Игорь Шаповалов: анализ изменений в ПДД, посвященных регулированию велосипедного движения

Господа, изменения в Правила дорожного движения для движения велосипедов, о необходимости которых все время говорили велосипедисты, совершились! 31 марта состоялось официальное опубликование постановления Правительства РФ № 221 от 22.03.2014 г. Это значит, что спустя семь дней, т.е. как раз сегодня, эти изменения вступили в силу.

Господа, изменения в Правила дорожного движения для движения велосипедов, о необходимости которых все время говорили велосипедисты, совершились! 31 марта состоялось официальное опубликование постановления Правительства РФ № 221 от 22.03.2014 г. Это значит, что спустя семь дней, т.е. как раз сегодня, эти изменения вступили в силу.

Сначала вкратце перечислю основные нововведения (на разных «косметических» изменениях, по сути ничего не меняющих, останавливаться не буду, а если вы уже подробно ознакомились с поправками и определили для себя, что к чему, переходите сразу к анализу:

1. Теперь велосипедом будут считаться также и электровелосипеды максимальной мощностью не более 250 Вт. с системой отключения при скорости выше 25 км/ч. Раньше велосипедом считался только собственно велосипед, приводимый в движение мускульной силой людей.

2. Мопед становится механическим транспортным средством. Мопед будет считаться мопедом, если его скорость не может превышать 50 км/ч и он имеет ДВС, объемом до 50 куб. см. или электродвигатель от 250 Вт до 4 кВт. Раньше мопед был фактически приравнен к велосипедам. Правда, от отнесения к механическим транспортным средствам мопедисты мало что выигрывают. Им по-прежнему разрешается двигаться только по правому краю проезжей части, запрещено разворачиваться и поворачивать налево на многополосных дорогах. В качестве исключения, разрешается движение по обочине и по велосипедной полосе, но не по велодорожкам, как раньше.

3. Поправили определение термина «пешеход», заполнив наконец правовой пробел с роликами и самокатами. Теперь лица, исползующие для передвижения роликовые коньки, самокаты или аналогичные средства, однозначно считаются пешеходами. Т.е. двигаться, например, по велосипедным дорожкам они могут только тогда, когда нет тротуаров, пешеходных дорожек или обочин или движение по ним невозможно.

4. Исправлен еще один пробел — введен термин «велосипедная дорожка». Раньше в тексте ПДД использовался этот термин, но описан он не был, в результате знаком «велосипедная дорожка» можно было теоретически обозначить чего угодно. Теперь все четко: велодорожка — это предназначенная для велосипедистов либо отдельная дорожка, либо элемент дороги с таким принципиальным признаком, как конструктивная отделенность как от проезжей части, так и от тротуара. Т.е. велодорожка не может быть отделена от тротуара разметкой — это важно.

5. Но разметкой может быть разделена на пешеходную и велосипедную часть велопешеходная дорожка — это новый для России вид дорожной инфраструктуры, широко используемый за рубежом и предусмотренный Венскими конвенциями о дорожном движении и о знаках и сигналах. Велопешеходная дорожка может быть с раздельным движением или совместным движением. В последнем случае это фактически широкий тротуар, по которому разрешено движение и пешеходов и велосипедистов, обозначенный специальным знаком:

совмещенная велопешеходная дорожка

Велопешеходная дорожка с раздельным движением может быть разделена на части и не обязательно разметкой: части могут быть выделены конструктивно, например, поребриком, разным уровнем или иным образом, например, цветом покрытия. Обозначается она таким знаком:

разделенная велопешеходная дорожка

6. Разделили понятия «велосипедная дорожка» и «полоса для велосипедистов». Теперь полоса проезжей части, специально выделенная для движения на велосипедах, должна отделяться от общей проезжей части горизонтальной разметкой, а также не только знакомым нам знаком, но и дополнительной табличкой «полоса движения». И располагаться все эти знаки должны над этой полосой (обратите внимание на слово «над» — об этом далее).

7. Вводится новый знак «дорога с полосой для велосипедистов»:

дорога с полосой для велосипедистов

Этот знак можно будет использовать на широкой односторонней дороге для того, чтобы выделить велосипедную полосу для движения навстречу общему потоку, как во Франции, примерно вот так:

обратная велополоса во Франции

Причем, по другой стороне дороги можно организовать движение в общем потоке, по велодорожке, по обычной велосипедной полосе.

8. Вводятся дополнительные знаки конца велосипедной дорожки или полосы, конца велопешеходных дорожек и дороги с полосой для велосипедистов. Это интересно тем, что раньше существовал знак «велосипедная дорожка», но не было знака, указывающего на то, где она заканчивается. В результате приходилось использовать знак «движение на велосипедах запрещено», что неправильно, либо велодорожка продолжалась бесконечно. 🙂

9. Прямо и без исключений запрещается движение механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также велосипедным полосам (в последнем случае — за исключением мопедов). Также, на велосипедных полосах запрещается остановка и стоянка (в том числе и самим велосипедистам и водителям мопедов).

10. Теперь можно будет ставить велосипед на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, если это не только разрешается для автомобилей, как раньше, но и если имеется такая комбинация знаков:

парковка для велосипедов

Самое удивительное, что и раньше и сейчас стоянка велосипедов на тротуаре не разрешается, несмотря на то, что в реальности на тротуаре может быть оборудовано место для парковки велосипедов, а то и станция велопроката.

11. Значительное изменение внесено в правила предоставления приоритета для велосипедистов на перекрестках. Если раньше при повороте направо или налево водитель должен был уступать дорогу велосипедистам, пересекающим проезжую часть, на которую водитель поворачивает, но только если велосипедист едет по велодорожке, то теперь он должен будет уступить дорогу такому велосипедисту, даже если он ехал по дороге параллельно с водителем, по велополосе, велопешеходной дорожке или по тротуару. Даже если велосипедист едет по второстепенной дороге, водитель должен будет уступить в этом случае. Правда, это новое правило требует разъяснения, поскольку из положений ПДД нельзя сделать определенный вывод, являются ли перекрестки частью проезжих частей пересекающихся дорог (подробней см. далее).

12. Также значительно изменился подход к порядку движения велосипедистов по различным элементам дорог. Так, велосипедист должен двигаться в первую очередь по велосипедным, велопешеходным дорожкам, полосам для велосипедистов. И только в порядке исключения он может двигаться:

— по правому краю проезжей части: если нет специальных дорожек или полос или двигаться по ним невозможно, ширина велосипеда или груза превышает 1 м., велосипедисты двигаются в колоннах;

— по обочине: также, если нет специальных дорожек или полос или по ним невозможно двигаться, а также, если невозможно двигаться по краю проезжей части (тут надо заметить, что раньше разрешалось движение по обочине независимо от того, возможно ли движение по правому краю дороги или нет, см. подробнее об это далее);

— по тротуару или пешеходной дорожке: если нет специальных дорожек или полос или по ним невозможно двигаться и в то же время невозможно двигаться и по краю проезжей части и по обочине, а также еще в случае, если велосипедист сопровождает или перевозит ребенка до 7 лет.

13. Теперь разрешается движение на велосипедах не только с четырнадцатилетнего возраста, но и раньше, правда со значительными ограничениями:

— если велосипедисту меньше 7 лет, то он может ездить только по тротуарам, в пределах пешеходных зон и по велопешеходным дорожкам, но на стороне для пешеходов (т.е. только по разделенным велопешеходным дорожкам);

— если велосипедисту от 7 до 14 лет, то он может двигаться на велосипеде, также как и более младшие велосипедисты, но дополнительно ему разрешено движение и по велодорожкам, велопешеходным дорожкам.

14. Если движение велосипедистов осуществляется по краю проезжей части, то двигаться можно только в один ряд, за исключением случаев, когда велосипедисты двигаются в колонне и габаритная ширина каждого из велосипедов не превышает 0,75 м. Раньше движение разрешалось в любом случае только в один ряд.

15. В связи с тем, что в отдельных случаях велосипедисты теперь могут двигаться по тротуарам, в Правила включена норма о том, что при движении по тротуарам, пешеходным дорожкам, обочинам и пешеходным зонам велосипедисты не должны подвергать опасности или создавать препятствия для движения пешеходов, а если это происходит, они должны прекратить движение на велосипеде и идти пешком.

16. Введена рекомендательная норма для велосипедистов и водителей мопедов о ношении на себе или транспортном средстве светоотражающих предметов и обеспечении видимости этих предметов для других водителей в темное время суток или при недостаточной видимости.

17. Исправлено недоразумение со знаком 3.20 «обгон запрещен». Раньше, если буквально следовать Правилам, нельзя было обгонять велосипедиста на проезжей части в зоне действия знака 3.20, несмотря на то, что в отношении обгона тихоходных транспортных средств, гужевых повозок, мопедов и двухколесных мотоциклов без коляски было сделано исключение. Теперь водители могут в этом случае обгонять велосипеды.

18. Вводится новая горизонтальная разметка для обозначения велосипедных, велопешеходных дорожек и велосипедных полос — традиционные для многих стран символы велосипеда и пешехода. Раньше на велосипедных дорожках в некоторых городах наносились символы пешехода и велосипеда, но такие обозначения были необязательными, являлись неофициальными и нестандартизированными.

Игорь Шаповалов

Подробный анализ нововведений от Игоря Шаповалова, одного из разработчиков данных изменений в ПДД, читайте в его блоге.

Материал полностью: Анализ изменений в Правила дорожного движения, посвященных регулированию велосипедного движения.