В письме сорок втором академик отмечает, что Новгород Великий строился по-особому. Если большинство городов строились на крутом берегу реки (Киев над Днепром, Ярославль над Волгой, Владимир над Клязьмой, Новгород-Северский над Десной, Путивль над Сеймом), то Новгород строился по низким берегам Волхова. В этом его отличие от большинства других русских городов.
В древнерусских городах было тесно, но из города были всегда видны широкие просторы. Это было характерно и для древнего Новгорода, хотя стоял он на низких берегах. Из центра города, от ворот Детинца, было хорошо видно Ильмень-озеро. Видно его было и с кровли Хутынского собора. Озеро как бы стояло над городом и готово было пролиться и затопить Новгород. Вид на Ильмень не только замечался древними новгородцами, но и ценился, что отражено в былинах.
Дмитрий Лихачев в «Письмах о добром» отмечает, что Новгород со всех сторон был окружен полями, по горизонту вокруг Новгорода шел «хоровод церквей», частично сохранившихся еще и по сей день. Академик упоминает существующее сейчас и примыкающее к Торговой стороне Новгорода Красное (то есть красивое) поле. По горизонту этого поля как ожерелье виднелись на равных расстояниях друг от друга церкви: Георгиевский собор Юрьева монастыря, церковь Благовещения на Городце, Нередица, Андрей на Ситке, Кириллов монастырь, Ковалево, Волотово, Хутынь. Ни одно строение, ни одно дерево не мешало видеть этот роскошный венец, которым окружил себя Новгород по горизонту, создавая незабываемый образ освоенной, обжитой страны — простора и уюта одновременно. По словам Лихачева, долг современных градостроителей перед русской культурой — не разрушать этот идеальный строй Новгорода, а поддерживать его и творчески развивать.
Академик Лихачев в «Письмах о добром» указывает, что новые центры старых городов должны строиться вне старых, а старые должны поддерживаться в своих наиболее ценных градостроительных принципах. Эти градостроительные принципы были, и их не следует разрушать. Архитекторы, строящие в старых городах, должны знать историю «своих» городов и чувствовать их красоту.
По словам Лихачева, невозможна также никакая стилизация. Стилизуя, мы убиваем старые памятники, мы делаем их трудно отличимыми от новых, мы вульгаризируем, а иногда невольно пародируем соседнюю подлинную красоту. Если необходимо строить среди старых домов, то новый дом должен быть «социален», он должен сохранять вид современного здания, но не конкурировать со старой застройкой ни по высоте, ни по своим прочим архитектурным модулям. Должен сохраняться тот же ритм окон, этажей, должна быть согласована окраска.