Памятник ценой в 53 тысячи коровы: почему «Медного всадника» называют мистическим стражем Петербурга
Мистика и политика
На канале «11 ЭКЮ» рассказали историю «Медного всадника».
С одной стороны — это просто легенды. Будто сам Петр с коня следит за порядком, а иногда и наказывает прохожих, оставляя следы копыт на песке.
С другой стороны же вполне земные дела. Екатерина II решила увековечить себя рядом с Петром, поставив памятник «от Екатерины Второй Петру Первому». С ее стороны это просто эдакая заявка на преемственность и легитимность.
Сама же идея памятника возникла ещё при жизни Петра. Он, правда, видел себя не всадником, а скульптором, вающим Россию из камня. Позже подключилась Елизавета, но реализовать проект смогла лишь Екатерина. За дело взялся француз Фальконе — тот самый, ради которого даже везли из Лахты гигантский Гром-камень. Императрица лично участвовала в обсуждениях скульптуры, защищала замыслы мастера от советчиков и даже согласилась оставить у копыт коня змею, которую все почему-то хотели убрать.
Саму же скульптуру отливали с трудом, часть деталей пришлось доделывать отдельно. Голову Петра, например, отлила ученица Фальконе Мари-Анна Колло, позже ставшая академиком. Сам же мастер не дожил до открытия памятника: памятник торжественно представили в 1782 году, ровно через 100 лет после вступления Петра на престол и 20 лет со дня воцарения Екатерины. Стоил он казне немалые деньги — историки подсчитали, что примерно как 53 тысячи коров. Но результат получился знаковым: и мистический символ города, и грандиозное «я» императрицы, и шедевр, который пережил века.
Ранее мы рассказывали почему в СССР все ели с хлебом.
