Эксперты приняли решение о необоснованности включения причала у пешеходного моста в Великом Новгороде в реестр объектов культурного наследия. При этом возможно включение причала в предмет охраны и территорию объекта культурного наследия регионального значения — бывшего караульного дома команды путей сообщения (Софийская набережная, 15). Приводим исторические сведения о причале и о бывших и существующем мостах через Волхов в этом месте из экспертизы.
Территория между кремлём и рекой Волхов всегда играла большую роль в градостроительной, военной и торговой сферах средневекового города. Здесь с XI века существовал деревянный мост, получивший название Великий, соединяющий Софийскую и Торговую стороны Новгорода с главными их комплексами Детинцем и Ярославовым дворищем.
Прибрежная территория в начальный период заселения была затопляемой, покрывалась настилами. Упомянутый в летописном «Уставе о мостах» XIII века весь берег от Владимирских ворот до Великого моста принадлежал новгородскому архиепископу. Вдоль берега шла деревянная мостовая на сваях, замыкавшаяся с одной стороны у церкви Святого Образа Новинскими воротами, с другой — Розважской башней. Эта мостовая была своеобразным мостом на затопляемом берегу, поэтому плотной застройки здесь долгое время не было.
Позднее, возможно при строительстве Земляного города (оборонительных сооружений вокруг кремля, Малого земляного города) в конце XVI века, направление моста несколько изменилось, в результате чего он приобрел криволинейное очертание и стал называться Кривым. Мост соединял крайние бастионы — Никольский и Новинский, позднее известные как «Весёлая» и «Екатерининская» горки. Традиционная неизменяемость границ землевладений в Новгороде позволяет нам предполагать большую древность пользования новгородскими владыками этой территорией. Береговой ландшафт с востока от крепостных стен представлял собой обводненное понижение: при половодьях или осенних затяжных дождях небольшие возвышенности с отдельными постройками «превращались» в труднодоступные островки. В XVI века на Нижнем островке вдоль владычного берега селились владычные люди, неподалёку размещалась ямчужная (селитерная), варница и баня, принадлежавшие великому князю. Считалось, что на Острове традиционно жили иконописцы, комплекс построек Владычного островка, принадлежал Дому Святой Софии.
При госпитальном доме Владычного или Нижнего острова в 1706 году построена церковь Живоносного источника. В XVIII века там располагались каменные служебные постройки со складскими помещениями (каменные постройки Владычного городка существовали вплоть до середины XX века, разрушенные в ходе военных действий, были разобраны). Поблизости с рассматриваемым участком берега находится арочный проход в крепостной стене — Водяные ворота, через них в древности осуществлялось пополнение водных запасов в период осад крепости. Для защиты стратегического источника и крепостных ворот в XVII веке был построен Тайничный городок — небольшая деревянная крепость с двумя наугольными башнями. В ней размещался колодец, охраняемый стрельцами.
На одном из первых планах города существует изображение деревянного Волховского моста с каменной береговой частью у Пречистенских ворот Детинца. Строительство каменного въезда было начато в 1697 году и закончено в 1700 году. Это сооружение в дальнейшем стало основой для закрепления главной оси градостроительного развития города.
В 1763 году был опубликован екатерининский указ «О сделании всем городам, их строению и улицам специальных планов по каждой губернии особо». Его осуществление было возложено на «Комиссию каменного строения Санкт-Петербурга и Москвы», которая разработала и генеральный план Новгорода, утверждённый Екатериной II 16 июня 1778 года. На плане на левом берегу Волхова отмечены два разновеликих массива застройки (больший из них Владычный городок), большая часть берега сразу ниже моста отделена изогнутой линией вдоль кремлёвских стен — по-видимому, эта территория затапливалась и поэтому оставалась незастроенной. Такая же ситуация отмечалась и на последующих планах Новгорода вплоть до двадцатых годов XIX века.
В 1825-1831 годах в Новгороде через реку Волхов был построен первый мост на каменных устоях (автор проекта К.Я. Рейхель). До этого времени со времён средневековья существовала практика возводить деревянные мосты срубной конструкции.
Возведению моста сопутствовала комплексная реконструкция окружавшей застройки, обновила её архитектурный облик и создала заметную и важную в градостроительном отношении ось, центральным звеном которой являлся новый мост. С южной стороны была построена (на месте прежней) часовня Чудного креста и домик для лиц, обслуживающих мост. Оба эти здания располагались при въезде на мост у берега Волхова, как бы образуя пропилеи.
Конструкция моста состояла из десяти отдельно стоящих опор и двух береговых устоев. На каменные устои опирались деревянные перекрытия. Центральные пролёты моста соединили деревянными арками. Крайние пролёты (по три с каждой стороны) соединили «раскосным» способом в форме трапеции. Второй пролёт от Торговой стороны имел подъёмное устройство для прохода мачтовых судов. Щитовые перекрытия поднимали с помощью зубчатых колёс и цепей. Деревянное мостовое перекрытие при необходимости могло быть заменено более прочным каменным или металлическим, что в результате и было сделано в конце XIX — начале XX века.
В 1888-1891 годах были заново устроены перекрытия разводной части моста. Из-за неудовлетворительного состояния конструкций моста в 1892 году пришлось соорудить временный объездной мост свайной конструкции рядом с прежним. Он соединялся под углом с разводной частью, переустроенной в 1891 году.
В 1895 году Товарищем Министра Путей Сообщения были утверждены «Правила плавания для судов и лесных гонок, следующих с озера Ильменя, реки Мсты и Сиверсова канала по реке Волхов к Новгороду или далее сего пункта», закреплён порядок прохождения любых суден по Волхову из озера Ильмень. Строгое регулирование судового движения предписывало очерёдность прохождения через пролёты Новгородского моста, порядок остановок и мест швартовки к бакенам или причальным столбам у левого берега реки Волхов ниже моста (столбы видны на открытках и фотографиях; видна изогнутая в сторону крепостных стен береговая линия). При этом пропуск мачтовых судов через разводную часть моста — второй пролёт от Торговой стороны производился только в ночное время (с 1 часа ночи до 6 часов утра).
Разгрузка или нагрузка в Новгороде производилась, в основном, выше моста. На рубеже XIX-XX веков существовала следующая организация городской акватории реки: две пассажирские пристани общества пароходства по Волхову находились на правом берегу; пристань Министерства путей сообщения располагалась напротив Путевого дворца (ДК Васильева); пристани для разгрузки и нагрузки судов на Софийской стороне находились выше и ниже моста (территория пляжа и участок напротив Владимирской башни кремля); к северу от моста отводились места для стоянки судов, останавливающихся после прохода моста.
Со временем конструкции моста 30-ых годов XIX века обветшали и встал вопрос о его замене. Проект нового моста разработал в 1899 году инженер Министерства путей сообщения Г.Н. Соловьёв. По проекту от прежнего моста оставлялись пять быков (опор) и два береговых устоя. Три быка предполагалось разобрать. По сравнению с прежним, новый мост имел меньше пролётов: пять в постоянной части и три в разводной. Перекрытие устраивалось металлическое. Пролёты постоянной части перекрывались балочными металлическими фермами подвесной конструкции. После испытания конструкций мост был принят в 1902 году. Очертания береговой линии с юга от моста оставались по-прежнему искривленными, образующие небольшую гавань с низкими берегами.
Из документов стало известно, что в первые годы XX века на реке Волхов производились землечерпательные работы. Они заключались в углублении реки Волхов вдоль строившейся на левом берегу реки в Новгороде каменной набережной. Подводная часть набережной закончена строительством в августе 1904 года. Основной объём набережной возведён в 1905 году. За всю кампанию землечерпательница вынула около 930 кубических метров грунта и сделала прорез длиной около 190 метров и шириной приблизительно от 4,5 до 8,5 метра. Толщина слоя выемки изменялась от 0,8 до 1,5 метра. Вынутый грунт отвозился на расстояние от 0,5 до 3,2 км и сваливался сначала около левого берега реки ниже города, затем в вымоину ниже третьего быка моста, и употреблялся на образование перемычки в виде вала, вдоль строящейся набережной; в дальнейшем, вынутая землечерпанием земля отвозилась на насыпь, устраиваемую для возвышения местности, прилегающей к набережной, так как набережная устраивалась в котловине. Сваливаемый на насыпь грунт разравнивался и трамбовался Волховской командой.
Существуют сведения, что для строительства рядом с мостом каменной набережной «для причала казённых судов» применены неиспользованные при постройке моста 1902 года старые гранитные облицовочные камни. Длина набережной равнялась 30 саженям или 64 метрам. Стоимость работ определялась в 9208 рублей 53 копейки. Одна шестая часть стенки была просто декоративной — для соединения опоры моста с причалом. Стенка была устроена на свайном ростверке. Так как камни имели разную величину, то их устанавливали горизонтальными и вертикальными «цепями» чтобы не перетёсывать, а промежутки между ними заполняли бутовым камнем «с расшитыми чисто швами». Для того, чтобы борт парохода не ударялся об камни, были установлены отбойные брусья (до последнего времени их остатки ещё сохранялись, теперь видны лишь металлические крепления).
Во время Великой Отечественной войны мост был разрушен, домик для лиц, обслуживающих мост (здание «Караульного дома»), пострадало, вероятно, в незначительной степени. Находясь в узловом для жизнеобеспечения города месте, было восстановлено в первую очередь. На фотографиях первых послевоенных лет заметно упорядоченное размещение служебных построек и работа грузовой баржи у причальной стенки по подъёму фрагментов моста.
Согласно Первому Генеральному плану восстановления послевоенного Новгорода, на месте разрушенного моста планировалось построить новый автомобильный. Однако, уже разработанный проект в конце 40-ых годов был отклонён. Строительство же пешеходного моста от кремля (Детинца) к Ярославову дворищу было отложено на неопределённый срок.
В 1977 году на градостроительном совете в Новгороде были представлены эскизные предложения по строительству пешеходного моста через реку Волхов. Рассматривались два варианта, разработанные Воронежским филиалом института «Гидрокоммундортранс»: вантовой металлической конструкции и железобетонной, сборной с видом монолитного моста. В ходе заседания было решено за основу принять вариант железобетонного моста, проработать береговые части, сходы; сделать минимальные отметки моста по высоте; проработать образ (силуэт, пластику, освещение, ограждение).
В 1978 году при рассмотрении технического проекта моста впервые был поставлен вопрос о необходимости согласования проекта сооружения с Министерством Культуры, так как объект будет расположен в охранной зоне памятников истории и культуры. Решение градостроительного совета было отрицательное, потребовалось очередное представление уточнённого проекта.
Позднее, в 1980-ые годы, архитектурно-планировочной мастерской №3 института «Гипрогор» были разработаны новые проектные предложения. Представлено два варианта планировочного решения. Первый вариант — это сохранение расположения моста в створе проездной арки (Пречистенской). Второй вариант — строительство моста на 25 метров севернее, что было обосновано техническими причинами — отсутствием мешающих строительству подводных опор, а также возможностью «спрятать» мост по отношению к основным видовым точкам со стороны кремля на Ярославово дворище. Приоритетным выбран первый вариант: видовые площадки со стороны кремля и у Ярославова дворища решаются в двух уровнях — нижней и верхней набережных. У кремля существующая видовая площадка расширяется и дополняется удобными пандусами и лестницами, ведущими на нижний ярус набережной. Существующий дом начала XIX века сохраняется и используется для целей обслуживания туристов.
В 1983 году был подготовлен новый проект новгородского Пешеходного моста. Авторы — инженеры Ленинградского института «Ленпромтранспроект». Были изменены конструкция и архитектура самого моста. В 1985 году было начато строительство нового пешеходного моста. Был сооружён неразрезной трехпролётный балочный мост с криволинейными (арочными) очертаниями нижнего пояса. Разработкой проекта занимался Ленинградский институт «Промтрансниипроект» под руководством Е.П. Арсентьева. Архитектурную часть исполнили специалисты «Новгороджилкоммунпроекта». Строительные работы вёл мостоотряд №75. От моста Рейхеля, построенного в 1825-1831 годы современные мостостроители сохранили два каменных устоя, которые послужили опорой для новых железобетонных перекрытий.
До 1987 года на обоих берегах в местах въезда на мост сохранялись смотровые площадки, огороженные белыми бетонными перилами с балясинами. В 1988 году пешеходный мост был построен и сдан в эксплуатацию.
В 1989 году по заказу генеральной дирекции «Новгородреконструкция», в ходе выполнения Постановления Совета Министров СССР от 17 сентября 1988 года №370 «О комплексной реконструкции памятников истории и культуры в городах Новгороде и Пскове» государственным институтом проектирования на речном транспорте Ленгипроречтранс в рамках «Концепции развития туризма в Новгородской области» разработаны «Схемы пассажирских туристических перевозок в городе Новгороде и области на перспективу до 2005 года». Управлением архитектуры и строительства Новгородского облисполкома от 9 июля 1990 года выдано архитектурно планировочное задание №42. Задание обсуждалось с привлечением представителей производственной группы охраны памятников и главного архитектора проектов НФИ «Спецпроектреставрация». После замечаний задание было откорректировано.
При выборе площадки Кремлёвского причала рекомендовано разместить её «на участке существующей вертикальной набережной (ниже по течению) левобережного устоя пешеходного моста, используя для этого существующую набережную, либо продлив её в сторону от существующего наплавного причала. Причал предлагалось построить с примыканием к нижнему (по течению реки) участку существующей вертикальной набережной у вновь построенного пешеходного моста. Набережная реконструируется (полностью перестраивается) с сохранением существующей линии и кордона. Причальную
часть набережной из архитектурных соображений и, исходя из оптимальных условий сопряжения с естественным берегом, предлагалось выдвинуть на 5 метров «в воду». Причал и другие элементы композиции (лестницы, подпорные стенки, парапеты и тому подобное) отделать гранитом по цвету и фактуре аналогичным отделке моста, построенного по проекту института «ПромтрансНИИпроект». Проект не был реализован.
Таким образом, изучаемый объект (причал), по крайней мере, дважды подвергался угрозам уничтожения, его фактическая значимость определялась как малая архитектурная форма с утилитарными функциями.