Новости

«50 лет назад»: в Новгороде вспоминают крушение самолета Як-40 на жилой дом

Самолет, выполнявший рейс из Сыктывкара в Ригу, потерпел крушение в центре Новгорода

22 октября 1975 года в Новгороде произошла авиакатастрофа. Пассажирский самолет Як-40, который летел из Сыктывкара в Ригу, рухнул на жилой дом в центре Новгорода.

Тогда погибли 11 человек, среди них два пассажира, четыре члена экипажа, столько же жильцов дома по проспекту Карла Маркса (сегодня Воскресенский бульвар), среди которых ребенок. Новгородцы сегодня вспоминают события 50-летней давности.

«Наша семья жила через двор от дома, в который врезался самолет. Бабушка рассказывала, что было это в районе пяти вечера, она собиралась на репетицию в театр и пила чай на кухне, окна выходили как раз на то здание, и она видела момент катастрофы. Во дворе тогда еще была железнодорожная поликлиника, медики оттуда были первыми, кто пришел на помощь пострадавшим», — написала в своем телеграм-канале новгородская журналистка Диана Васина.

В 1998 году о катастрофе с Як-40 впервые подробно рассказала газета «Новгородские ведомости». В частности, в 15 часов 26 минут Як оторвался от взлетно-посадочной полосы в Смольном, а 15 минутами позже он уже вышел на связь с диспетчерами Новгородского аэропорта и попросил включить приводы. Диспетчер передал следующие метеоданные: «Ясно, видимость 2300, ветер 110 градусов — 2 метра в секунду, давление 777 миллиметров ртутного столба, температура +3°С». А в это самое время город тонул в сплошном тумане, который до аэропорта в Юрьеве добрался значительно позже.

За 40 минут до посадки самолета при прогнозируемой облачности менее 200 метров и видимости менее двух тысяч метров, в нарушение приказа, руководитель полетов снял наблюдателя с ближнего привода без согласования с дежурным синоптиком, в результате чего данных фактической видимости на ближнем приводе не было. В радиограмме переговоров: «Завиток (позывные самолета — М. В.), у меня ясно». А в ответ: «Я ничего не вижу!».

Кроме того, вопреки инструкции на борт была передана погода почти часовой давности. И, еще раз, не соблюдя правила, командир корабля Сизов стал производить заход на посадку с прямой. При выпущенных закрылках на 20 градусов и высоте 200-300 метров самолет был переведен в горизонтальный полет. При удалении от посадочной полосы в 5,5 километра экипаж ошибочно принимает отклонение стрелки радиокомпаса за пролет дальнего привода и переводит машину на снижение, прижимаясь ближе к земле. На двадцатиметровой отметке вместо заветной бетонной посадочной полосы аэродрома навстречу ему встала крыша типографии. Как показало расследование, Як-40 отклонился в своем маневре на 700 метров от официального воздушного коридора.

Фото: vk.com/vnpfoto

Наверх