Дипломный руководитель: доцент, кандидат наук Андрей Гаврюшкин.
В последние годы в России и за рубежом проявляется повышенный интерес к качеству городской среды, как со стороны властей, так и самих горожан. Создаются и воплощаются различные проекты по реконструкции улиц, заброшенных пространств, неиспользуемых территорий. Данная тенденция не случайна. На протяжении XX века автомобиль играл главенствующую роль в городах западных стран, а к веку XXI это с запозданием дошло и до России. Последствия этого очевидны — ухудшение экологии в месте проживания большого количества людей, транспортные проблемы, возникающие вследствие ограниченности дорожно-транспортной сети исторических городов, снижение времени пребывания людей на улице и как следствие ухудшение здоровья, снижение общественной активности и так далее. Данная ситуация компенсируется и исправляется созданием общественных пространств, реконструкцией улиц для удобства не только автомобилей, но и для пешеходов и велосипедистов.
Особенно актуальна тема реконструкции городских пространств и для Великого Новгорода, так как город позиционирует себя как один из основных туристических центров России. Подобным пространством в Великом Новгороде для жителей города и туристов может стать улица Дворцовая, в связи с выгодным местоположением. Улица начинается в северной части Ярославова дворища и проходит до улицы Фёдоровской ручей, является связующим звеном между туристическим центром Великого Новгорода с южной стороны и активной торгово-деловой зоной с офисами и магазинами с северной. В центральной части пересекается улицей Бояна, что связывает её с Большой Московской с восточной стороны, и набережной реки Волхов с запада.
На Дворцовой улице расположен ряд объектов, принадлежащих к разным историческим эпохам. К сожалению, несмотря на обилие функций и богатую историю улицы в настоящее время её потенциал не используется в полной мере. Существует несколько проблем и слабых мест, мешающих развитию данной улицы и района: линейная парковка по обеим сторонам улицы; закрытость пространств, примыкающих к улице; отсутствие зон отдыха и точек притяжения; отсутствие заведений общественного питания, арт-галлерей, гостиниц. А самой главной проблемой является то, что в данный момент эта улица не воспринимается целостно, как, собственно, улица, а представлена несколькими разрозненными пространствами, не связанными по смыслу друг с другом. Улица практически исключёна из общественно-деловой жизни общества, мало используется горожанами и служит в основном для транзита и парковки автомобилей.
Общая концепция проекта состоит из двух частей — история России и Великого Новгорода и взросление человека. Это обосновано тем, что здания в данной части города расположены в хронологическом порядке по векам — от более старых в южной части улицы, к более новым в северной, сама улица расскажет посетителям о истории Новгорода и России. Вторая тема обоснована наличием в южной части улицы ряда детских учреждений, в продолжение этого в центральной и северной частях улицы создаются пространства для подростков и молодых людей.
Проект предусматривает реконструкцию улицы на нескольких уровнях: изменение транспортно-пешеходной конфигурации, изменение предметной среды улицы, реконструкцию существующих зданий и создание новых, изменение функции зданий в рамках общей концепции.
Всего вдоль улицы создаётся несколько общественных пространств: «торговая» площадь в южной части города, детская зона в центральной части с несколькими площадками для детей от 2 до 12 лет, «красная» площадь в северной части с зоной сцены, площадкой для игры в шахматы и зонами отдыха, с северной стороны улица ограничивается перекрытым пространством молла.
Южная часть улицы примыкает к Ярославову дворищу. Проектом предусматривается реорганизация пешеходных путей для удобства пешеходов. Создаётся дополнительный подход к улице Дворцовой со стороны остановки ОТ, расположенной южнее на улице Большой Московской, также организуется пешеходная дорожка от основного скопления памятников Ярославова Дворища во главе с Никольским собором. Создаваемые пути дадут направление движения к проектируемому участку, что сделает подход к нему более удобным. В месте пересечения данных путей организуется «торговая» площадь, ограниченная с севера зданием главпочтамта, с востока церковью Иоанна на Опоках, с запада ансамблем Путевого дворца Екатерины II, с юга зеленым массивом. Данная площадь служит входной зоной на улицу с южной стороны.
На данной площади размещается площадка с установленными на ней модулями-сидениями, которые трансформируются для различного использования: для отдыха, для организации временной ярмарочной торговли, для создания сцены. Над данной площадкой организуется подвесное освещение. Рядом с церковью Иоанна на Опоках предлагается установка мачты из металлического каркаса, которая служит напоминанием о существовавшей здесь до XX века колокольне и имеет с ней одну высоту — 39,4 метров. Функционально мачта используется для создания натяжного навеса, который служит защитой от атмосферных осадков на различных мероприятиях, проводимых здесь. Также в средней части мачты устанавливаются прожекторы для освещения площади в вечернее и ночное время.
С южной стороны Путевого дворца организована площадка для временной остановки туристических автобусов, которые привозят экскурсионные группы. Площадка соединена пешеходными дорожками с территорией Путевого дворца и площадью в южной части улицы Дворцовой.
Предлагается расширить пешеходную часть улицы Иваньской, непосредственно примыкающей к улице Дворцовой, это позволит создать визуальную связь с ансамблем Путевого дворца, так как выровняет ось движения людей к нему и сделает подход более удобным. Также по улице Иваньской сохраняется двухстороннее автомобильное движение, сохраняется одна из двух линий параллельной парковки.
Проектом предусматривается расширение пешеходной зоны улицы Дворцовой в северном направлении до улицы Бояна, начиная от здания главпочтамта. На данном отрезке улицы сохраняется одностороннее автомобильное движение в направлении от юга к северу с шириной автомобильной полосы в четыре метра. На данном участке создаются зоны отдыха с необходимым уличным оборудованием: скамейками, фонарями освещения, урнами, информационными стендами и столами для игры в шахматы.
Здесь предполагается изменение функции некоторых зданий и строительство нового. Вместо трансформаторной подстанции, расположенной с севера от главпочтамта, предлагается создание нового 2-этажного здания в стиле окружающей застройки, которое используется под сувенирный магазин на первом этаже и творческие мастерские на втором этаже. Далее по улице Дворцовой расположен 2-этажный жилой дом. Проектом предлагается изменение функции данного здания на общественную и жилую временного пребывания. В непосредственной близости от жилого дома расположена телевышка, что может негативно сказываться на здоровье проживающих здесь людей. А также плотная историческая застройка не позволяет разместить здесь необходимые для проживания удобства: детские площадки, спортивные зоны, хозяйственные площадки и так далее. Проектом предлагается оборудовать две входные группы в здание со стороны Дворцовой улицы со входом с уровня земли. На первом этаже предполагается размещение заведения общественного питания — кафе, на втором предлагается размещение мини-гостиницы на несколько номером. Подобный тип зданий, постоялые дворы, был как раз распространён в XIX веке, которому соответствует данный участок улицы.
На пересечении улиц Дворцовой и Бояна по соседству с расположившимся южнее зданием еврейского культурного центра расположено здание кожно-венерологического диспансера. Предполагается изменение функции данного здания для размещения здесь центра межкультурного и межконфессионального взаимодействия, а также центра для сотрудничества различных НКО и благотворительных организаций, которые смогут вместе решать различные социальные проблемы. Вход предполагается организовать с уровни земли, со стороны улицы Бояна, где он расположен и сейчас.
По западной стороне с отступом от улицы в 35 метров расположено здание детского санатория «Ромашка». Проектом предусматривается изменение функции здания под детский развивающий центр, в котором размещаются различные творческие студии, кружки и секции. Реконструкция здания включает в себя создание двух входных групп в виде крылец, для обеспечения доступности для МГН с южной стороны здания создаётся вход с пандусом. Территорию перед данным центром предлагается сделать открытой для всех посетителей, с организацией на ней нескольких детских площадок для детей разных возрастов. С южной стороны детского центра организуется две площадки для парковки автомобилей по шесть машиномест. Пространство перед детским центром пересекается аллеей, проходящей с северо-востока на юго-запад от улицы Бояна до территории Путевого дворца Екатерины II.
В местах пересечения пешеходными путями автомобильных дорог оборудуются пешеходные переходы с понижением бордюра в уровень земли. В местах пересечения пешеходной части улицы Дворцовой с проездами во дворы создаётся подъём проезда в уровень с пешеходной частью с соответствующей разметкой пешеходной части.
На южном отрезке улицы Дворцовой создаётся три участка мощения историческим булыжником автомобильной дороги перед пешеходными переходами. Это делается для снижения скорости автомобилей и обеспечения безопасности пешеходов, а также для создания напоминания о виде улиц в XVIII—XIX веке.
Параллельно с улицей Бояна прокладывается 2-сторонняя велодорожка, пересекающая улицу Дворцовая, она соединяет основные магистрали торговой стороны — набережную реки Волхов, где уже имеется велодорожка и улицу Большую Московскую, где она в перспективе может появится.
Северный от улицы Бояна участок улицы Дворцовой начинается с двух зданий УФСИН (управление федеральной службы исполнения наказания) с западной и восточной стороны. Проект предусматривает изменение функции данных зданий для их более активного использования горожанами и туристами. В доме № 9 с западной стороны улицы предусматривается размещение кафе в первом этаже здания и размещение офисных помещений во втором этаже. Для этого организуется дополнительный вход с уровня земли со стороны улицы Дворцовой. Здание № 7 c восточной стороны предполагается использовать для размещения магазина в первом этаже здания и для создания творческих студий на втором этаже. Также создаётся вход с уровня земли.
Реконструируется здание торгово-офисного центра по улице Дворцовой, дом 12, созданного из бывшего недостроенного корпуса «Новгородского завода им. Ленинского Комсомола». Здание каркасное, по высоте в 2-2,5 раза выше окружающей застройки, отделано алюминиевыми панелями золотого цвета. Данный объект резко контрастирует с окружающей исторической застройкой как по масштабу, так и по фактуре, поэтому было принято решение частично разобрать его в осях 1-7. Также разбирается верхний этаж чтобы приблизить его к окружающей застройке по высоте. Вместо обшивки золотыми панелями создаётся новый кирпичный фасад в стиле промышленной архитектуры начала XX века, что отражает определенный период истории в рамках общей концепции. В здании предполагается размещение так называемого коворкинга, нового типа офисного пространства для небольших фирм и индивидуальных предпринимателей, которые могут организовать здесь своё рабочее место. На первом этаже здания возможно размещение столовой.
На площадке перед зданием коворкинга создаётся площадка для игры в уличные шахматы. Данная рекреационная зона в аллегорической форме напоминает борьбу начала XX века между красным и белым движениями.
Данный фасад также сочетается с уже имеющимся зданием бывшей котельной, расположенной по адресу улица Дворцовая, дом 2, корпус 13, построенного из красного кирпича. Здание бывшей котельной проектом предлагается реконструировать под молодёжный клуб «Котёл», который используется как антикафе, мини-кинотеатр и площадка для выступлений музыкантов и актёров. Фасад здания освобождается от штукатурки и реконструируется, сохраняются фрагменты промышленного прошлого здания — железные балки на фасаде.
В ходе анализа проектируемого участка, в глубине улицы было выявлено 2-этажное здание, относящееся к послевоенному периоду 40-50-ых годов XX века, построенное в классическом стиле. Здание имеет декор, арочные окна, интересный фронтон и представляет собой ценность. В настоящее время здание скрыто со стороны улицы 1-этажным зданием бывшего склада 70-ых годов постройки, которое проектом предлагается снести для открытия вида на здание середины XX века. В выявленном здании предлагается создание галереи для выставки и продажи работ новгородских художников.
По западной стороне улицы (Дворцовая, 11) расположено здание ветеринарной клиники. В рамках концепции предлагается изменение функции данного здания с созданием здесь хостела. Здание является типовым кирпичным, 1950-1960-ых годов постройки. Проектом предусматривается создание нового фасада здания, выполненного в классическом стиле в стилистике окружающей исторической застройки. Данный фасад также сочетается с выявленным на этой территории классическим зданием постройки 1945-1948-ых годов.
На освободившейся территории от разборки здания и сноса складского помещения образуется своеобразная площадь, которая служит общественным пространством для окружающих зданий и объединяет их. В южной части данного пространства создаётся зеленая зона с посадкой деревьев и кустарников.
Под освободившимся от сноса склада и реконструкции здания бывшего завода пространством создаётся одноуровневый подземный паркинг на 196 машиномест. Для заезда в паркинг предусматривается создание рамп. Две односторонние рампы с северной стороны: одна для въезда в пространство паркинга, вторая для выезда, что обусловлено односторонним движением по данному участку улицы. С южной стороны расположена рампа с попеременным движением, регулирующимся световыми сигналами. Противолёдные мероприятия обеспечиваются созданием инженерной системы подогрева рампы и уборкой. В паркинге предусмотрены эвакуационные выходы на территорию площади. Создание паркинга должно осуществляться только после проведения необходимых археологических исследований и под контролем специалистов-археологов.
Данную площадь с севера замыкает строящееся здание бизнес-центра. Проект предусматривает предложения по созданию фасада здания. Здание используется под театральные студии для новгородского театра «Малый» и офисные помещения. Перед зданием планируется создание сцены для нужд театральных студий. Антуражем к сцене служат сохраняемые конструкции опор теплотрассы, расположенные здесь со времён размещения здесь завода. Рядом со сценой также планируется установка памятника В.И. Ленину, который переносится из южной части улицы Дворцовой. Перед сценой устраивается площадка с трансформируемыми модулями-сидениями, для различного использования: как место отдыха, развлечения и досуга. Здесь могут быть представлены разные виды деятельности в разное время года, например: зимой — ледовый каток, летом — трибуны для сцены и зона отдыха, подиум для выступлений и так далее.
С северной стороны улица Дворцовая замыкается двумя параллельными корпусами здания бывшего завода, проектом предлагается создание в этой зоне крытого молла, крытое пространство позволит создать в этой зоне комфортную пешеходную зону для отдыха сотрудников и посетителей торгово-офисного комплекса и может использоваться как пространство для проведения выставок. Особенно актуально данное пространство в период с осени по весну, так как служит защитой от атмосферных осадков и низких температур.
К северу от улицы Дворцовой расположено буферное пространство между зданием завода и мостом Александра Невского. В этой территории предусмотрена реконструкция пешеходной зоны и транспортных путей. Перед входом в бывшую проходную создаётся сквер, в настоящее время данная территория занята под парковку. На данном участке также расположены въезд и выезд из подземной парковки.
Улица имеет возможность стать одним из общественно-деловых центров города, так как является связкой важных городских пространств, имеет свою историю и тем самым привлекает к себе интерес. В связи с чем становится актуальным поиск решений по исправлению сложившейся неблагоприятной ситуации.
Существует множество российских и зарубежных примеров, как справляются с подобными проблемами другие города. Наиболее перспективными направлениями здесь является реконструкция бывших промышленных территорий, расположенных в центрах городов и создание пешеходных улиц. Реконструкция данной территории Великого Новгорода позволяет объединить оба направления.