Архитектор (урбанист, градостроитель, городской планировщик) Андрей Елбаев, сотрудник КБ Стрелка, разместил видео о Великом Новгороде, снятое во время визита осенью 2020 года.
В 40-минутном сюжете он показывает Великий Новгород глазами урбаниста, говорит о генеральном плане по указу Екатерины II, смешанном использовании в центре, городской среде и благоустройстве, киосках и приямках, размерах кварталов и уплотнении.
Прогуливаясь по улице Розважа со стороны Кремлёвского парка в центре Великого Новгорода, урбанист захотел выпить кофе и увидел на другой стороне улицы кофейню.
— Иду вдоль парка, очень хочу выпить кофе, и вижу, что есть кофе напротив и есть улица [Тихвинская], справа квартал и слева. Я хочу перейти и купить кофе. Здесь есть, вернее был когда-то, переход. Об этом можно судить по вымощенной дорожке здесь и с той стороны тротуар тоже понижен, но поставили забор и ухудшили пешеходную связность в центре города, — говорит урбанист. — Города бывают разными и центры бывают разными, но конкретно в Великом Новгороде, в городе который заслуженно претендует на высокий туристический поток, и этот поток в основном концентрируется в центре города, и туристы как раз входят в те группы людей, которые любят ходить по городу пешком, вот в таком городе приоритизировать автомобильное движение над пешеходами, мягко говоря, глупо.
Порассуждав о том, что за кофе ему придётся идти целый квартал в одну, либо в другую сторону, он решил перейти прямо в створе Тихвинской улицы, где раньше был переход. К тому же, оказалось, что вокруг забора уже протоптана тропинка.
— Почему я это делаю? Да потому что меня побудили. Вот так вот. Пытаясь сделать более безопасное пространство, в итоге побуждают людей переходить в неположенном месте.
Кофе урбанист добыл и пошёл гулять по городу дальше. Напомним, пешеходный переход на Розваже был ликвидирован по решению городской комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения как очаг аварийности в марте 2020 года. Это вызвало общественный резонанс и транспортные чиновники городской администрации сказали, что переход ликвидирован временно, до разработки новой схемы организации дорожного движения. Однако, новая схема уже разработана и предусматривает создание там регулируемого пешеходного перехода с вызывной фазой для пешеходов, но вместо этого в комиссии думают о продлении ограждений.