Рекреация школы
Новости

Принципы модернизации типовых школьных зданий. Обновление интерьеров 23 школы

Проект обновления интерьеров 23 школы в Великом Новгороде.

Визуализация: София Богданова

Магистр дизайна среды София Богданова рассказала сетевому изданию «Генплан Великого Новгорода» о своей выпускной квалификационной работе о принципах модернизации типовых школьных зданий и обновлении интерьеров 23 школы. Работа была выполнена на кафедре дизайна Политехнического института НовГУ под руководством архитектора Дмитрия Пекшина.

Современные школы играют ключевую роль в формировании личности и обучении детей, обеспечивая их не только знаниями, но и комфортной и безопасной средой для развития. Однако многие школы в России, особенно построенные в советское время, устарели и больше не соответствуют современным требованиям к образовательным пространствам. Это приводит к необходимости модернизации школьных интерьеров для повышения их функциональности, безопасности и комфорта.

Цель исследования заключается в анализе существующих проблем типовых школьных зданий и разработке концепции их обновления. Апробация результатов исследования проведена на примере разработки проекта обновления интерьеров школы №23 в Великом Новгороде, где планируется провести модернизацию, соответствующую современным стандартам и требованиям к образовательной среде.

Эволюция типовых школьных пространств

Рис. 1. Эволюция типовых школьных пространств.

Типовые школы, построенные в советский период, имеют ряд характерных особенностей. Они были разработаны с целью стандартизации образовательных учреждений и экономии ресурсов. Основные характеристики таких школ включают (рис. 1-2):

  1. Стандартные планировки и архитектурные решения: Большинство школ имеют типовые планировки, предполагающие коридорную систему с классами по обе стороны.
  2. Ограниченные возможности для модификации пространства: Такие школы не предусматривают гибких пространственных решений, необходимых для современных образовательных методик.
  3. Устаревшие инженерные системы: В типовых школах часто используются устаревшие системы отопления, вентиляции и освещения, которые требуют модернизации.
  4. Недостаточная инклюзивность: В старых школах отсутствуют условия для комфортного пребывания детей с ограниченными возможностями, что противоречит современным требованиям к доступности (Рисунок из первой главы с особенностями типовых школ).
Особенности типовых школьных пространств

Рис. 2. Особенности типовых школьных пространств.

Исследование современных школьных пространств позволило выявить ряд принципов, которые могут быть применены при модернизации типовых школ. Важнейшими принципами являются использование психологии цвета и правильного освещения для улучшения концентрации и эмоционального состояния учащихся. Организация пространства с учетом удобства и эргономики мебели способствует физическому благополучию и концентрации. Интеграция с природой, через растения и зелень, снижает уровень стресса и улучшает настроение. Экологичный дизайн и инклюзивные решения делают школы доступными и удобными для всех учеников. Наконец, внедрение интерактивных технологий повышает вовлеченность и интерес к обучению (рис. 3-5).

Анализ современных школьных пространств

Рис. 3. Анализ современных школьных пространств.

Принципы обновления школьных интерьеров

Рис. 4. Принципы обновления школьных интерьеров.

Применение принципов обновления школьных пространств на примере

Рис. 5. Применение принципов обновления школьных пространств на примере.

Великий Новгород — один из старейших городов России, и многие школы здесь были построены еще в советское время. Большинство из этих образовательных учреждений нуждается обновлении. В ходе проведенного исследования было определено количество школ каждого типа, а также их процентное соотношение в общем числе типовых учебных заведений города (рис. 6):

  • 65-426/1 (8 школ) – 23.5%, (№8, №21, №13, №25, №10, №23, №18, №9)
  • У-76 (5 школ) – 14.7%, (№31, №16, Исток, Гимназия №3, Гармония)
  • V-92 (3 школы) – 8.8% (№33, №34, Гимназия №4)
  • МЮ (3 школы) – 8.8% (№12, Гимназия №2, №22)
  • Проект Степановой (2 школы) – 5.8% (№2,№14)
  • Ю-1 (1 школа) – 2.9% (№4)97
  • 224-1-366с (1 школа) – 2.9% (№26)
  • С-1 (1 школа) – 2.9% («Новоскул»)
  • V-79 (1 школа) – 2.9% (№15)

Из результата исследования было выявлено, что в Великом Новгороде преобладают школы типа 65-426/1 (8 школ) – 23.5%, школа данного типа взята за основу для разработки дизайн-проекта.

Анализ типовых школ Великого Новгорода

Рис. 6. Анализ типовых школ Великого Новгорода.

Школа №23 в Великом Новгороде — это типичное учебное заведение, построенное в советское время, с устаревшими инженерными системами и эргономическими показателями. Эти факторы негативно влияют на процесс обучения и создают дискомфорт для учеников. К тому же, школа нуждается в создании условий, которые будут обеспечивать удобство и доступность для всех учащихся (рис. 7).

Анализ школы №23

Рис. 7. Анализ школы №23.

Модернизация школы №23 в Великом Новгороде необходима для улучшения условий обучения и обеспечения безопасности. Планируется заменить старые инженерные системы, улучшить освещение, установить современное оборудование и обеспечить доступность для всех учеников. Эти меры создадут комфортную и эффективную образовательную среду, соответствующую современным стандартам.

Современные школьные пространства, такие как столовая, актовый зал и рекреация, играют ключевую роль в улучшении образовательного процесса и общего благополучия учащихся. В школе №23 на основе опросов учеников, учителей и родителей был разработан дизайн-проект для этих помещений, который призван улучшить условия учебы и отдыха.

  • Столовая должна быть комфортным и функциональным местом для приема пищи. Она включает несколько зон: основная зона питания, зона буфета и зона барной стойки для старшеклассников. Спокойная и нейтральная цветовая палитра с использованием белого, светло-серого, зеленого и светлого дерева создает приятную атмосферу. Мебель в столовой эргономична и многофункциональна, а освещение организовано таким образом, чтобы использовать как естественный свет из больших окон, так и светодиодные светильники для равномерного освещения (рис. 8).
  • Актовый зал

    Рис. 8. Актовый зал.

  • Актовый зал представляет собой многофункциональное пространство для проведения различных мероприятий. Его оформление выполнено в натуральных тонах с акцентом на использование дерева и зелени. Мобильная мебель позволяет легко трансформировать зал для лекций, концертов или учебных занятий. Эффективное освещение обеспечивается большими окнами и светодиодными светильниками, что позволяет создавать уютную и приятную атмосферу для всех участников мероприятий (рис. 9).
  • Столовая

    Рис. 9. Столовая.

  • Рекреация служит местом для отдыха в перерывах между учебой. Она разделена на зоны для тихого и активного отдыха, оснащена мобильными перегородками и графитовой стеной для письма. В интерьере рекреации доминируют светлые и природные цвета, такие как белый и зеленый, которые создают спокойную и расслабляющую атмосферу. Мебель в рекреации легкая и мобильная, что позволяет изменять конфигурацию пространства в зависимости от нужд учащихся. Эффективное освещение и живые растения добавляют уют и способствуют улучшению микроклимата в помещении (рис. 10).
  • Рекреация

    Рис. 10. Рекреация.

Эти помещения являются яркими примерами того, как современные принципы дизайна могут способствовать созданию комфортной и вдохновляющей образовательной среды.

Принципы модернизации типовых школьных зданий. Обновление интерьеров 23 школы
Подписывайтесь на «Генплан Великого Новгорода» в Новостях, Дзене, Telegram и ВКонтакте.
Наверх