СМИ: в министерстве культуры решили покрыть Россию сетью велосипедных маршрутов

В министерстве культуры разработан проект развития велотуризма в России. Обустроить велосипедные маршруты в регионах распорядился глава ведомства Владимир Мединский. В отличие от стран Европы, в России велотуризм еще не стал массовым увлечением. Проблема не в том, что некуда отправиться на велосипеде, а в том, что места эти не приспособлены для велосипедных прогулок. Отсутствие велодорожек, кафе, гостиниц не смущает любителей экстремального туризма, но для массового и семейного отдыха такие «дикие» маршруты не подходят. В Минкульте решили исправить эту недоработку.

В министерстве культуры разработан проект развития велотуризма в России. Обустроить велосипедные маршруты в регионах распорядился глава ведомства Владимир Мединский. В отличие от стран Европы, в России велотуризм еще не стал массовым увлечением. Проблема не в том, что некуда отправиться на велосипеде, а в том, что места эти не приспособлены для велосипедных прогулок. Отсутствие велодорожек, кафе, гостиниц не смущает любителей экстремального туризма, но для массового и семейного отдыха такие «дикие» маршруты не подходят. В Минкульте решили исправить эту недоработку.

Идея посадить россиян на велосипеды родилась в процессе решения других задач.

— Надо развивать въездной и внутренний туризм, делать путешествия по России более доступными и интересными, — пояснила директор департамента туризма и региональной политики Минкульта Ольга Ярилова. — Надо облегчать доступ к памятникам культуры. Ну, и пропаганда здорового образа жизни как никогда актуальна. Велотуризм здесь представляется универсальным решением.

Ярилова напомнила, что Россию можно одновременно считать родиной велосипеда и велотуризма. По некоторым источникам, двухколесный самокат с педалями еще в 1801 году изготовил уральский крепостной кузнец Ефим Артамонов. А началом организованного велотуризма принято считать первое путешествие членов Петербургского общества велосипедистов. В 1882 году они преодолели на велосипедах 210 километров от Санкт-Петербурга до финской Иматры.

В министерстве уже объявили конкурс проектов, победители которого получат дополнительное финансирование. Все заявки должны соответствовать нескольким важным условиям. Во-первых, веломаршрут не может проходить по скоростной автостраде. Во-вторых, он должен включать максимальное число достопримечательных мест, памятников истории и культуры. И, в-третьих, идеальный маршрут должен быть закольцован. Это удобно. Велотурист приезжает в регион на автомобиле или на поезде. Пересаживается на велосипед, едет по намеченному маршруту и завершает его в той же точке.

65 субъектов уже заявили о готовности участвовать в конкурсе. Помимо Центральной России, где много культурно-исторических объектов, заявки приходят из Сибири, с Дальнего Востока, где велотуризм, как оказалось, очень популярен. Ярилова рассказала, что в Карелии уже несколько лет действуют веломаршруты вдоль озер, а также разработан маршрут вокруг музея-заповедника «Кижи». По ее словам, с каждым годом количество туристов на этих направлениях увеличивается.

«Есенинское кольцо». Проект Министерства культуры Рязанской области
«Есенинское кольцо». Проект Министерства культуры Рязанской области

Предполагается, что путешествовать по новым маршрутам будет легко и удобно. В министерстве уверяют, что работа не ограничится разметкой велодорожек. Потребуется полностью решить проблему навигации. Это далеко не праздный вопрос. Даже в Москве система дорожных и уличных указателей несовершенна, а в некоторых провинциальных городах она и вовсе отсутствует.

По словам Ольги Яриловой, министерство рекомендует всем авторским коллективам использовать на маршрутах аналог европейской системы навигации.

— Это не только указатели направлений, но и пиктограммы, содержащие всю информацию о маршруте, где обозначены памятники, культурные объекты, зоны отдыха, кафе и магазины, медицинские учреждения. Словом, вся информация, которая может потребоваться путешественнику, — отметила Ярилова.

Но, чтобы маршрут был интересным, одной навигации недостаточно. В центре Москвы, например, можно встретить уникальные исторические памятники, на которых в лучшем случае установлены таблички с датой их возведения, не более. Туристу же хочется получить максимум информации об интересном объекте.

Проблему нехватки полезной информации в министерстве сейчас решают. Известно, что на начальном этапе возле каждого достопримечательного объекта будет установлен стенд с подробным описанием минимум на двух языках. Позднее разработают приложения для мобильных устройств.

— Велотуризм может стать хорошим видом корпоративного отдыха, — считает Ольга Ярилова. — Все уже устали от ресторанных вечеринок с концертами по любому поводу. Другое дело, сплотить коллектив, отправившись всей командой в велотур.

В министерстве считают, что маршруты можно адаптировать и к климатическим особенностям регионов.

— Нет плохой погоды, есть плохая и неудобная одежда, — напоминает Ярилова. — К тому же надо чаще устанавливать пункты питания, где туристы смогут отдохнуть, получить горячую еду и напитки. Зимние веломаршруты уже действуют и на Байкале, и в Карелии, и в Хабаровском крае. Но пока они больше привлекают любителей экстремального отдыха.

Амбициозность министерских планов вызывает некоторую озабоченность. Есть опасение, что ради победы в конкурсе авторы разработают красивый проект, а реализовать его в полной мере не смогут. Чиновники признают, что оценка реальных возможностей регионов станет основной задачей конкурсной комиссии.

— Есть определенный минимум, которым должны располагать местные власти. Эксперты министерства оценят, сколько средств потребуется региону для создания дорожек, инфраструктуры, навигации и всего прочего, что заявлено в проекте. Надо понимать, что сделать все это за федеральные деньги невозможно и регионам придется рассчитывать на собственные бюджеты и на деньги инвесторов, — говорит представитель министерства.

Впрочем, о том, что создание веломаршрутов будет финансироваться из федерального бюджета, в Минкульте не говорят.

Добавим, новгородские велосипедисты в настоящее время занимаются разработкой пригородных велосипедных маршрутов рекреационного, спортивного и туристического характера. Планируется, что они будут представлены с описаниями, фотографиями и GPS-треками в специальном разделе на сайте Велосипедный Новгород уже в этом году.

Материал по теме: Ударил по педалям, «Лента.ру»