Евросоюз возвращается к идее строительства велодорожки «Железный занавес»

Евросоюз возвращается к идее строительства велодорожки, ни разу не прерывающейся на пути от Скандинавии и вплоть до побережья Чёрного моря. «Железный занавес», именно так политики назвали глобальный проект, должен сблизить жителей востока и запада континента.

Евросоюз возвращается к идее строительства велодорожки, ни разу не прерывающейся на пути от Скандинавии и вплоть до побережья Чёрного моря. «Железный занавес», именно так политики назвали глобальный проект, должен сблизить жителей востока и запада континента.

EvroVelo 13
Маршрут EvroVelo 13

«Железный занавес» (в оригинале «Iron Curtain Bike Trail»), оказывается, может служить не только как символ смертельной опасности. Велодорожка со столь позитивным названием в точности повторит экс-границы стран соцлагеря и западноевропейских государств. Как сообщает «Фонтанка», соответствующий проект немецкий политик Майкл Креймер предложил коллегам на заседании ЕС в Вене. По замыслу членов Европейского парламента дорожный маршрут необходим, скорее, не в транспортном плане, а в ракурсе «дружбы» разных менталитетов.

— Этот проект поможет людям преодолеть их психологические барьеры, которые имели место быть на протяжении долгого периода, когда действовал реальный «Железный занавес», — сообщает еврокомиссар Йоханнес Хан в комментарии изданию «The Local».

По мнению члена «Австрийской народной партии», то, что европейцы не очень хорошо знакомы с особенностями жизни своих соседей, сказывается лишь отрицательным образом.

Впервые идею веломаршрута озвучили в далёком 2005 году. Но Европейская федерация велосипедистов (European Cyclists Federation) официально оформила «занавес» только в 2012 году, внеся его в реестр маршрутов EuroVelo. А сейчас стала известна конкретная сумма выделенных Евросоюзом средств — 1,8 млн Евро, или, что нам понятнее, более 84 млн рублей. Маршрут расположится в пределах аж двадцати государств, включая Россию, что пока не позволяет однозначно понять, как и на что будут тратиться деньги.

— Я считаю, то, что пролегает по территории Российской Федерации, под силу было бы сделать и руководству нашей страны. Тем более, это послужило бы импульсом, чтобы уже к этой международной трассе привязывать какие-то свои велодорожки, поскольку в нашей стране это пока с трудом развивается. Ну, определённый, точечный импульс есть в Москве, в Петербурге, ещё в нескольких крупных городах, но их по пальцам можно пересчитать, — делает прогноз Ольга Галкина, депутат петербургского ЗакСобрания, в беседе с «Фонтанкой».

Часть зарубежных экспертов также солидарна с Галкиной по поводу позиции о финансировании «Железного занавеса». Так, активисты белорусского велодвижения подчёркивают, в каком случае россиянам можно будет добиться наилучшего результата.

— Строительством маршрута, мне кажется, должно заниматься то государство, на чьей территории он и должен проходить. Ведь если на создание такой велодорожки придут, скажем, сторонние деньги, то никто эту велодорожку потом поддерживать не будет, усилия будут потрачены напрасно. В общем, лучше, чтобы деньги были местные, потому что ответственность становится куда выше, — поделился мнением представитель велосипедного общества в Минске Павел Горбунов.

Судя по описанию проекта, «Железный занавес» дважды встретится с отечественной действительностью. За трассой в Санкт-Петербурге, вдоль Финского залива, после небольшого европейского «перерыва» последует участок в Калининградской области. Планируется, что велосипедистам можно будет проехать по набережной национального парка «Куршская коса», а после этого добраться до приграничной Польши.

Куршская коса
Национальный парк «Куршская коса»

Любопытен тот факт, что точные координаты участка велосипедной трассы от русско-финской границы до Ленинградской области ещё не определены. Схожая ситуация и в российском эксклаве, где строительство хотели бы начать в ближайшие три года.

— Сейчас ведутся геодезические изыскания. Пока реально ничего не делается, но проект есть. Он был отправлен в Министерство природных ресурсов и экологии уже достаточно давно. Проект был подвергнут корректировке, сейчас учитывают разные замечания. На настоящий момент, например, ничего не ясно с финансированием, — поделилась пресс-секретарь нацпарка «Куршская коса» Ольга Большакова.

Сумму, которую выделяет ЕС на «железный занавес», можно назвать сравнительно небольшой, отмечает Галкина. Народная избранница, давно занимающаяся проблемами велодвижения в Петербурге, уверена, что наибольшая часть средств пойдёт на переоборудование и дополнительную организацию пропускных пунктов на границах. В свою очередь, автор громкой идеи Майкл Креймер, об этом пока даже не задумывается.

— Цена проекта будет минимальной, поскольку выбранный маршрут включает в себя много уже существующих и маркированных велодорожек, — сообщает еврокомиссар. — В принципе, потребуется только обновить маркировку для того, чтобы человек понимал — это «Железный занавес».

В Петербурге со строительством велоинфраструктуры между тем дело обстоит плохо. В июле Смольный объявил конкурс на предпроектные разработки веломаршрутов в пределах города. С этим этапом в правительстве планировали разобраться к ноябрю. Об участке, берущем старт в Санкт-Петербурге и продолжающемся до границы с Эстонией или Финляндией, можно только мечтать.

Пляж в Нарве
Пляж в Нарве

— Для Петербурга это более чем актуальный вопрос. Многие бы с большим удовольствием катались через финскую границу, например. Для России вообще этот проект намного важнее, чем для Евросоюза, — у них с инфраструктурой всё и так в порядке. Конечно, немного напрягает название этой велотрассы — «Железный занавес». Очень надеюсь, что это рабочее название не будет реализовано в полной мере на территории Российской Федерации, но в нынешней внешнеполитической ситуации я бы уже ничему не удивилась, — со смешком в голосе заявляет Ольга Галкина.

Интересен тот факт, что на официальном сайте проекта «Железный занавес» указано, что строить часть маршрута на территории «большой» России даже не будут пытаться.

— Въехать в Россию довольно-таки тяжело, что связано с визовыми ограничениями, поэтому запланированный маршрут через Скандинавию будет проходить вдоль российской границы, но не на русской земле, — пишут на сайте, за который отвечает Майкл Креймер.

Тем не менее про калининградский участок веломаршрута сообщается более чем обстоятельно.

— Вы не можете пропустить возможности посетить Калининград. Хотя фактически никакого «занавеса» или забора из колючей проволоки здесь не было, прибрежная область была недоступной военной зоной, которая стала вновь открыта лишь в последние годы.

Известно, что журналисты «Guardian» указали время, которое потребовалось бы на преодоление всего маршрута от «а» до «я», — нельзя потратить на 10 тысяч километров, по их данным, меньше месяца. Петербургская «The Village» подсчитала, что при круглосуточной езде без перерыва нужно будет 19 дней, а при девятичасовом сне и других нуждах — не менее 32 дней.

Велотрасса «Железный занавес» берёт старт у норвежско-российской границы. От русско-финской границы маршрут пройдет через Петербург до прибалтийских государств, Польши, Германии (включая место, где раньше стояла Берлинская стена, разделявшая ФРГ и ГДР). Маршрут велодорожки также затронет Чехию, Австрию, Словакию, Словению, Хорватию, Венгрию, Сербию, Румынию, Македонию, Грецию. Завершится путь на болгарско-турецкой границе — у Чёрного моря. Как сообщает Европейская федерация велосипедистов, маршрут соединяет множество памятников, музеев и достопримечательностей, которые напоминают об истории раскола Европы, который заканчивается «бархатными» революциями в Восточной Европе.

Материал по теме: «Железный занавес длиною в месяц», «Фонтанка.Ру».

Комментарии

А нас за этот железный занавес пустят? Или только со своей стороны?