Петербуржец Максим Соболевский рассказал, как ездить на велосипеде и не выглядеть при этом спортсменом или полярником

Велосипед для меня — это, в первую очередь, удобный вид транспорта. Я стараюсь использовать его так часто, как это возможно. При этом, я считаю, что велосипед не должен принципиально влиять на то, как мы одеваемся. Мне хочется всегда выглядеть определённым образом и не зависеть от того, иду я пешком, добираюсь на метро или еду на велосипеде.

Я понимаю, что большинству эти советы покажутся странными и избыточными. Для многих самым простым решением для зимней поездки будет надеть сноубордические штаны и пуховик, нахлобучить шапку-ушанку и обмотаться огромным шарфом. Так уж вышло, что в моём гардеробе почти нет вещей, сшитых после 40-х годов XX века. Я не люблю деним, синтетические дутые куртки и спортивную обувь. Может быть, есть ещё такие люди, и то, что я расскажу, может им пригодиться.

Велосипед для меня — это, в первую очередь, удобный вид транспорта. Я стараюсь использовать его так часто, как это возможно. При этом, я считаю, что велосипед не должен принципиально влиять на то, как мы одеваемся. Мне хочется всегда выглядеть определённым образом и не зависеть от того, иду я пешком, добираюсь на метро или еду на велосипеде.

С наступлением холодов на выбор одежды приходится тратить больше времени. Но это стоит того, ведь если я еду на работу на общественном транспорте, то просыпаться приходится раньше, потому что ехать на нём дольше. К тому же, если у меня несколько дел вечером в центре, велосипед — единственный способ везде успеть.

Как ездить на велосипеде и не выглядеть при этом спортсменом или полярником

Велосипед.
Я не использую зимнюю резину, мне вполне хватает того, что я еду по снегу и льду с должным вниманием (особенно если учитывать, что в городе на дорогах лёд и снег встречаются не так уж часто).

Самое важное зимой — это полноразмерные крылья. Быстросъёмные крылья это, конечно, лучше, чем ничего, но защищают они не так хорошо. Если снабдить полноразмерные крылья брызговиками, то можно с уверенностью сказать: всё, что выше колен, останется чистым. Даже в адскую слякоть я иногда вижу ребят на MTB-велосипедах, или даже на шоссейниках, которые едут без крыльев с грязной спиной. Наверное, они считают, что без крыльев смотрятся круче. Меня они веселят.

Иногда я слышу жалобы на то, что очень много грязи попадает от проезжающих мимо автомобилей. Но у меня такой проблемы нет, может быть, потому, что я не езжу по самым грязным улицам. Но велосипед, конечно, пачкается очень сильно. Я регулярно мою велосипед в автомойках, где эта услуга стоит 100 рублей. Бывает, что кое-где халтурят, поэтому я стараюсь ездить в автомойку на Коломенской, 43, где всё делают аккуратно.

Как ездить на велосипеде и не выглядеть при этом спортсменом или полярником

Обувь.
Я ношу только кожаную обувь. С точки зрения чистоты это самая уязвимая часть моего гардероба и, если на улице осадки, или просто недостаточно сухо, мне приходится надевать ботинки, которые пачкать не жалко. Для меня не составляет труда протереть их по приезду, хотя для кожи все эти процессы не очень полезны. Но если за обувью регулярно ухаживать, она прослужит вам значительно дольше. Конечно, существуют велосипедные бахилы и современные калоши, но для меня это слишком сложно.

И вообще, на самом деле, таких «мокрых» дней меньшинство. Многим из тех, кто не ездит зимой на велосипеде, кажется, что на дорогах круглосуточная грязь, несовместимая с жизнью. Но это не так — при определённом пороге минусовой температуры вся эта каша подмерзает.

В сухой морозный день я надеваю кожаные ботинки на меху, и, если совсем холодно, шерстяные носки. Пальцы ног начинают мёрзнуть первыми, это чувствуется уже после получаса езды. Поэтому надеть какую-либо обувь так, чтобы в итоге было жарко, вообще довольно затруднительно. Но, наверное, стоит учитывать, что я приехал в Петербург из Узбекистана, и у меня другой порог морозоустойчивости.

Брюки.
В холодное время года я почти всегда ношу брюки из шерсти. Если на улице минус, для езды на велосипеде я надеваю ещё и кальсоны. Тёплые брюки с термобельём вполне комфортны для меня при температуре до -15. Если становится холоднее, я на велосипеде уже не езжу, только изредка и на небольшие расстояния. Основная проблема штанов в том, что они быстро пачкаются. Поэтому в слякоть я выбираю тёмно-коричневые или тёмно-серые брюки. Но об этом нужно подумать заранее — посмотреть прогноз погоды или хотя бы выглянуть с утра в окно.

Конечно, от низа штанин не приходится ждать кристальной чистоты. Впрочем, это справедливо и для пешей прогулки. Но, повторюсь, больше половины дней не обещают ничего экстремального.

Отдельно при езде надо помнить о коленях, переохлаждение которых может закончиться артритом. Здесь могут выручить согревающие наколенники. Конечно, это значительное усложнение, но я бы советовал пользоваться ими при долгих поездках.

Рубашка.
Мой «верх» это вполне стандартный набор: рубашка, жилет или свитер, пиджак и пальто. При езде на велосипеде в холодную погоду я стараюсь надевать рубашку с моим размером воротника — в них верхняя пуговица свободно застёгивается на шее. Это самая продуваемая зона и никогда не будет лишним дополнительно её прикрыть. Тут немного поможет и галстук, особенно, если он шерстяной. Другая важная деталь — это манжеты. Желательно, чтобы они тоже были подходящего размера, то есть плотно облегали запястье — так в руки будет меньше задувать. А вот манжеты на запонках оставляют небольшую брешь, поэтому зимой я их не ношу.

Как ездить на велосипеде и не выглядеть при этом спортсменом или полярником

Свитер.
Если на улице не очень холодно, я надеваю шерстяной жилет, но если погода подсказывает утеплиться, я беру свитер. Классно, если манжеты у свитера ещё не растянулись и плотно облегают руку. Плюсом будет и наличие горла, но я не люблю одежду с высоким горлом, поэтому для меня идеальное решение — свитер с горлом на пуговицах, которые я расстёгиваю в помещении. Так же я очень люблю кардиганы крупной вязки, потому что при необходимости их легко снять.

Пиджак.
Это один из моих любимых предметов одежды. Но при езде на велосипеде у пиджака есть существенный недостаток: отложной воротник открывает грудную клетку, и при движении её сильно обдувает ветром. Здесь на помощь приходят шарф или подходящая верхняя одежда. Для меня абсолютно незаменимым оказался твидовый пиджак со съёмной ветрозащитой, я случайно нашёл его в секонд-хэнде в Кракове. Это довольно редкая штука, но если вы тоже угораете по пиджакам и велосипедам, это то, что нужно.

Шарф.
Я использую французский узел — массивный шерстяной шарф складывается пополам, а оба конца просовываются в образованную петлю. Так тепло сохраняется наиболее эффективно.

Верхняя одежда.
Одежда из современных материалов обеспечивает максимальный комфорт, но, на мой взгляд, выглядит сомнительно. Можно найти красивую кожаную или вельветовую куртку, но мне это пока не удалось, к тому же, я очень люблю отложные воротники. Меня выручает двубортный стёганый бушлат. Бушлат придумали моряки и в его конструкции уже заложена идея противостоять сильному ветру. Если очень холодно, я поднимаю воротник, застёгиваю верхнюю пуговицу поверх шарфа, и получается абсолютно непробиваемая конструкция.

Как ездить на велосипеде и не выглядеть при этом спортсменом или полярником

Свой бушлат Qucksilver я купил в очень странном магазине в Ташкенте, где они уже несколько лет продаются по 10 (десять!) долларов за штуку. Я не понимаю, почему так происходит, кажется, это какой-то корейский сток, но в прошлом году, когда я навещал родителей, я купил себе ещё один точно такой же, как у меня уже был. В нём я и проходил всю прошлую зиму.

Ещё очень важно для комфортной езды — не потеть. Понятно, что надо регулярно принимать душ, пользоваться дезодорантом и не выпивать чашку кипяточного кофе прямо перед поездкой. Но самое важное — это просто ехать с комфортной скоростью, не «вкручивать». Мои сотрудники думают, что проехать 9 км до офиса это сильная физическая нагрузка, но те, кто регулярно ездят на велосипеде, знают, что это не так. Условно говоря, ваша поездка должна быть прогулкой, а не пробежкой. Ещё я никогда не надеваю рюкзак, от которого потеет спина, поэтому советую поставить на велосипед багажник или, лучше, корзину. У меня несколько велосипедов, и, если я еду с личными вещами или в магазин, выбираю подходящий.

Как ездить на велосипеде и не выглядеть при этом спортсменом или полярником

Далеко не всегда на пальто или куртках есть двойные манжеты или какой-то другой способ сделать так, чтобы рукава плотно облегали запястье. При езде на велосипеде это очень важно, поэтому в сильный холод я надеваю нарукавники. Хотя на самом деле это гетры из Ашана. Перчатки у меня замшевые, с флисовой подкладкой. Это не самый тёплый вариант и при -10 мне в них уже не очень комфортно.

Головной убор.
Я не очень люблю шапки, предпочитаю твидовые кепки. У некоторых из них есть возможность закрыть уши, а если совсем холодно, то сверху можно надеть меховые наушники. Получается очень тёплая непродуваемая комбинация.

Как ездить на велосипеде и не выглядеть при этом спортсменом или полярником

Конечно, некоторая часть людей предпочитает надевать шлем, и сочетать его с подобной одеждой — не самая простая задача. Однако, существуют некоторые модели шлемов специально для «модников», обшитые приятным материалом или кожей.

Вот и всё. Надеюсь, мои советы помогут вам круто выглядеть зимой, не замерзать и везде успевать!

Максим Соболевский для Велосипедизации СПб
Материал полностью: В рамках «Зимней недели Велосипедизации» петербуржец Максим Соболевский рассказал, как ездить на велосипеде и не выглядеть при этом спортсменом или полярником.