Красноярцы Иван Санников и Александра Рыбакова организовали в своём городе сеть общественного велопроката «Бесплатные велосипеды».
Мы позаимствовали идею велопроката у петербургской сети Freebike, а дальше ориентировались на общественные велопрокаты Европы: изучали опыт Нидерландов, Парижа, Барселоны. Собираем байки по друзьям и знакомым, кому они не нужны. Дальше приводим их в порядок, красим и выставляем на улицы. Сеть бесплатных велосипедов должна появиться в любом городе-миллионере, думали мы. Рано или поздно, без этого никак. Почему не в Красноярске? А давайте мы будем первыми?
Мы практически ничего не вложили в свой проект. Создали сайт на бесплатной платформе, группу «ВКонтакте», распечатали листовки, попросили в паре антикафе повесить афиши — на всё это ушло не больше тысячи рублей. А дальше, понятно, нужны были руки и велосипеды.
Мы всем сказали: ребята, собираем старые байки, если они вам не нужны — дайте их нам, сделайте хорошее дело. Первый велосипед красноярской сети — моя старая «Кама», пылившаяся в гараже. Ещё несколько мы собрали по друзьям.
А потом уже люди начали привозить и отдавать нам велосипеды. Причём отдавали не только старые, но и почти новые спортивные байки. Однажды нам написал молодой человек: хочу отдать вам велосипед. Живёт на другом конце города. Думали, он привезёт его на автомобиле. Ждём-ждём, его всё нет. Приехал через весь город на велосипеде — хорошем таком, спортивном, отдал его и ещё 200 рублей пожертвований и ушёл на автобусную остановку. Одна старенькая бабушка где-то увидела наше объявление и запомнила контакты. Позвонила, попросила забрать у неё велосипед. Мы приехали и забрали.
Сейчас у нас на руках 20?23 велосипеда и в запасе ещё около десятка, которые нужно забрать.
Любой желающий может взять велосипед, доехать куда нужно и оставить на какой-нибудь велопарковке или автобусной остановке. Куда приехал — там и оставил. Собирать велосипеды — долгий и сложный процесс. Мы просим людей сообщать нам, где они оставили байк. Устраиваем рейды, чтобы собирать их, используем твитер и контактный телефон — номер есть на каждом велосипеде.
Однажды папа спросил, как мы собираемся зарабатывать на этом. Я ответила, что никак, и объяснила, в чём идея. Тогда он купил нам краску и уже несколько раз помогал отвозить велосипеды в мастерскую.
Ремонтируем и красим байки на деньги, собранные с подписчиков и интересующихся. Однажды нам написала девушка: «Хочу пожертвовать десять тысяч рублей». Я ответила ей: «Вы, наверное, ошиблись, имели в виду тысячу?» А она: «Нет, у меня сейчас есть деньги, и я хочу их отдать на развитие общественного велопроката». Нам удалось собрать почти 20 тысяч рублей. Кроме этого, мы с Сашей сами решили вкладывать по 500 рублей в месяц.
Пытались собирать со всех желающих по 50 рублей, чтобы потом в складчину купить какие-то детали или краску, но с этим у нас не очень получилось. Зато нашли одного спонсора, причём совсем не близкого по отрасли — студию натяжных потолков. Они уже поставили нам две велопарковки и обещали ещё пару.
Была забавная история в нашу первую встречу с подписчиками группы. Мы решили пошутить и сказали, что нас поддерживает КПРФ. Ребята сразу приуныли. Но я быстро сказал, что это шутка, что такого с бесплатными велосипедами не может быть. У общественного велопроката намного больше шансов выжить на улице, если он принадлежит всему городу, а не какой-то организации.
Обращались к городским властям. В администрации сказали, что бесплатные велосипеды — это здорово, потому что общественная инициатива. На словах они нас поддерживают.
Проект сработает в любом случае, даже если все велосипеды растащат за месяц. Это как детей приучать к горшку: они опрокидывают его, а ты снова поднимаешь и усаживаешь. Это не столько про велосипеды, сколько про умение пользоваться общественными благами. Мы в отстающем положении, но можем учиться, перенимать, адаптировать. Растащат — ничего страшного. А вообще, вполне представляю такой вариант, что ничего не растащат.
Материал полностью: «Новая география: Как открыть бесплатный велопрокат в Сибири».