Воскресный день 26 мая в программе выставки «Новый город» был назван «Велоднём». В его рамках прошло обсуждение возможности строительства нового подвесного велопешеходного моста. Этой теме был посвящен доклад координатора движения «Вело-Великий Новгород» Елены Михайловой и предпринимателя Александра Мунтяна.
Сама идея создания велопешеходного моста, который бы смог соединить улицу Орловскую на Софийской стороне с Рюриковым Городищем на противоположной стороне реки Волхов, вызвала одобрение у участников обсуждения. Но было отмечено, что проект требует как визуальной подачи (к исполнению которой можно привлечь студентов), так и принципиальных согласований с заинтересованными учреждениями и структурами, такими как Водоканал, Новгородский музей-заповедник, Администрация города, общественными организациями типа Новгородского общества любителей древности и Новгородский клуб «Экология» и другими. Очень важно, чтобы учитывались и планы и решения по развитию прилегающих к предлагаемому маршруту территорий: Рюриково городище, Мячинские озёр. Предприниматель Александр Мунтян, представивший концепцию велопешеходного моста, выразил готовность учредить стипендию для студентов, готовых взяться за выполнение проекта переправы.
«Быки» между Мячинскими озёрами и Рюриковым городищем
Людмила Соколова: веломост соединит нас, историю, экологию и политику
Предприниматель Александр Мунтян предложил построить мост для пешеходов и велосипедистов через Волхов на существующих опорах-«быках» и проложить таким образом новый прогулочный маршрут для горожан и гостей нашего города. Презентация проекта прошла в рамках выставки «Новый город».
Александр Фёдорович признаётся, что идея этого красивого проекта пришла к нему давно и попытки продвинуть её уже были, но пока безуспешные.
Проект, по его убеждению, позволит значительно расширить туристические и рекреационные возможности города, объединив существующие музейные объекты в единый маршрут. Сегодня кремль и Ярославово дворище, музей деревянного зодчества и Юрьев монастырь, Рюриково городище и церковь Спаса-на-Нередице – это разрозненные объекты, перемещение между которыми возможно только на автомобиле. При том, что расстояние от кремля до Рюрикова городища не так уж велико.
— По улице Троицкой, а затем Орловской, мимо Мячинских озер, далее направо по перемычке, разделяющей реку Волхов и Мячинские озера, к Юрьеву монастырю и музею деревянного зодчества. Далее, если будет построен мост по существующим опорам-«быкам» через Волхов, можно будет попасть к Рюрикову городищу и церкви Спаса-на-Нередице. Продолжение пути – через Малый Волховец по понтонному мосту, ручей Тарасовец, по существующему мосту к церкви Петра и Павла на Славне, и далее в центр на Ярославово дворище, — пролагает кольцевой маршрут Александр Мунтян.
В различное время предлагалось использовать существующие опоры для строительства автомобильного моста. На сегодня, учитывая многие факторы, это невозможно, считает Мунтян. Строительство же пешеходного (велосипедного) моста позволит создать прекрасный безопасный маршрут, оптимальный в любое время года.
Веломост, считает предприниматель, даст толчок в развитии рекреационной зоны Мячинских озер и реки Малый Волховец, позволит получить новую смотровую площадку на кремль, Юрьевский монастырь, Рюриково городище, Витославлицы. Вдоль маршрута появятся кафе, пункты проката, лавки ремесленников, аттракционы и т.п., что позволит привлечь в казну города дополнительные средства. Увеличится и время пребывания туристов в городе.
Стоимость веломоста по укрупнённому сметному расчету, включая проектно-изыскательские работы, по подсчётам предпринимателя, составит 70 млн руб.
Признаюсь, мне очень нравится идея Александра Мунтяна. Потому что его проект принесёт радость и комфорт прежде всего жителям нашего города. Согласитесь, мы подустали от проектов, главная цель которых – привлечь внимание мифических инвесторов, высоких гостей, туристов и прочее. Участники обсуждения говорили о пользе нового маршрута не только для велосипедистов – любителям скандинавской ходьбы тоже нет места в городе.
Поскольку проект уже обсуждался в конце лета прошлого года (его тогда вынесла на поверхность политическая волна губернаторских выборов), можно предвидеть возможные возражения.
Возражения любителей природы уже прозвучали в ходе нынешнего обсуждения: мол, новый веломаршрут через мост нарушит спокойствие орнитологического заказника, который должен быть в районе Мячинских озёр: «Туда же пойдут люди!». Возник вопрос: а сам заказник ради кого создается?
Александр Фёдорович считает: заботиться нужно в первую очередь о людях. Я солидарна с ним. Без заботы о людях наша страна рискует превратиться в один большой природный заповедник. Что, впрочем, уже и происходит. Без всяких порой усилий экологов.
От себя добавлю: «забота» о мифических будущих поколениях без уважения к ныне живущим – это профанация. Нет там никакого радения о природе, есть лишь тщеславие «радетелей».
В любой экологически заповедной зоне можно устроить – деликатнейшим образом! – пешеходные тропы и площадки для того, чтобы не только наши дети и внуки, но и мы, ныне живущие (тоже чьи-то дети и внуки), могли полюбоваться редкими птицами, растениями и прочей живностью. Тогда и природу научимся любить и уважать.
О возможных возражениях ревнителей старины. В 1995-1996 годах я изучала историю непостроенных железных дорог в Новгородской области. Было любопытно читать архивные документы – докладные записки, письма, газетные публикации, в которых тогдашнее Общество любителей древности возражало против строительства железной дороги Петербург – Орел и железнодорожного моста через Волхов. Аргументы примерно те же, что используются сегодня, – дорога нанесет непоправимый ущерб историческим памятникам. В данном случае – церкви Спаса-на-Нередице. Любителей древности не убеждали даже мнения экспертов. В частности, в качестве эксперта был привлечен представитель Пулковской обсерватории, который дал заключение о безопасности дороги для храма.
В дебатах теряли время, мост начали строить только в 1916 году, потом случилась революция и настал губительный для храмов период. …Может, для того, чтобы не случались революции, строить мосты и дороги всё-таки надо?
Для оппонентов, считающих, что веломост на старых «быках» испортит исторический ландшафт, позволю процитировать слова нашего известнейшего современника, директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского о работах другого известного современника, испанского архитектора Сантьяго Калатрава:
«Архитектор дарит нам прекрасные примеры современного вторжения в пейзаж и, что сложнее, в сложившийся исторический ансамбль, так что спонтанный внутренний протест быстро затухает даже у самых ранимых радетелей за неприкосновенность культурного наследия. Знаменитый мост в Венеции – прекрасный тому образец. Художник и архитектор изящно и строго ответил на вызов живущего историей города».
В мире, согласитесь, много исторических городов и опыта использования – изящно и строго – исторического ландшафта.
Кстати, Александр Мунтян готов учредить грант студентам кафедры архитектуры НовГУ на разработку эскизного проекта веломоста и прилегающей территории.
…В августе 1920 года инженер Дембовский, который работал на сооружении железной дороги Петербург – Орел с начала её строительства, докладывал: «Земляное полотно перехода через реку Волхов, начиная от Новгорода и до конца Волховской поймы (около деревни Кунино) исполнено на 75%. …Каменные опоры моста через Волхов исполнены на кессонах и совершенно закончены до верха. Осталось: простая работа по сборке 3 пролетов железных 50 саженей ферм, подлежащих исполнению без затруднений по получению железных частей ферм…»
Будет ли завершена «простая» работа инженера Дембовского и реализована изящная, по-настоящему красивая идея предпринимателя Мунтяна? Нужна политическая воля. Воля людей, понимающих, что город должен быть удобен, комфортен в первую очередь для людей, живущих в нем. Без этого приоритета все потуги кого бы то ни было завлечь, заманить – на экскурсию, в гости или на жительство – пустые хлопоты.
Инициативы молодого «Нового города» показывают, что в обществе созрел спрос именно на такие проекты, приоритеты и на таких политиков.
Людмила Соколова, «Новгород деловой» № 11 (120) от 06 июня 2013 года
Доклад Мунтяна на выставке «Новый город»
Фото: Анна Соколова
Людмила Трудолюбова: голосую за веломост
Меня заинтересовала статья «Веломост соединит нас, историю, экологию и политику», опубликованная в газете «Новгород» 6 июня. Я – «за»! Парк, аттракционы, пляж, кафе – и всё в черте города. Да это просто исполнение мечты горожан о зоне отдыха. И памятник мэру на века. Многие поколения будут ему благодарны за это.
Моё детство прошло на Мячинских озёрах. Я помню стаи ласточек, котрые гнездились в насыпи. Как мы, дети, любовались их полётом и пытались просунуть руку в гнездо, чтобы посмотреть птенцов, а ласточки отгоняли нас стаей. Какая там красота!
Буквально перед появлением статьи Людмилы Соколовой я думала о зоне отдыха на Мячине, хотела предложить создать велодорожку до Рюрикова городища, но через Синий мост.
В прошлом году ехала в тех местах на велосипеде и застряла. Дороги нет. Пришлось по колдобинам тащить велосипед на себе, чтобы добраться до Городища. Хотела с этим вопросом обратиться к Валентине Захаркиной. И тут вдруг статья в газете. Очень обрадовалась, что подняли важную тему.
Неужели не решат этого вопроса?! Ведь можно отдать его финансовую часть на откуп бизнесу, а городским властям только проявить инициативу…
Людмила Трудолюбова, коренная новгородка
Газета «Новгород» № 24 от 21 июня 2013 года
Александр Мунтян представляет проект велопешеходного мотса
Фото: Юлия Рожнова
Константин Хиврич: веломост против бизонов
В своё время железная дорога на Диком Западе уничтожила бизонов… Это сказалось и на индейцах… Цивилизация что-то получила, а что-то потеряла. Вроде бы нормальный процесс, но всегда, предлагая что-то новое, надо думать как это отразится на старом.
В Великом Новгороде вновь подняли тему строительства веломоста через реку Волхов. Раз уж в городской газете написали, то промолчать не могу.
Идею мы обсуждали в рамках выставки «Новый город». Проекта как такового нет, есть только идея. Но и она уже спорная. В августе прошлого года я высказался против моста. Сегодня моё мнение принципиально не изменилось, хотя я согласен, что развивать пешеходные и веломаршруты для горожан и туристов необходимо. Но действовать надо очень осторожно, принимая во внимание как существующее историческое и природное наследие, ради любования которым маршруты и затеваются, так и планы развития этих территорий, которые очень сильно могут нарушить неорганизованные массовые потоки посетителей.
Понятно, что некоторым сегодня некуда на велике кататься, негде машину мыть, негде пиво пить, но к природному и историческому наследию нельзя относиться потребительски: «экологические тропы», «любоваться церквями и птицами». Делая доступными памятники надо быть очень осторожными: способны ли мы «открыв двери» уберечь то, что хотим сохранить для потомков? Давайте, может, сначала приведём в порядок существующие «прогулочные маршруты», а потом будем думать о новых?
Константин Хиврич, «Веломост против бизонов»
Фрагмент транспортной схемы генплана
Игорь Шаповалов: я не понимаю, в чём сомнение?
Я не понимаю, в чём сомнение? Что именно подразумевается под «действовать очень осторожно»? Веломост, может и привлечет посетителей в большем количестве, чем сейчас, но уж точно туда не съедется полгорода. Чем может так навредить мост природе непонятно, он же реку пересекает, а не Мячинские озера. Дорога по насыпи как была, так и остаётся, люди всё равно туда летом постоянно ездят.
В Германии на каждом углу Naturschutzgebiet, однако это вполне хорошо уживается с огромным количеством велодорожек и веломостов.
Кстати, по Генплану там в перспективе вообще автомобильный мост с развязкой – это типа лучше? 🙂
Игорь Шаповалов, велосипедист