Добрый друг или невыносимый хозяин: кем был Лев Толстой для своих крепостных — неизвестная сторона гения
Об этом мало говорят
О Льве Толстом многие знают лишь как об известном, легендарном писателе. Однако ведь он был вполне себе живым человеком и жил в то время, когда ещё были крепостные. Поговорим об этой мало кому известной жизни гения вместе с авторами канала «Популярная наука».
Лев Николаевич крепостничество не одобрял. Это мы знаем из его личных записей. Он называл владение рабами позорной язвой. Но при этом жизнь в то время обязывала и его самого иметь 300 с лишним душ в имении.
Ясную Поляну Лев Толстой получил в наследство, будучи 19-летним. При этом, даже если бы он хотел, то освободить всех крестьян, следуя своим убеждениям, не мог. Потому что имение было заложено на сумму, достаточно серьёзную по тем временам, — около 20 тысяч рублей.
В то время, однако, молодого человека больше интересовала светская жизнь, а не этические моральные нормы. Свой взгляд он изменит после участия в Крымской войне.
Для того чтобы как-то уравновесить эти две странные части себя — владельца крепостными и человека, в крепостничество не верящего, — Лев Толстой открыл школу и сам в ней преподавал. Сначала, конечно, идея никому не была понятна. Да и сами крестьяне не очень охотно соглашались сидеть в школе. Однако со временем задумка распространилась аж на 21 деревню.
Несмотря на то что Толстой знал всех своих крепостных по имени и был максимально с ними близок, все-таки принадлежал к сословию выше. И от жизни этой не отказывался: участвовал в приёмах, да и сам принимал гостей. Вот такую двойственную жизнь вёл.
В его школах могли учиться не только грамоте, но также и могли учиться ответственности и получать некоторые свободы на его земле. Не сказать, что все шло идеально. Конечно, были и проблемы, и имение не всегда приносило нужный или желаемый доход. Однако, когда в 17-м году дворян начали вытеснять, крестьяне Ясной Поляны встали на защиту Толстого.
Ранее мы писали о фактах из жизни Островского.
