Меня зовут Евгений Нефедов, я являюсь куратором проекта «Велосипедизация Великого Новгорода». Но в этой статье я бы хотел не принимать во внимание свою активную позицию, не говорить о проблемах, которые есть у нас в городе (хотя о проблемах скорее всего придётся сказать), а поделиться личным «велосипедным» опытом, рассказать о том, как я начал ездить на велосипеде по городу, поделиться впечатлениями и положительными эмоциями. Почему я хочу об этом рассказать?! Всё просто. Во-первых, когда счастлив, хочется делиться этим счастьем с окружающими. Во-вторых, я вижу в езде на велосипеде не только, скажем, физическую активность или возможность быстро перемещаться по городу, но и нечто большее, меняющее нашу жизнь в лучшую сторону. Далее я постараюсь объяснить это более подробно.
Не смотря на то, что проект «Велосипедизация Великого Новгорода» существует два года и, казалось бы, я, как его куратор, должен был как минимум всё это время ездить исключительно на велосипеде, это не так. Честно говоря, я жил очень близко к работе. Дойти до работы пешком я мог по аллее за 10-15 минут. Это было моим оправданием. Но однажды я переехал, и добираться до работы стало не так просто: на общественном транспорте из одного района города в другой. Автобусы и троллейбусы у нас не очень быстрые. Более получасовые поездки на них всегда сильно утомляют. Личный автомобиль в нашем городе удовольствием тоже не назовёшь, а по скорости в часы пик, он уступает тому же велосипеду.
Понятно, что велосипед у меня был, но начинать ездить на нём на работу я не спешил. Начал лишь об этом думать, но ряд возникающих сложностей меня останавливал. У меня был, как и, пожалуй, у большинства в нашем городе, горный велосипед, двухподвесный, с хорошей амортизацией и дисковыми тормозами. Что же ещё нужно велосипеду для езды по нашим дорогам?! Но он не подходил, и вот почему. Я представлял как я еду на нём утром на работу. Во-первых, крылья не закрывали колёса полностью, а это значит, что грязь и вода с дороги поднималась бы и попадала на одежду. Во-вторых, цепь, о которую тоже всегда можно было испачкать брюки. И, наконец, поскольку работаю я в офисе, и работа предполагает носить если не костюм, то, во всяком случае, не спортивную форму, было не понятно как вообще одеваться. Надо было либо брать сменную одежду, либо ехать в деловом костюме на спортивном велике. Ни то, ни другое не годилось. Я понял, что для передвижения по городу по делам мне нужен другой велосипед.
Тогда я подумал об обычном городском велосипеде. Внешне что-то типа советских велосипедов, только современные: с крыльями, полностью закрывающими колёса, с закрытой цепью, с удобной рамой, а также со звонком, фарами и корзиной. И вот я представляю, как я уже в обычной одежде спокойно еду на этом велосипеде на работу. Но тут возникают другие вопросы. Где оставить велосипед на время рабочего дня, куда пристегнуть?! Велопарковки у офиса нет. Можно, конечно пристегнуть к стойкам, на которых развиваются флаги компании, или к ограждениям. Но здесь нет навеса, а значит, пока я на работе, велосипед будет испытывать на себе все капризы стихии.
Мне виделось два пути: обратиться к генеральному с просьбой установить велопарковку у офиса или же обзавестись компактным нано-велосипедом, который после поездки можно сложить и убрать в карман пиджака. Это, кстати, два варианта, из которых я рекомендую всем выбирать на своё усмотрение. Оба этих варианта очень хороши! Я выбрал второй — купил складной велосипед. Компактный складной велосипед хорош ещё и тем, что мало весит и не занимает много места дома. Это очень удобно.
На этом вступление заканчивается, и я начинаю делиться счастьем.
Итак, мы с женой решили купить складные велосипеды и отправились для этого в Санкт-Петербург, в специальный магазин. Мы хотели купить самые обычные складные велики, которые складываются пополам на раме. Но когда посмотрели на них своими глазами, поняли что даже они довольно громоздки и в сложенном виде их трудно носить. Можно загрузить в багажник автомобиля, но не носить в руках. Тогда наш выбор пал на треугольные компактные велосипеды, разработанные английским конструктором, собираемые в Тайване. Их прелесть в том, что даже в разобранном виде велосипед легко помещается в лифты наших домов. Весит всего около 10 кг. А когда велик сложен, его можно катить перед собой как детскую коляску. Складывается и раскладывается он, кстати, за несколько секунд. Вместо цепи у него ремень. А передача подобрана таким образом, что велосипед быстро разгоняется с места и легко преодолевает подъёмы в гору. В общем — сказка! Когда мы везли их в Новгород на электропоезде Ласточка, нам даже не пришлось оплачивать багаж.
Мы начали ездить на новых велосипедах сразу после их покупки, в марте этого года. Ощущения просто непередаваемые! На выходных мы катались вместе, а по будням по отдельности ездили на работу и продолжаем сейчас это делать. Во многом из-за своего необычного, непривычного для новгородцев внешнего вида велосипедов, было очень много внимания. Ощущая это внимание, очень трудно ехать на велосипеде и не радоваться. К этому добавляется и самая обычная радость езды на велосипеде, о которой так много рассказывают участники нашего проекта Великоновгородцы. Поэтому мы всегда ездим с улыбками на лицах.
Наблюдая за реакцией окружающих, отдельно можно выделить реакцию детей начального школьного возраста. Не зависимо от того с кем идёт ребёнок, с мамой, папой, бабушкой, дедушкой или с друзьями, всегда, когда проезжаю мимо, обязательно слышу такую фразу: «смотри какой маленький велосипед». Видимо это из-за маленьких колёс, или необычной рамы, или просто в сравнении с привычными велосипедами. Интересно было бы посмотреть на такое явление детским взглядом. Мне кажется очень важным, что ребёнок, всякий раз видя меня на велосипеде, обращает внимание своих родителей на велосипед, отвлекая их от своих мыслей, обыденных дел. И я всякий раз вижу, как мама или папа маленького человека поднимает голову и видит что-то необычное и доброе, врывающееся в нашу «замыленную» повседневность. От этого становится спокойно и радостно.
Я еду дальше, ловлю взгляды прохожих, встречных велосипедистов, пассажиров автобусов и троллейбусов, водителей автомобилей. Первая реакция людей, пожалуй, — удивление, затем осмысление увиденного, а затем у всех по-разному. Молодёжь, например, почти всегда по-доброму смеётся. Я слышу за спиной «ах-ха-хах». Наверное, в их глазах я выгляжу каким-то неординарным человеком, может быть, чудаковатым, или езда на таком велосипеде воспринимается как «прикол». Конечно, мне тоже становится смешно. Но я думаю, что когда-нибудь это будет самой обычной ситуацией и во многом, благодаря тому, что я делаю сейчас — еду по Великому Новгороду на треугольном велосипеде.
Проезжая по городу можно слышать разные слова прохожих, вроде: «ух-ты какой», «ничего себе», «какой велосипед», «смотри какой». Многие начинают расспрашивать, знакомиться. Я даже стал возить с собой визитки Велосипедизации.
А что творилось в офисе первые неделю-две, пока все не посмотрели на чём я приезжаю на работу и не задали уйму вопросов. Многие подходили с пониманием, сразу говоря «я знаю, ты уже, наверное, устал всем рассказывать, но вот можно спросить…». Коллеги заходили в кабинет, просили показать, просили прокатиться, расспрашивали о конструктивных особенностях, удобстве и надёжности. Самые распространённые реплики, которые приходилось слышать: «что это?», «это велосипед?», «как игрушечный», «какой смешной», «он ещё и складывается?!», «сколько стоит?», «где такие продаются?», «у него здесь ремень?», «а как здесь фиксируется?», ну и конечно всегда широкая улыбка при встрече. Я на крыльце складывал велосипед и брал его внутрь в офис, ставил в кабинете рядом с рабочим местом. В отделе даже заговорили о том, как хорошо было бы всем приезжать на велосипедах.
Поэтому в моём случае езда на велосипеде — не только удовольствие, но и привлечение внимания к велосипеду в целом, к велосипеду, как к транспорту.
Поначалу бывало, привычки брали верх, и мне приходилось перебарывать себя, чтобы поехать утром на велосипеде. То есть было лень. Хотелось дойти до автобусной остановки и положить своё сонное тело на сиденье. Но это быстро прошло. Уже после нескольких поездок привычки поменялись. После поездки утром на работу на велосипеде я чувствовал себя намного бодрее. Это работало как утренняя зарядка. Не заметно для меня самого прокачались ноги, и вообще это держало меня в тонусе. На обеденный перерыв я тоже ездил на велосипеде. На обед и обратно домой, надо сказать, ехать на велосипеде хочется с ещё большим желанием. После работы можно не спешить, по пути заехать ещё куда-нибудь. Увидеть, что происходит в городе, встретить друзей и знакомых.
Теперь уже лень идти пешком или ждать автобус. По времени путь от дома до работы на велосипеде я проезжаю одинаково с автобусом, за счёт его остановок на светофорах и автобусных остановок. А если на дорогах пробки, то я значительно опережаю общественный транспорт. К собственному удивлению, весь свой получасовой маршрут я могу проехать, не спешиваясь из-за препятствий. То есть они конечно есть, но преодолеть их в принципе можно. Но всё это не самое главное. Помимо таких бытовых преимуществ, как скорость, экономичность, экологичность и даже здоровье, есть более глобальные. Когда в какой-то момент начинаешь ездить на работу на велосипеде, полностью меняется твоё восприятие всего вокруг. Это происходит потому, что ты выходишь из зоны комфорта. Раньше ты смотрел на улицу через стекло автомобиля или автобуса, а теперь ты находишься непосредственно в городском пространстве. Ты как пешеход, но с преимуществами в скорости и возможностями перемещаться на большие расстояния.
Выход из зоны комфорта — это всегда новые ощущения. Поездка на велосипеде — это всегда приключение. Тебе всегда есть что рассказать, потому что пока ты едешь, ты успеваешь многое увидеть, а может даже в чём-то и поучаствовать. Представьте себе, вы пять лет добирались до своей работы на автобусе. Всегда один маршрут. Каждый будний день одно и то же. И вот однажды вы решились поехать на велосипеде. Это, без сомнений, большое событие и вы этого достойны. Теперь всё в ваших руках. Вы едете быстро или медленно, коротким или длинным маршрутом, так как вам нравится. Это свобода, которая даёт новое понимание всего происходящего у нас в городе и в мире вообще.
Я рекомендую всем новгородцам в самое ближайшее время поехать по делам на велосипеде. Я думаю, это именно то, что многим сейчас нужно: взять велосипед, проснуться и стать счастливым.
Сергей Александрович
04.06.2014 12:58
Женя, все эти, “щенячьи” чувства я пережил в уже далеком, 2007 году, когда купил свой первый Stels Navigator 800.
На меня то же на работе, да и дома, смотрели как на чудака. Сейчас привыкли. Мнения поменялись. Но я не поменялся. Разве что фанатизму и упорству пришла на смену взвешенность и рациональность в пользовании велосипедом. В самом деле,- зачем ехать в дождь на работу на пл. Акрон, если есть машина?- поеду завтра, если будет погода…
Что изменилось с тех пор,- многое. Появились первые велодорожки. В разы стало больше велосипедистов на дорогах города. Много велопарковок. В прессе, СМИ, итернет-форумах, велосипедисты все громче заявляют о своих правах. И их слышат. Даже изменили ПДД с учетом интересов велограждан. Это радует. Но…за все хорошее надо платить. Неизбежная стычка интересов на дороге заканчивается порой трагически для велосипедиста. Потерянное здоровье, либо жизнь. Не в пример водителю авто. За наезд на меня, на велосипеде, виновному водителю вынесли предупреждение. За наезд на мою жену, то же велосипедистку,- вообще ничего,- она” сама нырнула под задние колеса Камаза!”. У нас обоих разной степени тяжести травмы. Суды оставили решения без изменений. Вот что настораживает. Наезд на велосипедиста не является чем то опасным, с точки зрения Закона. А это опасная тенденция. Оставлять эту проблему без внимания нельзя.