Многие мысли заимствованы из интересных материалов блога «Let’s bike it!», а также использованы материалы «Велосипедизации Великого Новгорода».
Сразу скажу, велосипед в городе – это транспорт. Многие же видят в велосипеде хобби, или детскую игру, или ассоциируют его исключительно с катанием в велоформе, спортивными велоклубами, поездками на природу, или субкультурами, вместо того, чтобы воспринимать велосипед как что-то обычное, для всех, скажем так, как сейчас многие воспринимают автомобиль. Поэтому мы создали проект «Велосипедизация Великого Новгорода». Проект призван объединить людей, которые хотят использовать велосипед как транспортное средство. Мы хотим свободно передвигаться по городу на велосипеде безопасно для себя и остальных участников движения, и считаем, что город – это прежде всего пространство для людей, пространство для жизни и оно должно быть комфортным.
Порой пешеходы и автолюбители воспринимают велосипедизацию как камень в свой огород, но я подчёркиваю, «мы не против автомобиля, мы за здравый смысл». Если есть возможность за 15 минут доехать на велосипеде, зачем стоять в пробке пол часа?! Кроме того, необходимо правильно расставить приоритеты. Прежде всего – пешеходы (преимущество должно быть у них), затем велосипедисты, общественный транспорт, и только потом автомобили. Недостаточно просто построить велодорожки, надо рассматривать транспорт в городском планировании комплексно.
Пока что никакой оптимизации городской среды в плане «пешеход-велосипедист-автолюбитель» не делается, хотя потребность есть. Вроде бы существуют планы развития города, в том числе приблизительный план развития велосипедных маршрутов, однако маршрут – это не дорожка и не обязательно подразумевает прочую инфраструктуру, да и совершенно не ясно когда эти маршруты будут реализованы. Более того, какая-либо внятная концепция развития велодвижения и велосипедной инфраструктуры попросту отсутствует.
Единственное, что немного успокаивает, велодорожки всё-таки строят. На новых улицах. Но и здесь не всё идеально. Технология строительства велодорожек пока не на высоте. Проблемы возникают ещё на этапе подготовки технического задания на разработку проектно-сметной документации. Уже в заданиях на проект в качестве покрытия указывается мелкоразмерная бетонная плитка с фаской, что для велодорожки недопустимо.
К счастью, удалось предотвратить использование плитки в строительстве велодорожки на проектируемой улице 8 Марта, которая соединит Псковский район с проспектом Мира. Это хорошо! Но без ответа остаются вопросы о том, как будут устроены велодорожки в строящемся Псковском районе на новых улицах города. Сейчас вокруг «Псковского треугольника» строители выложили дорожки из такой же плитки. Работы ещё не закончены и мы не знаем где тротуары, а где велодорожки, но беспокойство закрадывается. Ведь если велодорожка ничем кроме знака в её начале не будет отличаться от тротуара, это создаст путаницу и не исключено, что пешеходы пойдут по велодорожке, а велосипедисты окажутся на тротуаре.
Если взглянуть на проект застройки Псковского района, мы видим появление здесь большого количества улиц, но на них не видно велодорожек. Хотя было бы логично видеть велодорожку по реконструируемому и проектируемому участку улицы 8 Марта ведущую в сторону Центра и в Юрьево. К сожалению, сейчас у администрации нет понимания того, что велосипед – это не только здоровый образ жизни, но и возможное решение транспортной проблемы в городе. Если предложить новгородцам альтернативу автомобилю в виде велосипеда, подкреплённую созданием приемлемых условий для передвижения, уверен, многие бы пересели на велосипеды.
В Великом Новгороде есть большое количество людей желающих передвигаться по городу на велосипеде и уже делающих это. И среди них есть более активные, которые хотят форсировать развитие велосипедной инфраструктуры, хотят сделать городскую среду безопаснее и удобнее для всех. К слову, в мае на выставке «Новый город» будут представлены результаты исследований и предложения инициативной группы новгородских велосипедистов.
Мы также планируем проводить всевозможные велосипедные акции, велопробеги и другие мероприятия, которые покажут массовость велосипедистов и актуальность создания инфраструктуры. В то же время, обращаю внимание, это будут не протестные мероприятия, а направленные на популяризацию признанных во всём мире идей развития городской среды. Таким образом, мы показываем не агрессивную и анархичную «критическую массу» велосипедистов, а «критическую массу», которая способна покорить сердце и разум, как это было на перфомансе «Велосипед» в прошлом году, как это будет на заезде «Велосветлячки» 23 марта и на велосипедном променаде на городских велосипедах в мае. Есть и ещё один эффективный способ приблизиться к культуре, приятной всем. Способ в какой-то степени революционный – это личный пример, «просто ездить на своём велосипеде». На обычном велосипеде. В обычной одежде.