Трояновский Борис Сергеевич

Борис Сергеевич Трояновский (1883-1951) был российским музыкальным самородком — виртуозом. Его называли «русским Паганини», «виртуозом», «королем балалайки», «балалаечником Кубеликом» (в честь прославленного чешского скрипача-виртуоза и композитора Яна Кубелика). Он был неповторимым, самобытным музыкантом — основоположником современной школы виртуозного исполнительства на балалайке.

Борис Сергеевич Трояновский Родился в Новоржевском районе Псковской области в селе Ругодево. На Псковской земле ежегодно проходит фестиваль народной музыки, посвященный его памяти.

С 1904 по 1911 год он являлся солистом Великорусского оркестра Василия Васильевича Андреева. Виртуоз-балалаечник много ездил по России, побывал за границей — в Германии, Англии, Франции, Америке… Ему рукоплескали Берлин, Лейпциг, Гамбург, Лондон, Париж, Нью-Йорк, Чикаго, Вашингтон. В Англии осенью 1909 года Б. С. Трояновский был приглашен в замок Виндзор играть на балалайке в присутствии двух королей — английского и португальского. Английский король, как писали газеты, «выразил большую похвалу и удивление, что на таком простом инструменте можно играть серьезные вещи».

В 1910 году Трояновский снова посетил Англию. В Лондоне он познакомился с выдающейся французской артисткой Сарой Бернар и по ее приглашению, прервав на время гастроли в Англии, выезжал в Париж, где дал несколько концертов в ее театре. До конца своих дней Трояновский вспоминал поездку ко Льву Николаевичу Толстому в Ясную Поляну. С 4 по 6 июня 1909 года музыкант общался с великим писателем, играл для него на балалайке. Лев Николаевич одобрительно отозвался об игре Трояновского, порекомендовал ему ряд новых народных песен. Автор «Войны и мира» подарил балалаечнику свою фотографию и написал: «Борису Сергеевичу Трояновскому как выражение благодарности за большое, давно не испытанное удовольствие, доставленное мне его самобытно-талантливою игрой». Жена писателя Софья Андреевна сфотографировала Б. С. Трояновского с Львом Николаевичем для своего альбома. Позже Л. Н. Толстой сказал: «В игре Трояновского на балалайке звучит сразу как будто несколько инструментов. Очень хорошо!»

В 1912 году, покинув оркестр В. В. Андреева, Трояновский снова совершил большую поездку по стране вместе с артистом Мариинского театра А. М. Давыдовым. Вот несколько отзывов из тогдашних газет. «Бурю восторгов вызвала виртуозная игра на балалайке г. Б. С. Трояновского» «Талантливый артист — безупречный техник извлекал из трехструнной балалайки… поразительные по нежности звуки». «Сказать, что г. Трояновский — выдающийся виртуоз на незатейливом инструменте — недостаточно. Это какой-то волшебник».

В Петербурге в зале городской думы 17 апреля 1913 года состоялся концерт, в котором наряду с другими артистами в нем принял участие Б. С. Трояновский. Сборы, как значилось в афише, пошли «на усиление средств экспедиции лейтенанта Седова на Северный полюс».

В 1914-1915 годах балалаечник после успешных гастрольных поездок в Швецию, Данию и Румынию, за большие заслуги в деле пропаганды русской музыки Трояновскому было присвоено высшее по тем временам звание «солист его императорского величества». Вместе с ним это звание получили такие выдающиеся артисты, как Шаляпин, Собинов, Фигнер. Борис Сергеевич был награжден орденами Станислава и Анны, румынским и черногорским орденами, а также знаком и медалью Красного Креста за полезную артистическую деятельность во время войны с Германией. Он много и успешно выступал на фронте перед русскими солдатами.

Но Б. С. Трояновский был не только прекрасным исполнителем на балалайке. Он талантливо делал обработки народных песен. Такие песни, как «Светит месяц», «Из-под дуба, из-под вяза», «Уральская плясовая», «Цвели, цвели цветики», «У ворот, ворот», «Яс комариком плясала», и многие другие входили в репертуар балалаечника и вместе с ним объехали полсвета, вызывая изумление и восторг слушателей везде, где побывал исполнитель.

С подлинным мастерством Борис Сергеевич сделал переложения таких известных вещей, как «Пляска смерти» Сен-Санса, «Фантазия на темы оперы «Кармен», «Испанское каприччио» Римского-Корсакова. Обладал Трояновский и оригинальным композиторским даром. Им, например, была написана сюита для балалайки с симфоническим оркестром.

После Великой Октябрьской революции Борис Сергеевич выступил одним из инициаторов создания в Москве первого профессионального ансамбля русских народных инструментов под управлением П. И. Алексеева. От этого коллектива ведет начало прославленный Государственный академический русский народный оркестр имени Н. Осипова.