Алексей Сабельский: мы — не спортсмены, мы — велосипедисты

Который год новгородские велосипедисты ждут появления соответствующей своему статусу инфраструктуры. И каждый год этот момент медленно, но верно приближается. В последнее время, наверное, впервые за всю историю велосипедного Новгорода замаячила реальная перспектива создания такой инфраструктуры.

Который год новгородские велосипедисты ждут появления соответствующей своему статусу инфраструктуры. И каждый год этот момент медленно, но верно приближается. В последнее время, наверное, впервые за всю историю велосипедного Новгорода замаячила реальная перспектива создания такой инфраструктуры.

Кратко о прошедших событиях. Зимой текущего года в думе Великого Новгорода проходит круглый стол с участием представителей мэрии и общественности, а также депутатов. Общим консенсусом было решено собрать межведомственную комиссию по развитию велоинфраструктуры. Состав комиссии долго определялся, и вот в конце июля рабочая группа собралась на первое заседание, на котором было принято решение в качестве пилотного проекта разработать и попытаться реализовать два велосипедных маршрута: из Западного района в центр и из центра до Юрьева монастыря.

В июле и начале августа события вообще развиваются стремительным образом. Сергей Митин заявляет о начале работы над проектом велосипедизации Великого Новгорода, который, на секундочку, должен быть завершён до формирования бюджета на будущий год, чтобы в нём можно было предусмотреть средства на развитие велоинфраструктуры.

Велоинфраструктура Хельсинки
Велоинфраструктура Хельсинки

И тут начинается самое интересное для нас — велосипедистов. А именно — квест: убедить чиновников, что между велосипедным движением и велоспортом есть только одно сходство — наличие велосипеда. Всё остальное — сплошные взаимные различия. Сложности добавляет то, что доказывать придётся именно спортивным чиновникам.

Мы — не спортсмены. Мы — велосипедисты.

Большинство из нас никогда не достигнет спортивных высот на велосипеде и не так уж много людей будет заниматься велосипедным спортом даже для того, чтобы повысить мышечный тонус. Для этого есть множество других, не менее демократичных видов спорта: бег трусцой, дворовый футбол, тяжёлая атлетика, воркаут. Да хотя бы перекопка собственного огорода. Точно так же не стоит делать ставку на туристов, не стоящих потенциальных затрат на велоинфраструктуру.

Главный и единственный массовый получатель выгоды от создания развитой сети велодорожек — это мы, новгородцы. Обычный дачник или студент не думает о своём здоровье, когда едет на дачу или в университет. Главное здесь — это быстрый, безопасный и бесплатный способ добраться до места назначения. Это транспорт. И для него нужны дороги.

Алексей Сабельский на Велосипедном променаде
Алексей Сабельский на Велосипедном променаде

Велоинфраструктура транспортного значения — это базис, на котором потом будет строиться и велоспорт, и велосипедный туризм. Аналогично: люди бегают трусцой на тротуарах, которые создавались изначально для всех, а не для любителей здорового образа жизни. Важно сделать велоинфраструктуру доступной для всех слоёв населения, в особенности для тех, кто никогда не станет спортсменом. И этот тезис очень важно брать во внимание чиновникам, принимающим решения, чтобы в их глазах больше не читалось изумление: «Неужели бабушки пользуются велосипедом?!». Ещё как пользуются!

Развитая велоинфраструктура предназначена для самых уязвимых, тех, кто сейчас сомневается: а нужно ли пользоваться велосипедом при наличии опасности попасть под машину или получить травму от езды через высокие поребрики?

Это не велоинфраструктура отсутствует, потому что мало активных велосипедистов. Это велосипедистов мало, потому что отсутствует велоинфраструктура. И именно по причине отсутствия велоинфраструктуры в России так популярны горные велосипеды. И это не только велодорожки, но и крытые велопаркинги во дворах или внутри домов, перехватывающие велопарковки в крупных транспортных узлах, наличие «веломест» в общественном транспорте (хотя бы на железной дороге) и банальная своевременная чистка тротуаров и велодорожек от грязи и снега.

Сама по себе велоинфраструктура «для всех» подразумевает повсеместное и повседневное использование велосипеда, и это обязательно благотворно скажется на дорожной ситуации (уровень автомобилепользования снизится, а значит сократится количество пробок), на здоровье населения, на экономической ситуации (люди будут меньше болеть и тратиться на лекарства, но больше работать), на туристской привлекательности (народная молва об удобном городе пойдёт далеко) и на увлечённости велоспортом (маленький велосипедист может вырасти в большого спортсмена).

Алексей Сабельский, «53 новости»
Материал полностью: Мы — не спортсмены. Мы — велосипедисты.

Комментарии

Скажите, а в тех странах где велосипед уже давно массово используется как городской транспорт- там ситуация на дорогах действительно изменилась к лучшему? Меньше уровень автомобилепользования, меньше пробок?
Я уверен, что если мы постоим велоифраструктуру и катальцев станет на много больше- ничего на дорогах не изменится, увы. Изменится только если цена на бензин раз в 10 подскочит, или ГИБДД вдруг работать начнет… или еще что-нибудь в этом роде.

Вадим, а вы съездите в Голландию, Данию или Германию даже, например, и увидите. В крайнем случае, можно на ютюбе посмотреть.

Вадим, там ситуация изменилась: автомобилевладение выше чем у нас, а автомобилепользование — ниже. Но таких результатов можно добиться, только если комплексно действовать: с одной стороны, развивать альтернативные виды транспорта (велосипед, общественный транспорт), а с другой — дестимулировать автомобилепользование, особенно в центре города (платные стоянки, платный въезд в центр и т.п.).

Вадим, хороший тезис про стоимость бензина. Я сначала даже задумался. Но при анализе аргумент рассыпается. В Италии стоимость бензина, как в Финляндии (сам лично видел там и там) одна. А вот уровень автомобилепользования несравним. В городах южной Италии, где велоинфраструктура находится на российском уровне (то есть, отсутствует), на дорогах ад и безысходность, на тротуарах стихийная парковка и полный хаос. Даже высокие цены на бензин не помешали более бедным (по сравнению с жителями северной Европы) итальянцам «срастись» с автомобилем. В Финляндии, где велодороги связывают города, как и общественный транспорт (тоже, к слову, весьма недешёвый), разницу видно невооружённым взглядом.

Ок, будем надеяться что и у нас это когда-нибудь сработает, раз примеры есть, хоть их и немного видимо.