02.12.2014 09:51

Максим Шарапов: комфорт «первого километра» или почему я не покупаю велосипед

Многие мои знакомые, в том числе все четыре лидера движения «Новый город» — активные велосипедисты. Для них велосипед — это не спорт, а транспорт для перемещения по городу, такой же, как автомобиль, автобус или собственные ноги. Я хочу стать одним из таких велосипедистов уже года эдак с 2011-го (когда меня очень уговаривала на это подруга-велосипедистка), но до сих пор никак не решаюсь купить себе велосипед. Почему же у меня не получается practise what I preach?

Многие мои знакомые, в том числе все четыре лидера движения «Новый город» — активные велосипедисты. Для них велосипед — это не спорт, а транспорт для перемещения по городу, такой же, как автомобиль, автобус или собственные ноги. Я хочу стать одним из таких велосипедистов уже года эдак с 2011-го (когда меня очень уговаривала на это подруга-велосипедистка), но до сих пор никак не решаюсь купить себе велосипед. Почему же у меня не получается practise what I preach?

При перемещении по городу любым способом очень важен комфорт так называемых«первого» и «последнего» километров, т.е. этапа непосредственно после выхода из дома и непосредственно перед входом в место назначения. «Последний километр» сейчас разбирать не будем, разберём «первый».

Почему человек, у которого есть машина, скорее выйдет из дома и сядет в неё, чем пойдёт на остановку автобуса? Не только потому, что на машине ехать комфортнее в целом. Во время активной части езды как раз наоборот — в автобусе сидишь и не напрягаешься, а в машине приходится постоянно маневрировать в городском интенсивном потоке и постоянно напрягаться и концентрироваться, затрачивая на это дополнительные усилия и нервы. Но! От дома до остановки может быть идти далеко/неудобно/холодно/жарко/лень, а садясь в машину, сразу чувствуешь комфорт мягкого тёплого салона. И тот самый «первый километр» — от подъезда до ближайшей магистральной дороги — тоже проезжаешь с максимальным комфортом. Дальше начинается дискомфорт, связанный с ездой в плотном городском потоке, но человек уже «втянулся» на том самом первом километре.

В Великом Новгороде ездить на велосипеде безусловно удобнее, чем в Москве, Петербурге и других крупных городах. И тротуары на большинстве магистральных улиц достаточно широкие, и людей по ним ходят меньше, и подземных переходов почти нет. Да и размеры города позволяют без проблем доехать на велосипеде из любой точки города в любую, было бы желание. Но что чувствует велосипедист на «первом километре», т.е. на выезде от своего подъезда и из своего двора?

Оставим сейчас за скобками вопрос хранения велосипеда в квартире и подъёма его по лестницам на свой этаж — в принципе, это проблемы решаемые: есть и складные городские велосипеды, и хипстерские (правда, очень дорогие) мини-велосипеды типа Strida, а мощный горный велосипед я себе и не хочу — предпочту простейший бесскоростной городской велосипедик, чтобы во время езды не путаться и не отвлекаться на переключение скоростей, не сидеть полусогнутым из-за того, что руль находится на одном уровне с сиденьем и т.п. Предположим, у меня простейший складной велосипед, я его в сложенном виде вынес из подъезда, собрал и сел.

Позавчера как раз выдался бесснежный день, в который несмотря на 7 градусов мороза можно было достаточно точно смоделировать состояние дорог и тротуаров, каким оно бывает бóльшую часть года — и в мае, и в сентябре. Поэтому пройдёмся по первому километру моего потенциального пути на велосипеде.

01. Выходим из подъезда, садимся, едем по тротуару…
Почему я не покупаю велосипед?

02. Вот и первое препятствие: непониженные поребрики по обе стороны пересечения с дворовым проездом. Сначала съезжаем с одного из них…
Почему я не покупаю велосипед?

03. Потом заезжаем на следующий. Помним: у нас не мощный маунтин-байк, а обычный слабенький городской велосипедик. И-и-эх!
Почему я не покупаю велосипед?

04. Едем дальше по тротуару. Тротуары в новых районах сделаны в лучших традициях экономии, как завещал товарищ Хрущёв: для их ширины берётся минимально допустимое стандартами значение — 1,75 метра. А для того, чтобы на тротуаре могли комфортно разойтись два пешехода/велосипедиста/родителя с детской коляской, тротуары должны иметь ширину не менее 3 метров. Вот по 1,75-метровому тротуару идут рядом два пешехода. Как и где их объехать?
Почему я не покупаю велосипед?

05. А может быть, поехать не по узкому тротуару, а по проезжей части? Тем более до недавних изменений в ПДД велосипедистам официально только там и можно было ездить. Проезжая часть широкая, спору нет. Но вот только её левая половина заставлена припаркованными автомобилями. Можно прижаться к правому краю дороги и надеяться, что едущие сзади автомобили обгонят тебя слева, но что, если ты в этот момент инстинктивно попытаешься прижаться ещё правее к краю дороги и споткнёшься передним колесом об ограничивающий поребрик? Если же здесь будут разъезжаться две встречные машины, то для велосипедиста места на дороге не останется совсем. Во всяком случае, для начинающего велосипедиста езда по дороге — не самое рекомендуемое занятие.
Почему я не покупаю велосипед?

06. Ну что, едем дальше по тротуару? Ой, опять препятствие! Опять пересечение с дворовым проездом и опять непониженные поребрики. От них, вообще-то, страдают все — и родители с колясками, и пожилые, и люди с тяжёлыми сумками в руках, и люди с сумками на колёсиках. Но мы сейчас ведём речь о велосипеде.
Почему я не покупаю велосипед?

07. Прыг…
Почему я не покупаю велосипед?

08. … скок!
Почему я не покупаю велосипед?

09. Дальше справа появляется парковочный карман для автомобилей. Теперь вариантов объехать идущего по тротуару пешехода на велосипеде стало меньше — вправо уже не свернуть, зацепишь какую-нибудь машину.
Почему я не покупаю велосипед?

10. Наконец-то тротуар с плавным заездом. Правда, здесь постоянно толкутся покупатели ларьков, которых нужно старательно объезжать. Ну, на худой конец можно съехать вправо на дорогу, не так уж долго ехать-то осталось.
Почему я не покупаю велосипед?

11. Наконец мы добрались до Нехинской. Уф! Теперь дела должны пойти лучше.
Почему я не покупаю велосипед?

12. Если сейчас поехать в сторону Западного района, то дальше особых проблем не будет — тротуар широкий, людей здесь ходят единицы, да и дальше по Ломоносова тоже можно ехать легко и быстро. Правда, поехать по Нехинской дальше к проспекту Мира мимо магазинов и автомоек будет не очень удобно, ну да без этого можно обойтись.
Почему я не покупаю велосипед?

13. А если поехать в сторону центра?
Почему я не покупаю велосипед?

14. На остановке тротуар преграждают люди, закономерно стоящие в ожидании автобуса. Тротуар широкий, но и людей много. Когда-нибудь у нас научатся вместо парковочных карманов делать парковочные выступы (антикарманы), благодаря которым ожидающие автобуса пассажиры будут вглядываться вдаль в ожидании автобуса с выступа, а не с тротуара.
Почему я не покупаю велосипед?

Сразу скажем, что многие остановочные павильоны в городе расположены не так, как на фото, а между тротуаром и дорогой, поэтому велосипедисту не составляет труда объехать их сзади. Но мы ведь говорим про ощущения от «первого километра».

15. Едем дальше и… упираемся вот в такое чудо. «Чудо» это стоит здесь с начала года, когда здесь планировали рыть коммуникации под строящуюся автодорогу по улице Космонавтов. Затем строительство дороги законсервировали аж до 2016 года, а настилы так и не убрали. Ещё в середине года новгородские велоактивисты собирали обращения в администрацию города с просьбой демонтировать эти временные ограждения, но воз и ныне там.
Почему я не покупаю велосипед?

16. Придётся спешится и дальше вести велосипед рядом. Что особенно весело, если навстречу тебе пойдёт пешеход — здесь ведь и два пешехода расходятся с трудом.
Почему я не покупаю велосипед?

17. Здесь тоже везде непониженные поребрики. Ну да ладно, всё равно мы идём пешком, а велосипед ведём рядом. Если бы этих ограждений не было, можно было бы свободно ехать по идущему параллельно тротуару, где никаких барьеров-поребриков нет.

Пешеходы иногда идут по тротуару и обходят забор на дальнем плане слева, но для велосипедиста это не вариант, т.к. там канава перед железнодорожной насыпью.
Почему я не покупаю велосипед?

18. Поведём велосипед за ручку, то бишь за руль, дальше. Осторожно, не попадите колесом в провалившуюся доску.
Почему я не покупаю велосипед?

19. Но вот и свет в конце тоннеля.
Почему я не покупаю велосипед?

20. Всем выйти из сумрака. Можно снова садиться на велосипед и ехать через железнодорожный переезд. Конечно, будет потрясывать, но даже я такие переезды вполне преодолевал в детстве на детском велосипеде. Правда, это было не в Новгороде, а в городке-райцентре с почти отсутствующим автомобильным движением и раскрошенными в хлам поребриками: катайся — не хочу.
Почему я не покупаю велосипед?

Но ограждений с настилами, которые мы только что с таким трудом оставили позади, до этого года не было, а велосипед я всё равно себе не покупал. Так почему же?..

21. Едем дальше. Перед нами расстилается прекрасный широкий тротуар.
Почему я не покупаю велосипед?

22. Широкий, но уже не такой прекрасный. Такие «горки» могут ощутимо тряхнуть или, того хуже, накренить движущийся велосипед. Удовольствия езда по ним точно не доставит.
Почему я не покупаю велосипед?

23. Езда по пересечённой местности продолжается. Но главное препятствие впереди.
Почему я не покупаю велосипед?

24. Вот оно. Всего каких-то пятьдесят метров такой бугристой дороги, что ой-ой-ой. Приготовьтесь к приятному вибромассажу.
Почему я не покупаю велосипед?

25. Ого! Это ещё не всё! Такой бугорок встречается на пути велосипедиста неожиданно. Времени среагировать и объехать может и не быть. Прекрасная возможность навернуться колесом, и хорошо, если получится удержаться в седле.
Почему я не покупаю велосипед?

26. Но вот и полоса препятствий позади. Неужели всё?
Почему я не покупаю велосипед?

27. Ах да, надо же пересечь Октябрьскую, ведь наш путь лежит в центр. Останавливаемся, упираемся ногой в тротуар, ждём зелёного пешеходного сигнала. Вон и дырочку в бордюре для нас предусмотрительно оставили. Правда, она почему-то маленькая и почему-то находится в стороне от перехода, но ведь это лучше, чем ничего?
Почему я не покупаю велосипед?

28. Правда, на другом берегу нужно вписаться в другую такую же узенькую дырочку, которая смещена относительно первой и по которой, между прочим, в этот момент могут идти пешеходы: ведь это такой вожделенный бордюр в ноль! Поиграем в велобильярд? Попытаемся попасть колесом в дырочку-лузу?
Почему я не покупаю велосипед?

29. Я ещё в мае специально снимал, как этот переход пересекает велосипедист:

30. Но, может быть, лучше проехать вдоль автовокзала по широкому безлюдному тротуару и пересечь Октябрьскую на следующем светофоре у автовокзала? А дальше — прямой наводкой по Воскресенскому бульвару и Людогощей в центр уже без проблем.
Почему я не покупаю велосипед?

31. Посмотрим…
Почему я не покупаю велосипед?

32. Снова объедем ожидающих автобуса пассажиров… (На другой стороне Октябрьской этого не пришлось бы делать, там просто объехали бы остановку по тротуару сзади).
Почему я не покупаю велосипед?

33. Ой, здесь переход ещё хуже! Даже дырочки в поребрике нет! (И людей здесь всегда толпы, а на предыдущем переходе — единицы).
Почему я не покупаю велосипед?

34. Впрочем, этот переход мы уже тоже проверяли во время майской прогулки «Доступный город».

Дальше идёт практически беспрепятственная дорога в центр, но в этом месте, подумав, как той же дорогой придётся возвращаться домой, я решил плюнуть и сказать себе: да ну, лучше пойду пешком или поеду на автобусе, тем более — о ужас! — на автобусах я люблю ездить с детства. И вспомнил, что на самом деле велосипеда рядом со мной сейчас нет и не было.

Нет, как говорил уважаемый Николай Николаевич Озеров, «такой футбол нам не нужен!»

Вот поэтому я и не покупаю велосипед. До лучших для городской велоинфраструктуры времён.

Максим Шарапов
Материал полностью: Почему я не покупаю велосипед?.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звёзд (пока никто не оценил)

Комментарии

  1. Инфраструктура конечно никакая, но ездить всё равно можно. Я проезжаю именно описанные в этой статье аттракционы на Стриде вообще не спешиваясь. По Завокзальной еду по проезжей части, далее по тротуару через первые строительные ограждения, затем внутри за ними, канавы там нет, небольшое углубление, затем трясусь на не ремонтированном 300 лет куске тротуара, ну и далее в центр. То есть ездить можно и нужно, но это не отменяет необходимости решать описанные в статье факты.

  2. очень натянуто)))) тоже там часто бываю особых проблем не испытывал, а на переходе надо спешиваться закон есть закон

  3. А я для себя даже нашел в описанных проблемах некий драйв, экстрим, азарт,- не знаю, как выразить. При поездках.,стараюсь на максимальной скорости,- вырабатывается достаточно много адреналина,- необходимого вещества для человека. Не нужно лезть в горы, катиться с крутых лыжных спусков, да и платить за это большие деньги. Тут тот же эффект,- бесплатно.
    И, что самое главное,- этот велоэкстрим вошел в привычку, как наркотик. Тело испытывает дискомфорт, когда имеется долгий перерыв в катаниях по городу. Ровная, спокойная езда по городу,- не для меня. Водители, получающие часть адреналина от моей поездки, почему-то не согласны со мной, и шлют в мой адрес непристойные эпитеты. Но, это для меня как награда за качественный вояж.:):):)

  4. PS. Уже 2 года, как не был на горнолыжных курортах. И не знаю, когда поеду снова. Санкции, понимашь. Придется водителям набраться терпения.

  5. Как то уж очень пессимистично. По Завокзальной — по дороге, и уж так вправо прижиматься не стоит — Вас никто не задавит, ведь для водителя Вы путь в суд и места не столь отдалённые. «Чудо» на Нехинской — согласен — неудобно, но его пересечение занимает меньше минуты. Переезд — приподнимаем своё «филе» и едем стоя на педалях. Про раздолбанный тротуар — у велосипедистов, в некомфортных местах, всегда накатано «по обочине» — это даже на фото видно. Пешеходный переход — ну тут по закону нужно спешиваться -)).
    А теперь про правило «первый-последний километр». Хорошо, водитель пришёл, сел в машину. Дворовые дороги — их нет: яма на яме, всё запарковано, порой затруднения с разъездом. По приезду — а парковаться то и негде, иногда приходиться ставить за 2 дома от моего — прямо в жижу. Так что считаю, что оно тут не работает, с дорогами и тротуарами у нас худо, тут уже вопрос личного предпочтения.

  6. Так и хочется прокомментировать данный текст, но воздержусь. Дам лишь совет автору. Жил в том районе.С завокзальной можно уехать и в центр и в западный районы другими путями. Для этого не надо выезжать на нехинскую. Это сразу решит все ваши проблемы. Там и машин меньше, и дороги с тротуарами ровнее и шире, и путь короче. Тот кто хочет найти проблемы (причины), обязательно найдет их. Тот кто хочет добиться результата найдет пути для его достижения.
    Велосипед тем и хорош, что может ехать по широкому спектру дорожного покрытия, вплоть до его отсутствия. Он не боится луж и грязи. И вы сами выбираете как ехать. К тому же, небольшой крюк, который всего на пару минут увеличит время вашей поездки лишь продлит удовольствие. Дерзайте!