Московский архитектор оценил камерность новгородских «Пяти углов» и назвал минусы пространства

Вместо парковки и заборов он предложил там сделать комфортную для человека среду.

Камерным общественным пространством назвал московский урбанист Андрей Елбаев площадь на перекрёстке улиц Большой Санкт-Петербургской, Предтеченской и Козьмодемьянской в центре Великого Новгорода, именуемую новгородцами «Пять углов».

Этому пространству в видеосюжете архитектора, смонтированному по итогам недавней поездки в Великий Новгород, посвящён довольно большой фрагмент. Он отметил камерность места, которую сводят на нет много асфальта, парковка, заборы и отсутствие благоустройства.

— Среда, чисто генетически, с точки зрения вот этой застройки, которая окружает пространство, очень классная здесь, но благоустройство, вот то, что между зданий, вообще не классное. Есть над чем работать, — пояснил урбанист, отметив наличие потенциала места, который не раскрыт.

Он также отметил красоту домов по периметру площади, за исключением некоторых мелких проблем с рекламой в дверях, и предложил поработать с границами проезжей части, убрав парковку.

— Вот что-то пытались явно сделать с человеческими потоками, — комментирует Андрей Елбаев, глядя на пешеходные ограждения, столбики и пересекающиеся старую и новую «зебры». — Очевидно, «зебра» раньше шла вот так и здесь загородились с помощью заборов и делинеаторов. Попытались как-то иначе пустить пешеходные и транспортные потоки, но, мне кажется, пока что какой-то гармонии найти не получилось.

Напомним, оборудовать светофорными объектами и парковкой, а вместе с ними пешеходными ограждениями, «Пять углов» решили в 2019 году. До этого парковка здесь, на асфальтовом поле, была не законная стихийная.

Пять углов
«Пять углов» в Великом Новгороде до изменения схемы движения. Фото сетевого издания «Генплан Великого Новгорода».

Урбанист допустил, что после его рассуждений у многих может возникнуть вопрос о том, как быть с парковками в центре города, которые очень нужны. Он пояснил, что полностью ликвидировать парковки не нужно и никто к этому не призывает. По его словам, парковки следует оставить вдоль улиц и это совершенно нормально, так как является дополнительным барьером между пешеходной, зелёной зоной и проезжей частью. Вместе с этим он сказал, что парковок в центре города не должно быть много, чтобы не стимулировать использовать там автомобиль.

— Когда парковка будет очень чётко размечена и когда её будет какое-то ограниченное количество, часть людей, которые могут себе позволить в центр города не ехать на автомобиле — не будет ездить на автомобиле и это совершенно нормальный процесс, — пояснил он. — Кроме того, в Новгороде, я вижу, довольно много людей пользуются велосипедами и, возможно, это ответ на вопрос как можно добраться в центр города не на автомобиле. Тем более, что сам город не такой уж и большой и достаточно плоский.

Также, по словам Андрея Елбаева, в процессе изменений всегда будут возмущения, будут недовольные, что совершенно нормально. Позже, если пространство реорганизовано успешно, там будут ходить люди, которые ходят пешком по городу, и им это будет нравиться. Люди к этому привыкают и с такими новыми правилами мирятся и вообще в целом обнаруживают, что живут более комфортно в более приятном городе для всех, а не только для тех, кто перемещается по городу на автомобиле.

Пять углов
«Пять углов». Кадр из видео Андрея Елбаева.

Напоследок он высказал ещё одну мысль по этому пространству.

— Что делает это пространство реально классным — это то, что здесь есть это вот ощущение камерности. Я о нём всё время говорю и, мне кажется, почему нам очень сильно не хватает, когда речь заходит об общественных пространствах, потому что все пространства в советское время были очень сильно расширенные и нам не хватает камерности. Не хватает комфортной для человеческого восприятия ширины. И вот здесь вот она есть. Поэтому у любого общественного пространства, которое могло бы возникнуть вот тут, она бы ощущалась. Вспомните парк Горького, Крымскую набережную, Зарядье (я московские примеры привожу потому, что живу в Москве). Вот там классное благоустройство, но нет бортов, нет ощущения какого-то комфорта, защищённости, а вот здесь оно есть, но нет классного благоустройства.