Специалисты Института археологии РАН исследовали фундаменты собора Бориса и Глеба. Этот храм был построен в XII веке на территории Детинца в Новгороде и был утрачен в XVII веке. Остались лишь участки фундаментов и нижних частей стен, полностью скрытые под современной поверхностью земли.
Сетевое издание «Генплан Великого Новгорода» уже сообщало о возобновлении раскопок в кремле. А археологи сообщили о том, как был устроен фундамент храма и почему он выдерживал высокие каменные стены.
Археологи раскрыли фрагмент валунного фундамента, в основе которого, как оказалось, находились дубовые лежни (толстый брус), скрепленные железными кольями и скобами между собой. Технология характерна для византийского строительства. Она встречается лишь в домонгольских каменных храмах на территории Средневековой Руси.
Напомним, сохранившийся маленький храм Андрея Стратилата когда-то был приделом каменной церкви Бориса и Глеба. В древнем же Новгороде Борисоглебский собор был одним из важнейших храмов, выделявшихся как своими размерами, так и значением для жителей Новгорода. Строителем церкви новгородские летописи называют Сотко Сытинича, которого считают прообразом былинного Садко. В этом храме хранились перуновы палицы, которые сброшенный идол Перуна, проплывая по Волхову, забросил на новгородский мост, и которые были впоследствии сожжены митрополитом Никоном.
В ходе раскопок 2024 года археологи раскрыли основания разобранной части фундамента и выявили его конструкцию. Были расчищены дубовые лежни. Средневековые строители укладывали лежни на дно фундаментных рвов и засыпали их валунами, а сверху скрепляли эту конструкцию раствором. Таким образом создавалась армирующая кладка фундамента, которая обеспечивала одинаковую усадку по всему сооружению.
Наличие в Борисоглебском храме валунного фундамента с системой деревянных лежней однозначно говорит о том, что храм был построен высококвалифицированным зодчим, перенявшем мастерство либо у византийских мастеров старшего поколения, либо у их учеников. Это последний древнерусский домонгольский храм, построенный с использованием этой технологии. После монгольского нашествия этот строительный прием уже не используется. Вероятно, старые мастера ушли и не успели передать секреты своего мастерства молодым.