Сергей Костиков: ни одному из видов транспорта нельзя отдавать абсолютного приоритета, горожанин должен иметь возможность выбора

Какие принципы лежат в основе удобных городов? Как найти компромисс между скоростью автомобилей и удобством пешеходов? Этому и многому другому была посвящена прошедшая в «Диалоге» лекция практикующего транспортного архитектора Сергея Костикова «Велосипеды изменяют города».

Какие принципы лежат в основе удобных городов? Как найти компромисс между скоростью автомобилей и удобством пешеходов? Этому и многому другому была посвящена прошедшая в «Диалоге» лекция практикующего транспортного архитектора Сергея Костикова «Велосипеды изменяют города».

Сергей Костиков
Сергей Костиков — профессиональный архитектор, проектирует метро, аэропорты. В составе творческого коллектива автор аэровокзального комплекса «Внуково», ст. Новокосино, Деловой центр, Лермонтовский проспект

Если места в городе становится слишком мало для автомобилей, то впору задуматься о наиболее эффективных видах транспорта. На примере ряда европейских городов архитектор, прибывший по приглашению участников движения «Новый город», продемонстрировал способность альтернативного транспорта влиять на преображение городской среды.

Набережная Александра Невского
Набережная Александра Невского

Набережная Александра Невского у ТЦ «Диез»
Набережная Александра Невского у ТЦ «Диез»

— В Европе в свое время произошел переворот в сознании. Стали делать города удобными для пешеходов, пассажиров общественного транспорта, велосипедистов. Велосипеды занимают в городе в 7 раз меньше места, чем автомобили, общественный транспорт при максимальной загрузке — в 35, следовательно, площадь города используется эффективнее. Казалось бы, сделали неудобно для водителей автомобилей, но у них появилась альтернативная возможность перемещаться по городу иными способами. И в результате машин на дорогах стало меньше и водителям тоже стало лучше. Получились города, удобные для всех.

Сквер Воинской славы
Сквер Воинской славы

Эксперт уверен: у людей должно быть несколько вариантов передвижения по городу — пешком, на велосипеде, на общественном транспорте или на личном. Ни одному из видов транспорта нельзя отдавать абсолютного приоритета, горожанин должен иметь возможность выбора.

Лекция «Велосипеды изменяют города»
Лекция «Велосипеды изменяют города»

Отдельный блок лекции был посвящен предложениям по преобразованию Великого Новгорода. Улицу Ильину Сергей Костиков предложил сделать пешеходной.

Так могла бы выглядеть велопешеходная улица Ильина
Так могла бы выглядеть велопешеходная улица Ильина

— Она станет отличным продолжением туристической зоны, которая начинается от Кремля и проходит через Торговую сторону, до Знаменского собора. Это должна быть велопешеходная туристическая улица со всеми ее атрибутами — уличными кафе, сувенирными магазинами, лавочками, информационными стендами, музыкантами, велодорожкой. Это не только расширит туристическую зону, но и станет новым центром притяжения для местных жителей, улица объединится с Ярославовым дворищем, набережными и создаст единое общественное пространство центра города, — заключил архитектор.

Между мостом А.Невского и театром Драмы тоже могла бы быть более комфортная зона
Между мостом А.Невского и театром Драмы тоже могла бы быть более комфортная зона

Также эксперт посоветовал присмотреться к пространству у театра Драмы и вдохнуть жизнь в городские набережные.

Пространство у театра Драмы
Пространство у театра Драмы

— Велосипедисты и пешеходы создают вокруг себя абсолютно иную среду и этим нужно пользоваться. Если вдоль сети велодорожек будут создаваться общественные пространства, куда будут ходить люди — детские, спортивные, площадки для отдыха — то весь город заживет совсем другой жизнью.

Велодорожки вокруг Кремля
Велодорожки вокруг Кремля

— У любого города есть два пути развития. Либо мы сужаем тротуары, убираем зелень, делаем автодороги и парковки. Либо мы идем другим путём. Пешеходы, велосипедисты и общественный транспорт эффективнее используют площадь города. Комбинируя разные виды транспорта, можно обеспечить передвижение на любые расстояния без проблем.

Велодорожка через Кремль в Великом Новгороде
Велодорожка через Кремль в Великом Новгороде

— Новгород сумели не изуродовать, как многие областные центры в 90-е годы. Фактически, Новгороду совсем немного надо сделать, чтобы стать в один ряд с современными европейскими городами и превратиться в по-настоящему удобный и комфортный для людей город, — заключил архитектор.

Я люблю свой город?

Текст, фото: Анна Соколова
Иллюстрации: Сергей Костиков
Материал полностью: Московский архитектор предложил сделать улицу Ильину пешеходной.