучших детей приглашают на участие в заключительной новогодней гонке, где велосипедисты определяются с дальнейшей жизнью в спорте. Отличившихся весной приглашают на учебно-тренировочные сборы в летний спортивный лагерь Парголово под Санкт-Петербургом, где они участвуют в отборе на право поступления в колледж олимпийского резерва. Он также находится в северной столице. А это уже путь на высшую ступень. Мария Наволодская отобралась в колледж олимпийского резерва и сейчас проходит там обучение, а годом ранее Анатолий Корепин и Илья Большаков были зачислены в школу высшего спортивного мастерства. С 1 сентября 2014 года Алёна Дорофеева за хорошие результаты зачислена в Сестрорецкий спортивный интернат «Олимпийский резерв».
На содержание одного спортсмена на год требуется прямых затрат более 500 тысяч рублей: на велосипед, на спортивную форму, на проживание. Но нужно видеть перспективу развития. Так, ещё в 2011 году Кузнецов на безвозмездной основе предоставил нам частный олимпийский велотрек со всей соответствующей инфраструктурой. Для других городов он выделяется за большие деньги.
Впрочем, хочется отметить, что в 2014 году было выделено финансирование и мы отправили Алёну Дорофееву с тренером из Санкт-Петербурга в Краснодарский край, где она успешно участвовала в трёх соревнованиях по шоссе и маунтинбайку. Также департамент отправлял велосипедистку Анну Тихонову на чемпионат России среди инвалидов.
— Сейчас разрабатывается программа развития велосипедного движения. Такая программа может повлиять на развитие велосипедного спорта?
— Губернатор Сергей Митин дал поручение департаменту физкультуры и спорта разработать программу развития велосипедного движения, велосипедного спорта, физкультурного направления и туризма. В итоге же, на мой взгляд, в программе представлены все направления, кроме велосипедного спорта. Сейчас, где мы найдём место, там и занимаемся.
Поясню, департамент дорожного хозяйства разрабатывает основную программу развития велоинфраструктуры, комитету по туризму и департаменту спорта достались соответствующие подпрограммы. Но исходя из сегодняшних планов, по данному направлению отдельной спортивной программы, кроме лыжероллерной трассы, не запланировано.
На занятии велосипедной секции
— Если бы был протяжённый маршрут, изолированный от тротуаров и проезжей части, он бы помог вам?
— Для активного отдыха это имеет место быть, но не для спортивного направления. Такими показателями обладает, например, мототрасса в Ращепе, где можно проводить соревнования по маунтинбайку и BMX. Для BMX вообще можно сделать площадку в любой части города, где есть территория 100 на 100 метров. Но после тренировок и соревнований её нужно реставрировать, а для этого нужна техника. Для шоссейных гонок можно использовать любое существующее шоссе, но для этого нужен тренерский состав, получающий за свою работу деньги. Нам предлагают открыть новую секцию, чтобы привлечь больше детей для того, чтобы развивать направление, но мы и так вкладываем в это свои средства и тренируем детей.
— Хотелось бы вернуться к вопросу о машине, полученной от национальной Федерации велоспорта.
— Была предоставлена машина сопровождения, «Лада Приора». Уже больше года она стоит на стоянке салона «Новгород-Лада», пока не определится хозяин автомобиля. Достигнута договорённость с городским управлением спорта, что машина будет находиться в собственности города, пока не будет создана спортивная школа. Она будет передана нам в аренду и будет использоваться нами для проведения тренировок и соревнований за наш счёт. Сейчас мы используем для этих целей наш автобус, но не рационально на автобусе проводить тренировки. На автобусе мы возим в Санкт-Петербург детей на тренировки и соревнования — за неполный год мы уже наездили на нём 40 тысяч километров.
Алексей Сабельский, «53 новости»
Интервью полностью: Руководитель новгородской Федерации велоспорта Вячеслав Куприянов: «Где мы найдём место, там и занимаемся».