Сегодня мы пообщались с Александром Ершовым — одним из новгородских любителей велосипедов с фиксированной передачей (fixed-gear). Любителей фиксов в Великом Новгороде не так много, но они есть. Кто знает, может быть после публикации этого интервью их станет больше. Александр рассказал нам о своём велосипеде и об особенностях езды на фиксе.
— Саша, у тебя полностью кастомный велик, такой нигде не купишь. Как пришла идея собрать свой фикс?
— Всё получилось довольно спонтанно. Как ты знаешь, я катаюсь на роликах уже не первый год и пересесть на fix меня подтолкнула нехватка адреналина 🙂 Да и случай сыграл не малую роль. Мой друг Павел, это был первый хозяин велосипеда, который впоследствии претерпел «небольшой апгрейд» решил избавиться от своего любимца и предложил его мне по символической цене. Не смог удержаться от этого заманчивого предложения и купил своего красавца. На тот момент он был стоковым Fuji и мне очень хотелось его переделать. Идея такой расцветки родилась когда я увидел потрясающее сиденье Fizik Antares жёлто-зелёного цвета. Ну, собственно, и завертелось.
Fixed Gear в Великом Новгороде
— Единомышленники появились после этого или у них уже были такие велосипеды? Как вы нашли друг друга?
— На тот момент когда я, наконец, собрал fix у меня из знакомых было 3 человека. Знаю этих людей давно, вместе росли. В этом году появилось еще 2 fix, что мне известно. Это мой и ещё одного друга, комплит1 CINELLI (белый), наверное, видел в городе.
Александр Ершов со своим фиксом
— Какие сложности были при сборке фикса? Где заказывал комплектующие?
— Сложностей никаких не было. Можно сказать, что я вырос с гаечным ключом. Помню как ещё мальцом чинил свой первый велосипед, смазывал его литолом чтобы не скрипел 🙂 Пригодилось моё образование машиностроения 🙂 С комплектующими были сложности. На вскидку приходит 3 места откуда возил для своего велосипеда запчасти. Что-то делал сам вручную, что-то просил знакомых. Адреса магазинов говорить не хочу, скажу только территориально: Германия, Англия, США.
Прототип fixed-велосипеда
— Как дорого обошлось создание этого велосипеда?
— Какие каверзные вопросы ты задаешь 🙂 Скажем так, не дёшево. Стоимость запчастей — это одно, а их поиски, покупка и переживания за доставку — это другое. Потрачено много денег и времени.
Александр Ершов на фиксед-велосипеде
— Есть какие-то особенности в конструкции? Что-то необычное?
— Всё как у всех, ничего необычного нет. Разве что шильдик впереди ручной работы.
Шильдик ручной работы на руль велосипеда «Live Fast Ride Hard»
— Прототип был выбран только по внешним параметрам или ещё по каким-либо данным?
— Если подходить грамотно, то рама собирается под заказ конкретного человека, под его рост, длину ног, рук и так далее. Но так как это бывший комплит Fuji, то тут важен только рост 🙂 Благо он у меня как раз подошёл под раму.
— Что для тебя важнее: стиль или спортивные характеристики байка? Ты на белковой диете, это связано с ездой на фиксе?
— Для меня важно удовольствие, которое получаю от поездки на fix, выкладываться по полной, чувствовать как твои мышцы работают и сливаются с железом в одно целое, это непередаваемые ощущения. А кто тебе сказал про белковую диету? Да, ты прав. Дело в том, что я не только катаюсь на fix, но ещё и посещаю спортзал. Сам понимаешь, затраты энергии колоссальные, поэтому приходится следить за рационом, правильно и сбалансировано питаться, хотя это нельзя назвать белковой диетой.
Жёлто-зелёный фикс
— Как ты используешь велосипед: как транспорт, для прогулок, в спортивных целях, ещё как-то? Может быть он заменяет тебе автомобиль или является альтернативой в определённых ситуациях?
— В самом начале я использовал велосипед для «прогулок». У меня есть машина и большую часть времени езжу на ней. Но случилось так, что попал в аварию и машина была в ремонте. И тут ощутил всю прелесть велосипеда. Нужно было решать вопросы с ремонтом — на помощь мне пришёл мой верный друг, я без труда передвигался по городу, мне это нравилось. Когда вернули машину, честно, я уже не хотел садиться за руль. Заменит ли он автомобиль? Хочется в это верить. Что же, поживем — увидим, как говорится.
— Велосипед быстрый, какую максимальную скорость развивал?
— Если честно, то уже привык к скорости, и он мне не кажется таким уж быстрым. Максимально, что удалось зафиксировать по GPS, если верить этим данным, то 71 км/ч. Мне кажется что меньше. Во всяком случае, 60 км/ч точно ехал, проверяли с машиной 🙂
Трек поездки, в которой была зафиксирована максимальная скорость
— Насколько велосипед такого типа приспособлен для города? Удобно ли на нём ездить по городу, по городским улицам? И, кстати, в чём отличие от велосипедов других типов, в плане езды (как тормозить и тому подобное)?
— Изначально, как ты понимаешь, данный велосипед был предназначен для трека2, но данная рама отлично подходит для города, тут нет оверлап3. Хотя люди и с ним неплохо передвигаются в городских условиях, дело привычки. В нашем городе есть такой человек (Саня, привет). Ещё один нюанс — отсутствует свободный ход педалей4. Тормозить на нём очень просто — блокируешь ногами педали (получается скид5) — вот и готово. Есть передний тормоз. По большому счету, его давно нужно было снять. Не раз летал через руль из-за него. По этой причине им не пользуюсь и он максимально расслаблен. Привычка ещё осталась в случае экстренной ситуации, всё ещё с ней борюсь.
Трековый велосипед в Великом Новгороде
— Что посоветуешь тем, кто заинтересовался и захотел ездить на фиксе?
— Хочу посоветовать подумать ещё раз, нужно ли оно вам? Fix очень травмоопасен и думать что вас это не коснётся — большое заблуждение. В этом году машиной сбило моего друга (fix Dodichi, вилка из карбона раскололась, рама погнулась). Сам он, слава Богу, цел. Был на больничном 22 дня. Желаю Павлу окончательно поправиться и в следующем году присоединиться к нам. Саня (ездит с оверлап) упал делая скид и сломал себе зуб, да и глаз подбил — был как у терминатора. Мне пока везло. Было дело, падал, разбивался в кровь, чуть не забивало машиной раза три. Но последний раз было действительно страшно. Это случилось на Колмовской набережной. Ехал с приличной скоростью и один не очень внимательный водитель на синей Шевроле с наклейкой Adidas на заднем стекле решил повернуть в сторону Эльдорадо (со встречной полосы), не убедившись при этом в безопасности манёвра (случись авария — он виноват, но меня это не спасло) подставил бок своего автомобиля. Мне повезло, смог увернуться, вылетел на бордюр, остался цел. Потерял задний фонарь, а с ним и чувство безопасности на дорогах. Сейчас всё реже выхожу на проезжую часть, только если сильно спешу. Как сказал один мой друг — «каждый день, проведённый на fix — это война, и ты не знаешь, придёшь ли ты домой сегодня или нет».
— Существенны ли отличия покупного и кастомного фикса?
— Принципиальных отличий нет. Тут всё зависит от степени ваших финансов. Можно не запариваться и заказать собрать fix на заказ. Будет дороже, чем если бы собирали сами. Но если нет времени и умений, то это отличный выход. Хотя начинать лучше с простого комплит.
— Что хочешь пожелать новгородским велосипедистам? Или, может быть, всем новгородцам?
— Хочу пожелать новгородским велосипедистам как можно меньше травм, отличного настроения и самое главное — занимайтесь спортом и будьте здоровы!!!
— Спасибо, Саша, за подробные ответы! Будь осторожен на дорогах.
Евгений Нефедов, «Велосипедизация Великого Новгорода»
1 комплит (complete — готовый, собраный) — велосипед заводской сборки
2 фиксед-велосипеды появились благодаря трековым гонкам, но сегодня многие считают фикс самой хипстерской моделью велосипеда
3 оверлап (overlap) — задевание обуви, туклипсы или педали за переднее колесо во время поворотов (так как на треках поворачивать рулём не нужно)
4 отсутствие свободного хода — постоянно крутятся педали, если крутится заднее колесо
5 скид (skid) — вариант торможения (он же «скиддинг»), когда заднее колесо блокируется усилием сопротивления ног на педали, и велосипед идёт юзом
Kukuruku
21.08.2013 12:23
сейчас модно одеваться под цвет велосипеда)
Евгений
21.08.2013 13:33
Kukuruku, так как велосипед собирался самостоятельно, то, думаю, и образ складывался изначально. Тут велосипед и велосипедист – единый образ. В этом особенность. Хотя и просто одеться под велосипед – вполне логично 🙂
Александр
21.02.2014 00:11
Фикседы крутая штука, хоть и травмоопасная. Давненько хотел приобщиться к данному течению. Друзья никто не поддержал сказали убивайся сам). Сейчас собираю себе первый фикс на раме и комплектухе трекового ХВЗ спорт, хочется получить винтажный вел, посмотрим что получится)…
Всем не падать…
Валерий
18.09.2015 23:36
Прежде чем пересесть на скоростной фикс или синглспид, дважды подумайте, это не для всех, за один сезон, меня сбивала машина, падал на дороге из-за неадекватных водителей, нерегулируемые перекрестки самое страшное, что у нас есть в стране.