Как древние люди двигали каменные горы — без кранов и магии

Как работали древние люди
Технологии, применявшиеся при строительстве пирамид, не всегда поддаются интуитивному объяснению. При этом сохранились не только изображения, но и записи, например, дневник Мерера — строительный журнал времён пирамиды Хеопса. Известно, что каменные блоки по 2–5 тонн египтяне доставляли по Нилу — на баржах, через шлюзы, с учётом сезонного подъёма воды. Но и это лишь часть решения. Об этом пишет дзен-канал «Популярная наука».
Перемещение блоков по суше сопровождалось смекалкой, достойной инженерного факультета. На фресках XII династии изображён человек, поливающий песок перед санями — приём, снижающий трение почти вдвое. Эксперименты показали: если сухой песок требует усилий сотен людей, то влажный позволяет справиться меньшими силами. Ещё один найденный приём — использование пандусов и верёвочных систем, своего рода прообразов шкивов и кабестанов. Такие устройства, обнаруженные в карьерах, позволяли перемещать глыбы на высоту и точно укладывать их на место.
В ливанском Баальбеке камни достигают массы в 1200 тонн — больше, чем у большинства современных мостовых пролетов. Транспортировка этих блоков производилась с каменоломен, расположенных выше по склону. Гравитация работала на строителей. Спуск обеспечивался за счёт уклона, брёвен, канатов и деревянных лебёдок. Важно было не столько тянуть, сколько точно направлять — и на этом этапе вступала в дело продуманная механика.
Следы транспортных платформ, элементы блоков и полиспастных систем, найденные археологами, подтверждают: даже такие массы укладывались без машин — только за счёт физики и трудовых ресурсов. Некоторые приёмы — например, подкладка каменных шаров — перекочевали из одной цивилизации в другую и доказывают универсальность решений.
Монументы вроде Стоунхенджа или испанского дольмена Менга не столь тяжелы, как Баальбек, но их логистика вызывает уважение. Камни для британского комплекса доставлялись из Уэльса — за 220 км. Причём движение шло не только по суше: использовались и реки, а сами сани смазывались жиром для снижения трения.
В Испании же, напротив, снова выигрывал рельеф: камни спускались по склонам — никакой телепортации, просто грамотное использование уклонов и инерции. И это повторяется по всему миру: если можно катить вниз — никто не поднимает вверх.
Пример ближе к современности, но не менее впечатляющий — Гром-камень, ставший пьедесталом Медного всадника. Весом более 1500 тонн, он обошёл по массе даже баальбекские блоки. И был доставлен по болотистой местности без кранов и асфальта. Только расчистка пути, платформа на бронзовых шарах и мускулы сотен людей. Документальные свидетельства позволяют изучить эту операцию шаг за шагом — и убедиться, что её основой были расчёт и упорство.
А вот Перу — совсем другой случай. Крепость Ольянтайтамбо строилась на высоте, на террасах, с использованием каменных блоков до 90 тонн. Колёс не было. Лошадей — тоже. Грузы доставлялись через реку, с противоположной стороны долины, вверх по склону. Некоторые глыбы так и остались на полпути — будто строители не выдержали. Учёные пока не смогли воспроизвести эти маршруты ни на брёвнах, ни на санях. Особенно остаётся загадкой, откуда инки брали чёрный базальт — в округе его нет.
Плотная подгонка камней — ещё один повод для мифов. Но на деле всё объясняется повторной обработкой, абразивами вроде песка и ручным трудом. Нож не пролезет между блоками? Значит, кто-то годами бил по камню долотом. Сегодня это кажется невозможным, но древние не были ограничены дедлайнами — у них был ресурс, которого вечно не хватает сейчас: время.
Иногда звучат версии о кислотах, плавящих камень, или об устройствах, оставленных инопланетянами. Но суть в другом. Не в том, что древние знали больше, а в том, что они по-другому относились к труду. Где сейчас включается мотор, тогда включались расчёт и коллективное усилие.
Ранее мы рассказывали про египетские похождения.
Фото pxhere
